ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-93/2021 от 08.12.2021 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Окулова Е.А. Дело № 77-829/2021

(№12-93/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 08 декабря 2021 года

Судья Кировского областного суда Мазюта Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления ФИО1 на решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 сентября 2021 года, вынесенного по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления ФИО1 № от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления ФИО1 № от 08 июня 2021 года главный инженер МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 сентября 2021 года приведенное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с решением судьи, должностного лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Д.С. ставит вопрос о его отмене. Просит постановление от 08 июня 2021 года признать законным и обоснованным, оставить его без изменения. В обоснование указывает, что должностным лицом при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы о виновности А.А. в совершении вменяемого ему административного правонарушения мотивированы, соответствуют требованиям закона, основаны на собранных доказательствах.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Д.С. извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилась для рассмотрения жалобы 23, 29 ноября, 08 декабря 2021 года, ходатайство об отложении не заявлено.

При таком положении нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, в том числе дополнительно представленные, изучив доводы жалобы, заслушав защитника А.М., свидетеля Л.С., прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Главный инженер МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за то, что в нарушение статьи 42, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об окружающей среде), частей 1,3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года №1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I –V классов опасности к конкретному классу опасности», приказа Минприроды России от 08 декабря 2020 года №1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортом отходов I –IV классов опасности» не исполнил обязанности по отнесению отходов производства и потребления I –V классов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортом отходов I- IV классов опасности.

А именно образуемый отход «мусор с защитных решеток с хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (7 22101 01 71 4), выявленный в период плановой проверки с 01 апреля по 28 апреля 2021 года, не отнесен к конкретному классу опасности, паспорт на образующийся отход не составлен и не утвержден.

Основанием для привлечения главного инженера МУП ЖКХ «<данные изъяты>» явились результаты биотестирования пробы из металлического контейнера с крышкой на открытой площадке с твердым покрытием на территории канализационно - насосной станции МУП ЖКХ «<данные изъяты>» по <адрес> – «мусор с защитных решеток», отобранной в ходе проверки 07 апреля 2021 года, согласно которым представленный образец отходов относится к IV классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды РФ №536 от 04 декабря 2014 года, приложение №5 (том 1 л.д.103,104).

Плановая проверка в отношении МУП ЖКХ <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляющего деятельность по <адрес>, проведена в период с 01 апреля по 28 апреля 2021 года основании приказа Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16 марта 2021 года №, по результатам которой составлен акт проверки от 20 мая 2021 года с фотоматериалами, для составления и подписания которого был уведомлен законный представитель юридического лица 18 мая 2021 года (том 1 л.д.66,72,73-100).

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии неоспоримых доказательств сбора, накопления, утилизации МУП ЖКХ «<данные изъяты>» в процессе своей деятельности отходов IV класса опасности, вменяемых нарушений, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии в действиях должностного лица вменяемого ему административного правонарушения.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 42 Закона об окружающей среде при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, а также должно осуществляться нормирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 данного Закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1).

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (пункт 3).

Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года №1027 (далее – Порядок №1027 от 08.12.2020), действует с 1 января 2021 года, который устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования документов или материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 (далее – ФККО), к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и принятию решения о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 5 Порядка №1027 от 08.12.2020 юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности (пункт 5).

Паспорт на соответствующий вид отхода оформляется в соответствии с Порядком паспортизации и типовых форм паспортом отходов I –IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 года №1026.

Как следует из материалов дела, МУП ЖКХ «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на объекте «<данные изъяты>» №, в результате которой образуется отход – мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации, пробы которого явились предметом исследования в рамках плановой проверки.

А.А. вменяется нарушение вышеприведенных положений нормативных правовых актов. При этом в постановлении должностного лица не указано какие действия или бездействие главного инженера МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А. повлекли за собой нарушение данных нормативно-правовых актов.

Согласно протоколу биотестирования № от 29 марта 2010 года <данные изъяты>, протоколу биотестирования № от 15 августа 2011 года <данные изъяты>, отход, образующийся на решетках при механической очистке муниципальных сточных вод МУП ЖКХ «<данные изъяты>», относится к отходам V класса опасности (том 1 л.д.136, том 2 л.д.24).

Данный вид отхода на основании приведенных результатов биотестирования МУП ЖКХ «<данные изъяты>» отнесен к отходу по коду ФККО 7 22101 02 71 5 «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» и задекларирован (том 1 л.д.109-111, 112-115).

По результатам биотестирования проб отхода с данных решеток, проведенного в рамках плановой проверки (протокол №, пояснения к протоколу от 16 апреля 2021 года) был установлен отход «мусор с защитных решеток с хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» (7 22101 01 71 4) (л.д.103,104).

При этом оба вида отхода включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденных приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242.

В то же время А.А. вменяется нарушение Порядка №1027 от 08.12.2020, который подлежит применению в отношении отходов, не включенных в ФККО.

Кроме того, доказательства того, что на предприятии изменялся технологический процесс или вид деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, материалы дела не содержат, должностным лицом административного органа не представлены.

Напротив, по информации администрации <данные изъяты>, являющегося учредителем МУП «<данные изъяты>», в период с 2011 года по 2 квартал 2021 года в МУП ЖКХ «<данные изъяты>» не производились замена юридического лица, его реорганизация; изменение места нахождения объектов негативного воздействия на окружающую среду; изменение характеристик технологических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления; ввод/вывод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов; изменений объема и состава сточных вод от населения, организаций и предприятий на территории <адрес>, поступающих на очистные сооружения, находящиеся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ «<данные изъяты>» (том 1 л.д.193).

По представленным административным органом сведениям, в 2018 году в отношении МУП «<данные изъяты>» административным органом проводилась плановая проверка, в ходе которой было установлено наличие стационарных источников на промплощадке (канализационная насосная станция). С учетом представленных материалов обоснования отнесения отходов – мусора с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный ФККО 7 22101 0271 5 к V классу опасности был сделан вывод о том, что на предприятии ведется учет отхода в соответствии с действующим законодательством. Нарушений, связанных с порядком учета и отнесения отхода с решеток, образующихся при механической очистке муниципальных сточных вод, к V классу опасности, с анализом образующегося данного отхода, не установлено (том 1 л.д.204-237).

При рассмотрении жалобы была опрошена свидетель Л.С., которая пояснила, что работает инженером-экологом в МУП ЖКХ «<данные изъяты>» с <дата>. Отход, образующийся на решетках канализации, был отнесен к отходу по коду ФККО 7 22101 02 71 5 «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» по результатам проведенных биотестирований в 2010 году и в 2011 году. Сроки для проведения биотестирования в отношении одного и того же отхода законом не установлены, оснований для проведения повторного биотестирования у предприятия, главного инженера не имелось, поскольку не менялся технологический процесс и вид деятельности предприятия. С 2005 года по настоящее время на предприятии не используется для обеззараживания хлорная известь по причине отсутствия необходимости в этом. Указание в технологическом регламенте работы очистных сооружений канализации <адрес> о применении хлорной извести для обеззараживания является её технической ошибкой. Считает, что Порядок №1027 от 08.12.2020 в рассматриваем случае не подлежит применению, поскольку распространяется на отходы, не включенные в ФККО. После проведения биотестирования отхода в рамках плановой проверки и вынесения в отношении МУП ЖКХ «<данные изъяты>» предписаний и представлений были предприняты действия для отнесения отхода по коду ФККО 7 22101 01 71 4, для чего предприятие обратилось в <данные изъяты> для повторного биотестирования отхода, по результатам которого отход отнесен к отходу по коду ФККО 7 22101 02 71 5 «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» V класса опасности. В установленные в предписании и представлениях сроки был дан ответ с учетом последнего биотестирования отхода.

Оснований ставить под сомнение объяснения данного свидетеля не имеется, поскольку они согласуются с имеющимися в деле доказательствами, им не противоречат.

Указание в технологическом регламенте работы очистных сооружений канализации <адрес>, утвержденного 07 сентября 2020 года, о том, что отбросы с решеток, размещенные в контейнере для мусора, обезвреживаются хлористой известью при отсутствии выполнения таких мероприятий не свидетельствуют о необходимости совершения главным инженером А.А. действий по отнесению данного вида отхода по коду ФККО 7 22101 01 71 4 (том 1 л.д.238-242).

Таким образом, МУП ЖКХ «<данные изъяты>» при установлении отхода, относящегося к V классу опасности, по результатам биотестирования от 29 марта 2010 года, 15 августа 2011 года, предприняло меры для отнесения отхода к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении класса опасности данного отхода, о бездействии должностного лица с момента осуществления им обязанностей главного инженера по непринятию мер для повторного исследования образуемого отхода в целях его отнесения к иному классу опасности до проведения плановой проверки в МУП ЖКХ «<данные изъяты>» из материалов дела не усматривается.

Обстоятельства по отнесению образуемого отхода мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» код 7 22101 01 71 4 к IV классу опасности возникли по результатам плановой проверки.

При изложенных обстоятельствах, вывод должностного лица о совершении главным инженером МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А. вменяемого административного правонарушения при обстоятельствах, указанных в постановлении, не подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

В связи с чем, оснований не согласиться с выводом судьи районного суда об отсутствии в действиях (бездействии) главного инженера МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А. вменяемого административного правонарушения не усматриваю.

Также при рассмотрении жалобы установлено, что в рамках исполнения предписания и представлений, выданных административным органом МУП ЖКХ «<данные изъяты>», в том числе в части неотнесения образуемого отхода «мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации малоопасный» код 7 22101 01 71 4 к конкретному классу опасности, несоставления и неутверждения паспорта на образующийся отход, по заказу МУП ЖКХ «<данные изъяты>» специалистами <данные изъяты> вновь отобраны пробы данного отхода 01 июня 2021 года для проведения биотестирования. По результатам биотестирования 08 июня 2021 года представленный образец отходов отнесен к V классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными приказом Минприроды РФ №536 от 04 декабря 2014 года, приложение №5 (том 1 л.д.26,30).

В установленный административным органом срок 22 ноября 2021 года МУП ЖКХ «<данные изъяты>» в части рассматриваемого нарушения был дан ответ, в котором указано о наличии на предприятии отхода «Мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой и смешанной канализации практически неопасный» V класса опасности по результатам проведенных исследований (том 1 л.д.180-192).

По сведениям Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проверка предписания в части отнесения мусора с защитных решеток промплощадки и учета отхода как отхода IV класса опасности будет осуществлена по результатами повторного отбора проб в рамках внеплановой выездной проверки (том 2 л.д.23).

Существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих изменение либо отмену решения судьи районного суда не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 20 сентября 2021 года, вынесенного по жалобе на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления ФИО1 № от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного инженера МУП ЖКХ «<данные изъяты>» А.А., оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда Т.Н.Мазюта