ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-93/20 от 14.12.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2020 года город Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Орловский молочный завод» М.Н.В. на постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Орловский молочный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Заводского районного суда г. Орла от 30.11.2020 юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Орловский молочный завод» (далее – ООО «Орловский молочный завод») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта Сеть газопотребления ООО «Орловский молочный завод» (11) №А10-21719-0001, 3 класс опасности, расположенного по адресу: г. Орел, <адрес> на срок 35 суток с исчислением срока административного наказания с момента фактического приостановления деятельности, то есть с 24.11.2020.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, конкурсный управляющий ООО «Орловский молочный завод» М.Н.В. ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события и состава вмененного административного правонарушения.

Указывает, что должностным лицом административного органа в нарушение требований КоАП РФ не представлено документов, позволяющих установить характер проведенной в отношении ООО «Орловский молочный завод» проверки (плановая или внеплановая) и основания для ее проведения (приказ, распоряжение), доказательства согласования проверки с органами прокуратуры.

Приводит доводы о том, что ООО «Орловский молочный завод» предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований безопасной эксплуатации опасного объекта, а именно: наличие при эксплуатации объекта с момента его передачи конкурсному управляющему аттестованного сотрудника в области промышленной безопасности, а также наличие инженерно-технического персонала.

03.08.2020 в штат ООО «Орловский молочный завод» были приняты на должности операторов котельной ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Указанные работники прошли проверку знаний обученного персонала и допущены к обслуживанию паровых котлов, что подтверждается протоколом проверки знаний обученного персонала ООО «Орловский молочный завод» постоянно действующей аттестационной комиссии <...> от 28.08.2020.

Из протокола Территориальной аттестационной комиссии Приокского управления Ростехнадзора от 29.03.2017 следует, что ФИО8 прошел проверку знаний руководителей и специалистов в области промышленной безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.

Инженер ОПО Малов В.М. проходил последнюю аттестацию в области промышленной безопасности 26.10.2016, однако из разъяснений, данных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 (ред.01.10.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» следует, что имеющаяся аттестация продлевается и считается действующей до 01.07.2021.

30.09.2020 работник «ОМЗ» ФИО16 был направлен на обучение в частное учреждение дополнительного образования Учебный центр <...> на обучение. В связи с несвоевременной оплатой договор на обучение с данным учреждением подписан с 26.11.2020.

Отмечает, что у ООО «Орловский молочный завод» имеются договоры с ООО <...> от 20.10.2020 , с <...> от 09.01.2020, обеспечивающими безопасную эксплуатацию газового оборудования.

Считает назначенное ООО «Орловский молочный завод административное наказание в виде приостановления деятельности чрезмерно суровым, поскольку судьей не было принято во внимание имущественное положение юридического лица, находящегося в стадии конкурсного производства, а также тот факт, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности котельной в разгар отопительного сезона приведет к необратимым последствиям и порче имущества должника-банкрота.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия угрозы жизни или здоровью людей, а также возникновения иных обстоятельств, при наличии которых целесообразно назначение данного вида наказания. В постановлении судья не решил вопрос о мероприятиях необходимых для обеспечения исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснения защитника юридического лица ФИО11, поддержавшей доводы жалобы, возражения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - государственного инспектора отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО12, представителя Приокского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО13, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

Согласно частям 1-10 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Подготовка иных категорий работников в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Первичная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится не позднее одного месяца: при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Внеочередная аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

При аттестации работников в области промышленной безопасности проводится проверка знания требований промышленной безопасности в соответствии с областями аттестации, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности.

Категории работников, проходящих аттестацию в области промышленной безопасности в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, определяются Правительством Российской Федерации.

Если в организации, осуществляющей деятельность в области промышленной безопасности, аттестационная комиссия не сформирована, аттестация работников в области промышленной безопасности проводится аттестационной комиссией, формируемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации.

Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.

Работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, вправе обжаловать решения соответствующей аттестационной комиссии в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности является обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объектах, в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей районного суда, ООО «Орловский молочный завод» эксплуатирует опасный производственный объект (далее - ОПО) Сеть газопотребления ООО «ОМЗ» (11) № А10~21719-0001, III- класс опасности. В состав ОПО входит оборудование работающее под давлением более 0,07 Мпа на которое распространяются требования промышленной безопасности (2 котла парогенератора уч.регМ 0-390, № 0-412 - рабочая среда пар, рабочее давления 1,2 Мпа; наружный и внутренний газопроводы, площадка ГРПШ).

Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.08.2018 ООО «Орловский молочный завод» признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре, в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим общества утверждена М.Н.В. (л.д.31-37, 38-40).

23.11.2020 в 10 часов 00 минут по адресу: г. <адрес> государственным инспектором отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО12 на основании предоставленной информации ООО <...> о наличие договоров и фактического потребления газа в 2020 году ООО «Орловский молочный завод», а также в связи с отсутствием у уполномоченного органа сведений о проведении аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала данного юридического лица проведены мероприятия по контролю (надзору) за опасным производственным объектом: Сеть газопотребления ООО «ОМЗ» (11) №А10-21719-0001, 3 класс опасности, эксплуатируемым ООО «Орловский молочный завод», в ходе которых выявлено нарушение юридическим лицом обязательных норм и требований в области промышленной безопасности, в частности не обеспечение проведения аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объекте, что является нарушением части 1 статьи 9, статья 14.1 Федерального закона №116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», подпункта «ж» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2, 3 классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором отдела общепромышленного надзора по Брянской и Орловской областям Приокского управления Ростехнадзора ФИО12 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО «Орловский молочный завод».

30.11.2020 постановлением судьи Заводского районного суда г. Орла юридическое лицо – ООО «Орловский молочный завод» признано виновным в совершении вмененного административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и вина юридического лица - ООО «Орловский молочный завод» подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 23.11.2020, в котором изложены обстоятельства административного правонарушения (л.д.6-8); протоколом о временном запрете деятельности от 23.11.2020 (л.д.9-11); уведомлением <...> от 17.09.2020 о фактическом потреблении газа ООО «Орловский молочный завод» в 2020 году помесячно (л.д.46-47); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Орловский молочный завод», свидетельством о регистрации опасного производственного объекта Сеть газопотребления А10-21719-0001 3 класса опасности, эксплуатируемого ООО «Орловский молочный завод» и зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов от 07.07.2016 , лицензией от 12.10.2016 , согласно которым ООО «Орловский молочный завод» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2,3 классов опасности (л.д.13-25, 28, 29-30); протоколом проверки знаний (аттестации) главного инженера ФИО8, из которого следует, что проведена аттестация в области «деятельности, связанной с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов, монтажом (демонтажем), наладкой, обслуживанием и ремонтом (реконструкцией) оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на опасных производственных объектах» Б8.26, и не содержащего данных об аттестации ответственного сотрудника ООО «Орловский молочный завод» в области промышленной безопасности «эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органически и неорганическими теплоносителями) на опасных производственных объектах» Б8.21 (л.д.153); копией удостоверений от 04.12.2013 , от 06.12.2013 , от 06.12.2013 об аттестации ФИО9 в области промышленной безопасности, из которых следует, что срок их действия на момент выявления административного правонарушения истек, повторная аттестация ФИО9 не проводилась (л.д.81-86) и иными материалами дела.

Всем собранным по делу доказательствам судьей дана правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.

Судья районного суда правильно пришел к выводу о том, что совершенное юридическим лицом - ООО «Орловский молочный завод» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Постановление о привлечении юридического лица – ООО «Орловский молочный завод» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вынесено судьей районного суда в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Довод жалобы о нарушениях должностным лицом административного органа требований КоАП РФ, выразившихся в не представлении документов, позволяющих установить характер проведенной в отношении ООО «Орловский молочный завод» проверки и основания для ее проведения, является несостоятельным, поскольку в данном случае проверка в отношении ООО «Орловский молочный завод» на основании Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не проводилась.

Административное правонарушение выявлено и производство возбуждено на основании статьи 28.1 КоАП РФ при проведении мероприятия по контролю (надзору) за опасным производственным объектом: Сеть газопотребления ООО «ОМЗ» (11) №А10-21719-0001, 3 класс опасности, эксплуатируемым ООО «Орловский молочный завод» в связи с отсутствием у Ростехнадзора сведений о проведении аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала данного юридического лица, а также на основании предоставленной информации ООО «Газпром межрегионгаз Орел».

Ссылка конкурсного управляющего ООО «Орловский молочный завод» М.Н.В. на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №440 (ред.01.10.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году», согласно которому имеющаяся аттестация в области промышленной безопасности продлевается и считается действующей до 01.07.2021, не может быть принята во внимание, поскольку материалами дела установлено, что на момент выявления административного правонарушения у инженера ОПО ФИО9 и заместителя инженера ОПО ФИО14 отсутствовала аттестация в области промышленной безопасности - эксплуатация котлов (паровых, водогрейных, с органическими и неорганическими теплоносителями) на опасных производственных объектах Б.8.21. (Приказ Ростехнадзора от 06.04.2012 №233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний ) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Несостоятельным является и довод жалобы о необоснованности назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначено юридическому лицу – ООО «Орловский молочный завод» в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, при его назначении судья районного суда учел характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то обстоятельство, что выявленные нарушения при эксплуатации юридическим лицом опасного производственного объекта создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, а поэтому, оснований для изменения вида административного наказания не усматривается.

При этом следует отметить, что в случае устранения выявленных нарушений, в соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП ООО «Орловский молочный завод» вправе обратиться к судье, вынесшим постановление, с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, частью 1 статьи 23.31, пунктом 5 части 2 статьи 23.31 КоАП РФ государственные инспекторы территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в связи с чем, довод жалобы об отсутствии полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении во внимание не принимается.

Иные доводы жалобы по сути направлены на переоценку собранных по делу доказательств, являлись предметом проверки судьи районного суда и обоснованно признаны несостоятельными.

Обстоятельств, которые в силу статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Заводского районного суда г. Орла от 30 ноября 2020 года, вынесенное в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Орловский молочный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью «Орловский молочный завод» М.Н.В.- без удовлетворения.

Судья И.Н. Сабаева

1версия для печатиДело № 12-93/2020 (Решение)