ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-939/20146.11 от 06.11.2014 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12- 939/2014 6.11.2014 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Свердловского районного суда г. Перми Роготнева Л.И.

при секретаре Мингараевой Ю.Ю.

с участием защитника Каримова Т.Д. (по доверенности)

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: <...> административное дело по жалобе защитника в интересах ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 37 Свердловского района г. Перми Гулина А.А. от 1.10.2014 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 Свердловского района г. Перми от 1.10.2014г. ФИО1 признан виновным по ст. 19.4 ч.1 КоАП Российской Федерации за то, что, являясь -ДОЛЖНОСТЬ- ЗАО «ОГПТ «Искра - АВИАГАЗ», ДД.ММ.ГГГГ не явился в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю по адресу: <адрес>, для дачи объяснений по налоговой декларации по налогу на прибыль организации за 3 месяца ДД.ММ.ГГГГ Ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 2000 руб.

Защитник в интересах ФИО1, который не согласен с постановлением, подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, т.к. в действиях ФИО1 отсутствуют события и состав административного правонарушения. Из материалов дела следует, что инспекция, проводя камеральную проверку декларации, запросила объяснения и документы, который были предоставлены в ДД.ММ.ГГГГ в инспекцию по представленной декларации по налогу на прибыль за 3 мес. ДД.ММ.ГГГГ. В июле инспекция вновь запросила те же самые объяснение, при этом, не указав причину получения объяснений. Обществом был дан ответ, что все объяснения ими были представлены в ДД.ММ.ГГГГ а также просило сообщить причину, по которой юридическое лицо вызывается для дачи объяснений. Поэтому должностное лицо не может нести ответственность за неправомерные действия налоговой инспекции. Кроме того, при возбуждении дела об административном правонарушении – составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ. – не был допущен защитник ФИО1, который явился к назначенному времени с доверенностью. Должностное лицо налоговой инспекции сообщило защитнику, что протокол в отношении ФИО1 составляться не будет, дата составления протокола переносится. Защитнику было предложено подать письменные объяснения, что он и сделал. Но ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 пришла копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 в день для составления протокола не мог явиться к должностному лицу, потому что находился в командировке в <адрес>. Следовательно, было нарушено право на защиту ФИО1 В случае, если суд не согласится с доводами жалобы, то защитник просил применить ст. 2.9 КоАП Российской Федерации.

В суд ФИО1 не явился, извещен судом в порядке, предусмотренном ст.25.15 КоАП Российской Федерации, ходатайство о не возможности рассмотрения дела в его отсутствие не представил.

В суде защитник на доводах жалобы настаивает полностью, пояснил, что налоговый орган превысил свои полномочия, поскольку в уведомлении о вызове не указал, по какой причине требуется представить объяснение, поскольку в период камеральной проверки объяснение по указанным в требовании вопросам уже представлялось. Также настаивает на том, что при производстве по делу было допущено существенное нарушение прав ФИО1 – права на защиту в связи с тем, что защитник не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении. Поэтому постановление подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.

Судья, выслушав защитника, изучив материалы административного дела № 5 – 1000/37/2014,приходит к следующему:

Статья 30.6 ч.3 КоАП Российской Федерации устанавливает, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно требованиям ст. 19.4 ч.1 КоАП Российской Федерации, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налоговые органы вправе:

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода

либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Статья 87 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что ч. 1. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Ч.2. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Как видно из копии уведомления от ДД.ММ.ГГГГ г.(л.д.9-10), юридическое лицо вызывалось, как налогоплательщик, для дачи пояснений о причинах увеличения убытков, причинах снижения выручки, причинах получения отрицательного финансового результата от реализации товаров. Анализируя поставленные вопросы, прихожу к выводу, что ни один из них не содержит законных требований о даче объяснений связанных с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, либо проводимой по результатам камеральной проверки представленной декларации.

Согласно копии сообщения от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 21), копии ответа ЗАО «ОГПТ «Искра - АВИАГАЗ» (л.д.22), налоговая инспекция уже запрашивала пояснения по тем же вопросам, что и в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ., в период проведения камеральной проверки по представленной налоговой декларации на прибыль за 3 мес. ДД.ММ.ГГГГ. Пояснения обществом были представлены в налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на письме общества от ДД.ММ.ГГГГ. Из копии письма общества от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18) следует, что общество уведомило налоговый орган о том, что письменные объяснения уже представлены, иная информация по указанным в уведомлении вопросам в обществе отсутствует. Данное письмо было получено налоговой инспекций ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается отметкой на письме общества.

Иные доказательства, подтверждающие не выполнение ФИО1 законного требования должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор в области налогов и сборов, в материалах дела отсутствуют.

Следовательно, выводы мирового судьи в постановлении о наличии в бездействии ФИО1 не выполнения законного требования и распоряжения, изложенного должностным лицом налогового органа, в уведомлении, предусмотренном законом, не соответствуют обстоятельствам дела.

Статья 28.1 ч.4 п.3 КоАП Российской Федерации предусматривает, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Согласно требованиям ст. 28.2 КоАП Российской Федерации, ч.1. О совершении административного правонарушения составляется протокол,

Ч.3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Ч.4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Ч.4.1. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Ч.5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Ч.6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Из уведомления о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 16-17)следует, что ФИО1, как законный представитель юридического лица - -ДОЛЖНОСТЬ-, был извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении в отношении ЗАО «ОГПТ «Иска - АВИАГАЗ» ДД.ММ.ГГГГ. в 14 час. по ст.19.4 ч.1 КоАП РФ. Но в материалах дела отсутствует уведомление ФИО1, как должностного лица ЗАО «ОГПТ «Иска - АВИАГАЗ», о составлении протокола об административном правонарушении в отношении него. Также отсутствуют доказательства направления такого уведомления ему, как должностному лицу. Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.3-6), он составлен в отношении -ДОЛЖНОСТЬ- ЗАО «ОГПТ «Искра - АВИАГАЗ» ФИО1

Из пояснений защитника следует, что ДД.ММ.ГГГГ. его не допустили до участия в составлении протокола об административном нарушении как защитника ФИО1, несмотря на то, что у него была нотариально оформленная доверенность. Данное обстоятельство подтверждается и копией ответа руководителя управления ФНС по Пермскому краю (л.д. 50-51), из которого также следует, что защитник ФИО1 не был допущен к участию при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1

На основании изложенного, и из совокупности исследованных доказательств, следует, что при составлении протокола об административном правонарушении было нарушено право ФИО1 на участие в составлении протокола об административном правонарушении, право на защиту, что является существенным нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Поэтому постановление мирового судьи от 1.10.2014г. подлежит отмене.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4 ч.1 КоАП Российской Федерации, постановление мирового судьи отменено, поэтому производство по делу в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч.1 п.2 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л А:

Постановление мирового судьи судебного участка № 37 Свердловского района г. Перми от 1.10.2014г. отменить.

Прекратить производство по делу в отношении ФИО1 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение вступает в законную силу с момента его принятия.

Судья: Л. И. Роготнева.