Дело №12-93/2016
РЕШЕНИЕ
1 ноября 2016 года г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Областного государственного казённого учреждения «Департамент автомобильных дорог» на постановление врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Инзенский» М.С.А.. от 09.09.2016 года,
у с т а н о в и л :
Постановлением врио государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Инзенский» М.С.А.. от 09.09.2016 года №... ОГКУ «Департамент автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что ОГКУ «Департамент автомобильных дорог», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автодороги, 08.08.2016 года на автодороге «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское» с 48 км + 000 м по 53 км + 000 м в нарушение п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению БДД, п.п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р-50597-93, п.п.6.2.2, 6.2.4 ГОСТ Р-52289-04 не выполнило требование по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодороги в части отсутствия горизонтальной дорожной разметки 1.2.1 ПДД РФ (сплошная линия, обозначающая край проезжей части), тем самым создав угрозу безопасности дорожного движения.
Не соглашаясь с постановлением, представитель ОГКУ «Департамент автомобильных дорог» обратился в суд с жалобой на указанное постановление. Считает вынесенное постановление об административном правонарушении незаконным и необоснованным по следующим основаниям. При рассмотрении дела не дана оценка бюджетной смете на 2016 год. Департамент в своей деятельности строго руководствуется бюджетом, самостоятельно не утверждает смету расходов на организацию дорожной деятельности в отношении существующей сети автомобильных дорог Ульяновской области. Из бюджетной сметы расходов на 2016 год устанавливаются расходы на обустройство автодорог в размере 70 000 000 руб. Указанные денежные средства предусмотрены на установку знаков, на нанесении горизонтальной дорожной разметки, монтаж и обустройство световыми опорами пешеходных переходов. На нанесение горизонтальной дорожной разметки из областного бюджета предусмотрены денежные средства в размере 35 231 307 руб. Вместе с тем на нанесение разметки требуется 143 900 000 руб. По указанной дороге выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.11, 1.24.1 ПДДРФ.
Существуют проблемы, влияющие на долговечность дорожной разметки. При интенсивности движения более 30-35 тыс. автомобилей в год истирается не только горизонтальная разметка, но и верхний слой покрытия проезжей части. Требованиями п.5.4 ГОСТ Р 51256-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования» установлено, что гарантийный срок покрытий, нанесенных краской (эмалями) составляет не менее 3 месяцев, а с использованием термопластиков - от 6 месяцев. Ни один из применяемых материалов не гарантирует её круглогодичную сохранность.
Исходя из установленного норматива, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 10.12.2007 № 460, годовой норматив содержания дорог на 2016 год на общую протяженность автодорог Ульяновской области должен составлять 4 382 667 749 руб. (1км содержания составляет 946 580 руб.). Фактически размер выделенных на их содержание ассигнований в 2016 году в 4 раза меньше от норматива и составляет 1 101 180 151 руб. (1км содержания составляет 237 835 руб.). Недостаточное финансирование приводит к снижению объемов и цикличности производства работ, в том числе это касается и нанесения дорожной разметки. Выделенные главным распорядителем бюджетных средств денежные средства позволяют охватить только дороги с высокой интенсивностью движения автотранспорта, при этом отдается предпочтение краске, т.к. гарантированный срок эксплуатации термопластика выше всего в 2 раза, а его стоимость превышает стоимость краски в 5 раз. Повторное нанесение разметки термопластиком в течение года автоматически приводит к снижению объемов в 10 раз. Так вместо намеченных в 2016 году 1700 км, возможно было бы нанести только 170 км.
На основании изложенного, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, при существующем уровне финансирования, обеспечить максимально-возможную протяженность линий разметки возможно только с использованием краски (эмалей), которая будет различима в наиболее опасный летний период (май-сентябрь), характеризующийся наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий).
В целях безопасности дорожного движения на спорной автомобильной автодороге выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5,1.6, 1.11, 1.24.1 на участке с 0 км по 141км+335м, что подтверждается Журналом производства работ.
В связи с существующим уровнем финансирования разметка 1.2 «Краевая линия» наносилась на спорной автодороге на участках с большей интенсивностью движения на 32,9 км спорной автодороги.
Просит суд отменить постановление ОГИБДД ОМВД России «Инзенский» №... от 09.09.2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 300 000 рублей.
Защитник лица, привлеченного к административной ответственности, в судебное заседание не явился. Предоставил заявление, в котором просит рассмотреть жалобу в его отсутствие. В случае признания постановления обоснованным, просит суд снизить размер штрафа до 150 000 руб.
Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, М.С.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Исследовав представленные суду письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Статьей 12.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде административного штрафа в размере трехсот тысяч рублей.
В силу ст.12 Федерального закона «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст.ст.2, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
В соответствии с п.п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 №431-П, автомобильная дорога «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское» является автомобильной дорогой регионального значения, то есть находится в собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.
В соответствии с Уставом ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» учреждение осуществляет деятельность в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или муниципального значения на территории Ульяновской области и осуществления на них дорожной деятельности в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными, в том числе, Федеральными законами. Основными целями деятельности, кроме прочего, является обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них; содействие обеспечению развития и улучшения их технического состояния, внедрения перспективных технологий в области дорожной деятельности. Для достижения указных целей учреждение осуществляет виды деятельности, а именно в установленном порядке выполняет функции заказчика и заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Таким образом, ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» является субъектом рассматриваемого правонарушения, то есть юридическим лицом, ответственным за содержание дорог.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт административного правонарушения и вина ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в его совершении, вопреки доводам жалобы, подтверждаются материалами дела, а именно:
-актом от 08.08.2016 года выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское» с 48 км + 000 м по 53 км + 000 м, согласно которому на указанном участке дороги отсутствует разметка, предусмотренная 1.2.1 ПДД РФ (сплошная линия, обозначающая край проезжей части), в нарушение требований п.п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р-50597-93;
-фототаблицей к акту, на которой зафиксировано отсутствие разметки;
-протоколом об административном правонарушении от 02.09.2016 года, согласно которому выявлено несоблюдение ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, а именно в нарушение п.п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р-50597-93, 08.08.2016 года в 14 час. 30 мин. на автодороге «Барыш-Инза-Карсун-Урено-Карлинское» с с 48 км + 000 м по 53 км + 000 м отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.2.1 ПДД РФ (сплошная линия, обозначающая край проезжей части).
Протокол и постановление об административном правонарушении, а также другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем, суд признает их допустимыми доказательствами.
Доводы о том, что погодные условия не позволяли нанести разметку своевременно, суд находит несостоятельными, так как, по мнению суда, в весенне-летний период 2016 года имелась возможность произвести данные работы.
Недостаточность финансирования также не может быть основанием для освобождения от административной ответственности.
Предоставленные сведения об износостойкости горизонтальной разметки не свидетельствуют об отсутствии в действиях ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» состава вмененного правонарушения.
Таким образом, в действиях ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ суд не находит, так как правонарушение связано с безопасностью дорожного движения.
Вместе с тем, принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, суд с учетом принимаемых организацией мер для надлежащего финансирования работ по нанесению разметки находит возможным снизить размер штрафа до 150 000 рублей.
Таким образом, постановление врио старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Инзенский» М.С.А. №... от 09.09.2016 года подлежит изменению со снижением размера административного штрафа.
В остальной части оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.3-30.7 КоАП РФ судья
р е ш и л :
Постановление врио старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Инзенский» М.С.А.. №... от 09.09.2016 года изменить.
Снизить Областному государственному казённому учреждению «Департамент автомобильных дорог» размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 (Сто пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья