Р Е Ш Е Н И Е
г. Собинка 14 ноября 2012 года
Судья Собинского городского суда Бусурин О.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России Н.И.NN от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МУМП ЖКХ <...> ФИО1, о привлечении к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России Н.И.NN от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор МУМП ЖКХ <...> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на данное постановление, мотивируя которую указал, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ о наложении штрафа по делу об административном правонарушении NN вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям. МУМП ЖКХ <...> оказывало услуги по опломбированию приборов учета в жилых домах, взимая за нее плату в размере 527 рублей. Стоимость данной услуги была установлена на основании приказа по предприятию NN от ДД.ММ.ГГГГ, которая возросла по сравнению с предыдущей (установленной Решением Совета народных депутатов <...>), поскольку изменился объем работ, определяющий данную услугу, в связи с тем, что потребители регулярно нарушали схему подключения приборов учета к внутренним инженерным коммуникациям, а также применяли не прошедшие метрологическую поверку приборы, с истекшим сроком поверки, ненадлежащего типа. Услуга по опломбированию приборов учета, предоставляемая МУМП ЖКХ <...> на основании приказа по предприятию NN от ДД.ММ.ГГГГ, включала в себя затраты, связанные с подготовкой и выдачей технических условий на установку приборов учета. Вышеуказанный приказ был выпущен предприятием ввиду отсутствия нормативно-правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего стоимость данной услуги, а любая услуга не может быть бесплатной. Опломбирование прибора учета – это обеспечение одного из требований законодательства: «средства измерений должны быть поверены и опломбированы организацией, имеющей соответствующую лицензию. Неопломбированные средства измерений к эксплуатации не допускаются» ( п.41 Правил пользования системами коммунального водоснабжений и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 года №167). Согласно Закону №261-ФЗ ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета обеспечивают собственники этих приборов учета, при этом в законодательстве не указано, кто обязан выполнять непосредственно ввод в эксплуатацию приборов учета (документально оформлять соответствие приборов учета нормативным требованиям) и за чей счет. Согласно ч.3 ст.19 Закона №261-ФЗ установка и ввод в эксплуатацию приборов учета могут осуществляться исполнителем энергосервисного договора, т.е. лицом, его установившим, что не отвечает интересам предприятия, поскольку сам потребитель (или иное лицо), ненадлежащим образом установивший прибор учета либо установив ненадлежащий прибор, сам может ввести его в эксплуатацию. Правилами №354 предусмотрено, что потребитель вправе требовать от исполнителя совершение действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений (п.п.«и» п.33); исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего или комнатного прибора учета (п.п.«у» п.31). Приведя вышеуказанные обоснования своей жалобы, заявитель считает, что нарушения интересов потребителя со стороны предприятия при оказании услуг по опломбированию прибора учета не было и нет, поскольку выбор организации, которая бы оказала данную услугу, в соответствии с законодательством, остается за потребителем. Кроме того, заявитель в своей жалобе указал на то, что срок давности его привлечения к административной ответственности истек, поскольку административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – 2-х месяцев со дня его обнаружения. В соответствии с ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, в том числе, предусмотренное ст.14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которое было принято и вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, а постановление по делу об административном правонарушении было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Директор МУМП ЖКХ <...> просил производство об административном правонарушении прекратить, постановление по делу об административном правонарушении NN от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы, настаивал на удовлетворении жалобы в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области в суд не прибыл, просил рассмотреть жалобу без их участия. Судья удовлетворяет данное ходатайство.
Судья, выслушав ФИО1, изучив письменные материалы дела, считает необходимым постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области NN от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.31 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – оставить без изменения по следующим основаниям.
МУМП ЖКХ <...> является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения физическим и юридическим лицам на территории <...>, которая имеет на своем балансе водопроводно-канализационные сети на праве хозяйственного ведения и осуществляет опломбирование приборов учета расхода воды в <...> для частного сектора. Между МУМП ЖКХ <...> и жителем Ю.И.ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на оказание услуг по водоснабжению и вывозу твердых, жидких бытовых отходов, которым определено, что установка приборов учета на услуги по водопотреблению – с обязательным участием представителя «Исполнителя» - для опломбирования указанных приборов, при отсутствии или повреждении пломб оплата услуги производится по нормативу.
В соответствии с Указом Президента РФ от 28.02.1995 года №221 и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №329 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Федеральным законом от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» работы и услуги по опломбировке индивидуальных приборов учета не отнесены к числу работ и услуг, подлежащих государственному регулированию. Размер платы за опломбирование приборов учета устанавливается ресурсоснабжающей организацией с учетом положения, установленного п.2 ст.709 ГК РФ, согласно которому цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и вознаграждение.
Согласно ч.1 ст.10 Закона «О защите конкуренции», лицам, занимающим доминирующее положение хозяйствующего субъекта, запрещены действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. К числу таких действий, в частности, отнесено навязывание контрагенту невыгодных условий договора. В соответствии со ст.5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, дающее такому субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. В силу ч.5 ст.5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
МУМП ЖКХ <...> включено в состав регионального раздела Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара (работ, услуг) долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарным позициям: «Сбор и очистка воды», «Распределение воды» и «Удаление и обработка сточных вод» с долей более 50 процентов в географических границах территории расположения потребителей, охваченных присоединенной водопроводной системой, системой канализации МУМП ЖКХ <...>, в административных границах <...>. Согласно ст.4 Федерального закона РФ от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. МУМП ЖКХ <...> занимает доминирующее положение на локальных рынках услуг водоснабжения и водоотведения в <...>, а поэтому на действия (бездействие) МУМП ЖКХ <...> на рынке услуг водоснабжения и водоотведения, в том числе, услуги по опломбированию приборов учета, распространяются запреты, установленные ст.10 Закона «О защите конкуренции».
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы в соответствии с Федеральным законом РФ от 23.11.2009 года №261-ФЗ подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Опломбирование приборов учета воды является обязательным техническим требованием, необходимым для оказания заинтересованным лицам услуг водоснабжения и водоотведения и осуществляется силами организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, в связи с чем потребность в опломбировании приборов учета носит подчиненный характер по отношению к услугам водоснабжения и водоотведения. Из вышеизложенного следует, что действия по опломбированию средств учета воды не являются оказанием услуг населению и другим организациям, а являются текущей работой ресурсоснабжающей организации и производятся исключительно в ее интересах с целью контроля от несанкционированного доступа к приборам учета.
Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 года № 149 утвержден порядок заключения и существенные условия договора, регулирующие условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов. Разделом 3 данного порядка предусмотрено, что договор на установку (замену) прибора учета в числе существенных условий наряду со сроками установки (замены) прибора учета должен содержать указание на порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию. Однако действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования прибора учета.
Доводы жалобы о требованиях к опломбированию приборов учета, содержащихся в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №167 от 12.02.1999 года, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии с п.3 данных Правил и действующих в редакции от 23 мая 2006 года, определено, что они не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307. Согласно п.«г» п.52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, потребитель обязан обеспечить сохранность пломб на коллективных /общедомовых/, общих /квартирных/ или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении.
Утверждения заявителя о том, что собственники жилых помещений /квартир/ в многоквартирном доме обязаны производить опломбирование приборов учета за свой счет, являются несостоятельными, поскольку данным пунктом Правил такая обязанность не предусмотрена, не предусмотрено это и иными правовыми актами.
Кроме того, доводы заявителя о том, что на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении NN от ДД.ММ.ГГГГ, срок давности (2 месяца) привлечения к административной ответственности истек, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.4.5. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.6 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.14.31 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ. Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства NN было вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 назначено минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией ст.14.31 КоАП РФ, – штраф в размере 20000 рублей, которое суд, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считает соразмерным совершенному деянию.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России Н.И.NN от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МУМП ЖКХ <...> ФИО1 – оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу директора МУМП ЖКХ <...> ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России Н.И.NN от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без удовлетворения.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля естественных монополий и информационного анализа Владимирского УФАС России Н.И.NN от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МУМП ЖКХ <...> ФИО1, о привлечении к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ – оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней во Владимирский областной суд через Собинский городской суд.
Судья