РЕШЕНИЕ
6 декабря 2021 года город Киреевск Тульской области
Судья Киреевского районного суда Тульской области Ломакин В.В., рассмотрев жалобу ООО «Горводоканал» на постановление № от 14.09.2021 заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 о привлечении к административной ответственности ООО «Горводоканал», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
на основании постановления № от 14.09.2021 заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 ООО «Горводоканал» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. За данное правонарушение ООО «Горводоканал» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
ООО «Горводоканал» обжалует указанное постановление по следующим основаниям.
ООО «Горводоканал» осуществляет хозяйственную деятельность с 01.10.2020, является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению в отношении населения и организаций г.Киреевска и других населенных пунктов Киреевского района, а также по ремонту канализационных сетей и техническому обслуживанию канализационных сетей пос.Октябрьский Киреевского района. Для целей оказания вышеуказанных услуг администрация МО Киреевский район предоставило в эксплуатацию ООО «Горводоканал» объекты водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды № от 01.12.2020 (с дополнениями).
Как следует из прилагаемого к вышеуказанному договору акта приема-передачи муниципального имущества, в числе обслуживаемых ООО «Горводоканал» объектов пос.Октябрьский отсутствуют очистные сооружения, на обслуживании находятся только канализационные сети. Факт отсутствия очистных сооружений в пос.Октябрьский так же обозначен в дополнительном соглашении от 25.02.2021 к договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения аренды № от 01.12.2020.
В связи с отсутствием очистных сооружений в пос.Октябрьский Киреевского района, комитет по тарифам Тульской области установил для ООО «Горводоканал» тариф, включающий в себя только составляющую расходов по содержанию и текущему ремонту централизованных сетей канализации в пос.Октябрьский Киреевского района, без непосредственного оказания услуг по водоотведению. Прием, транспортировку и сброс сточных вод ООО «Горводоканал» не осуществляет.
По указанным основаниям просит суд постановление № от 14.09.2021 Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Горводоканал» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Так же просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления от 14.09.2021 № в отношении ООО «Горводоканал», поскольку ООО «Горводоканал» повторно подал жалобу на указанное постановление. Жалоба на постановление № от 14.09.2021 была подана изначально 29.09.2021, но возвращена судом.
ООО «Горводоканал», Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили.
Руководствуясь п. 4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, суд считает возможным при таких обстоятельствах рассмотреть жалобу ООО «Горводоканал» в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
ООО «Горводоканал» обратилось изначально в суд с жалобой об отмене указанного постановления № от 14.09.2021, 29.09.2021, но была возвращена судом.
При данных обстоятельствах ходатайство ООО «Горводоканал» о восстановлении срока обжалования постановления № от 14.09.2021 подлежит удовлетворению.
Состав ч.4 ст.8.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в действиях, нарушающих правила охраны водных ресурсов, представляющих собой сброс или привнесение иным способом в водные объекты веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, негативно влияют на состояние дна и берегов, могут привести к возникновению угрозы загрязнения водных объектов.
В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ).
Согласно п.1 ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Как следует из п.4 ст.23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (п.1 ст.34 указанного Закона).
Часть 1 ст. 39 указанного Закона предусматривает, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Как следует из представленных материалов Тульской природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, ФБУ «Тульский ЦСМ» в период с 27.07.2021 по 26.08.2021 проведена проверка исполнения ООО «Горводоканал» требований водного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и природопользования при эксплуатации канализационных сетей пос.Октябрьский Киреевского района Тульской области.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.12.2020 №2, заключенным между администрацией МО Киреевский район (Арендодатель) и ООО «Горводоканал» (Арендатор), Арендодателем передано Арендатору за плату во временное владение и пользование в соответствии с его назначением муниципальное имущество: объекты водоснабжения и водоотведения согласно приложению.
В силу п.1.3 данного Договора указанные объекты аренды находятся в удовлетворительном состоянии, отвечающим требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым нежилым объектам, используемым для административных, коммерческих и иных целей в соответствии с назначением арендуемых объектов.
Согласно п.1.4 указанного Договора целевое назначение использования передаваемого объектов аренды – производственное: обеспечение услугами водоснабжения и водоотведения потребителей на территории муниципального образования г.Киреевск Киреевского района.
Согласно акту приема-передачи муниципального имущества, являющего приложением к Договору, ООО «Горводоканал» переданы, в том числе, следующие объекты: наружные сети водоотведения, наружные сети выпуска чистой воды, назначение - сооружение коммунального хозяйства, расположенные по адресу: Тульская область, Киреевский район, муниципальное образование г.Киреевск, пос.Октябрьский, 160 км на северо-восток от д.18 по ул.Л.Толстого, канализационная сеть, расположенная в Тульской области, Киреевском районе, п.Октябрьский, протяженностью 9242 м.
В силу п.3.1 вышеназванного Договора Арендатор обязуется обеспечить бесперебойное функционирование, комплексное обслуживание арендованного имущества в целях предоставления качественных услуг в сфере водоснабжения и водоотведения потребителям.
Таким образом, ООО «Горводоканал» является организацией, эксплуатирующей объекты водоотведения на территории муниципального образования г.Киреевск Киреевского района.
29.07.2021 был осуществлен выход на место с привлечением специалистов министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, ФБУ «Тульский ЦСМ», с участием администрации МО Киреевский район, ООО «Горводоканал».
На момент обследования осуществлялся сброс неочищенных сточных вод на рельеф местности и затем в р.Шиворона из канализационного колодца центральной системы канализации в пос.Октябрьский Киреевского района.
В ходе обследования ФБУ «Тульский ЦСМ» отобраны одна проба сточной воды из канализационного колодца централизованной системы канализации в пос.Октябрьский Киреевского района, сбрасываемой в р.Шиворона, а также две пробы природной воды из р.Шиворона выше и ниже места сброса из канализационного колодца централизованной системы канализации в пос.Октябрьский Киреевского района в р.Шиворона.
По результатам количественного химического анализа отобранных проб (заключения ФБУ «Тульский ЦСМ» от 05.08.2021 №, №) установлено:
- в сточной воде, сбрасываемой 29.07.2021 в р.Шиворона из канализационного колодца централизованной системы канализации в пос.Октябрьский Киреевского района, содержатся загрязняющие вещества: железо-0,54 мг/л, нитрат-анион-8,4 мг/л, нефтепродукты-0,63 мг/л, аммоний-ион-100мг/л, БПК5-80 мг/л, хлорид-анион-52,3 мг/л, сульфат-анион-422,6 мг/л.
- ухудшается качество природной воды в р.Шиворона ниже по течению от места сброса сточных вод из канализационного колодца централизованной системы канализации в пос.Октябрьский Киреевского района, превышение концентраций загрязняющих веществ, установленных приказом Минсельхоза от 13.12.2016 №, увеличивается по: железу с 3,6 ПДК до 3,7 ПДК, сульфат-аниону с 1,7 ПДК до 1,8 ПДК, аммоний-иону с 1,2 ПДК до 3,2 ПДК.
Таким образом, проверкой установлено, что ООО «Горводоканал» осуществляется сброс недостаточно очищенных сточных вод в р.Шиворона, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов), что влечет загрязнение водного объекта.
Вышеизложенное является нарушением требований ч.1 ст.44, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26. КоАП РФ.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами
Факт того, что ООО «Горводоканал» осуществляет сброс недостаточно очищенных сточных вод в р.Шиворона, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, что влечет загрязнению водного объекта, подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением от 30.08.2021 заместителя Тульского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4. ст.8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Горводоканал»;
- решением заместителя Тульского природоохранного прокурора от 26.07.2021 о проведении проверки в отношении ООО «Горводоканал»;
- актом № от 29.07.2021 по результатам проверки органом прокуратуры в отношении ООО «Горводоканал»;
- заключением ФБУ «Тульский ЦСМ» от 05.08.2021 №;
- заключением ФБУ «Тульский ЦСМ» от 05.08.2021 №);
- договором аренды объектов водоснабжения и водоотведения от 01.12.2020 №, заключенным между администрацией МО Киреевский район и ООО «Горводоканал».
Имеющиеся в материалах дела документы составлены уполномоченными должностными лицами и соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как следует из представленных материалов ООО «Горводоканал» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлено надлежащим образом.
Таким образом, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, заместитель начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Горводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.
Доводы жалобы, направленные на иное толкование установленных обстоятельств дела, не могут повлечь отмену постановления.
Санкция ч.4 ст.8.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Мера наказания, назначенная ООО «Горводоканал», является справедливой, определена в соответствии с санкцией ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.4.1 КоАП РФ.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
По указанным основаниям постановление № от 14.09.2021 заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 о привлечении к административной ответственности ООО «Горводоканал», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, подлежит оставлению без изменения, а жалоба ООО «Горводоканал» без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
восстановить ООО «Горводоканал» срок на обжалование постановления № от 14.09.2021 заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 о привлечении к административной ответственности ООО «Горводоканал», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Постановление № от 14.09.2021 заместителя начальника отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области ФИО2 о привлечении к административной ответственности ООО «Горводоканал», за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Горводоканал» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья