ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-93/2022УИД от 14.06.2022 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 12-93/2022 УИД: 51RS0008-01-2022-001506-89

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об

административном правонарушении

14 июня 2022 года город Кола, Мурманская область

Судья Кольского районного суда Мурманской области Иванова Н.А., рассмотрев жалобу государственного областного унитарного сельскохозяйственного предприятия (племенной репродуктор) «Тулома» на постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 23.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее также Мурманскстат) от 24.03.2022, юридическое лицо - государственное областное унитарное сельскохозяйственное предприятие (племенной репродуктор) «Тулома» (далее также ГОУСП «Тулома», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ, Кодекс), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за непредставление в Отдел водных ресурсов Двинско-Печорского ДВУ по Мурманской области первичных статистических данных за 2021 год в установленный срок 25 января после отчетного периода.

Защитник юридического лица ГОУСП «Тулома» Смирнова А.А. обратилась в суд с заявлением о замене административного штрафа на предупреждение, поскольку в настоящее время ГОУСП «Тулома» испытывает тяжелое материальное положение, является предприятием с числом работников 350 человек. Указала, что при рассмотрении дела о банкротстве ГОУСП «Тулома» утверждено мировое соглашение, срок исполнения 19 лет, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) прекращено. Размер требований кредиторов ГОУСП «Тулома», согласно мировому соглашения составил 530 156 651 руб. 74 коп. Предприятие ежемесячно в счет исполнения условий мирового соглашения обязано перечислять кредиторам сумму в размере 3 167 655 руб. 89 коп. Кроме того, ГОУСП «Тулома» ежемесячно производит отчисления страховых взносов, налоговых платежей, выплату заработной платы работникам Предприятия на общую сумму 17 500 000 руб. 00 коп., также для производства молочной и мясной продукции требуются денежные средства для закупки кормов для животных. Отметила, что статистические данные не были предоставлены, поскольку в штате ГОУСП «Тулома» отсутствовал квалифицированный специалист. Полагала, что у административного органа имелось право на замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение. Ссылаясь на ст. 4.1.1 КоАП РФ просила заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Подателем жалобы также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.

С учетом обстоятельств дела и положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ считаю возможным восстановить юридическому лицу срок обжалования постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.

В судебном заседании защитник юридического лица Смирнова А.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Представитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении жалобы без их участия.

Исследовав материалы дела и материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных

Согласно ч.2 ст.13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 (далее – Положение от 18.08.2008 № 620) определено, что первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.

Приказом Росстата от 28 августа 2012 года № 469 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральным агентством водных ресурсов федерального статистического наблюдения за выполнением водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» установлено, что юридические лица всех форм собственности, осуществляющие водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах представляют сведения о выполнении данных работ на водных объектах по форме 2-ОС в срок до 25 января после отчетного периода.

Согласно пункту 1 Указаний по заполнению формы № 2-ОС данная форма заполняется юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющими водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, в том числе: Субъекты официального статистического учета бесплатно информируют респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления (далее - информирование), посредством размещения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» перечней респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

- имеющие лицензию на водопользование, решение на предоставление водного объекта в пользование и/или договор на пользование водным объектом;

- осуществляющие виды водопользования, не требующие, в соответствии с частью 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации, разрешительной документации;

- пользователи водных объектов, право пользования которыми на момент заполнения формы не оформлено.

Согласно п.п. 4,5,6,7 Положения от 18.08.2008 № 620, первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета в порядке, установленном Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законам

Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять первичные статистические данные от имени юридического лица.

Предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками, которые не были устранены в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.

Первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами в форме электронного документа, если иное не установлено федеральными законами.

Перечень юридических лиц (их обособленных подразделений), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих водохозяйственные и водоохранные работы на водных объектах, подлежащих статистическому наблюдению по форме № 2-ОС, определяется территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсов) - Бассейновые водные управления (БВУ) на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

На сайте отдела водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского БВУ (www.dpbvu.ru) размещена информация о необходимости предоставления формы 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» юридическими лицами всех форм собственности, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющими водохозяйственные и (или) водоохранные работы на водных объектах, подлежащих статистическому наблюдению по форме № 2-ОС за 2021 год.

Предприятие осуществляет забор (изъятие) из водных объектов на основании договора водопользования и сброса (отведение) сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Таким образом, ГОУСП «Тулома» обязано предоставить в Отдел водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского БВУ сведения по форме № 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах» за 2021 год не позднее 25 января после отчетного периода.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 14 Положения от 18.08.2008 № 620).

Письмом от 21.02.2022 Отделом водных ресурсов по Мурманской области Двинско-Печорского БВУ проинформировал руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, о том, что Предприятием, в числе прочих, не предоставлена форма федерального статистического наблюдения № 2-ОС до 25 января после отчетного периода.

Факт непредоставления Предприятием формы федерального статистического наблюдения 2-ОС в установленный срок подтверждается материалами дела.

Предприятие признает факт непредоставления формы федерального статистического наблюдения № 2-ОС и не оспаривает факт привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 23.53 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.19 настоящего Кодекса.

Мурманскстат является Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, в ведении которого находятся дела об указанных административных правонарушениях, совершаемых на территории Мурманской области.

Выявив повторное непредоставление статистических данных в установленном порядке по форме № 2-ОС, 14.03.2022 начальником отдела статистики торговли, услуг, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и окружающей природной среды Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области в отношении ГОУСП «Тулома» составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.13.19 КоАП РФ. По результатам рассмотрения которого, постановлением заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 24.03.2022 № 16, Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановление административного органа о привлечении юридического лица ГОУСП «Тулома» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ вынесено в срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При вынесении постановления о назначении административного наказания были учтены обстоятельства, отягчающие наказание, а именно наличие сведений о привлечении ранее ГОУСП «Тулома» к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для освобождения ГОУСП «Тулома» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что ГОУСП «Тулома» предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства об официальном статистическом учете и недопущению совершения административного правонарушения.

Также не имеется в материалах дела и доказательств невозможности соблюдения заявителем норм действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что в свою очередь применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа пришел к обоснованному выводу о виновности юридического лица ГОУСП «Тулома» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, а также процессуальных нарушений при рассмотрении жалобы не установлено.

Доводы представителя Предприятия о замене административного штрафа на предупреждение являются несостоятельными, поскольку в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2, 3 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Учитывая, что Предприятие ранее привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение (постановление от 29.10.2021 № 138), оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется.

Правовых оснований для применения нормы статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного ГОУСП «Тулома» правонарушения малозначительным, судьей не установлено.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела и характера противоправного деяния, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, отсутствуют.

Назначенное Предприятию административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Вместе с тем имеются основания для снижения, наложенного на ГОУСП «Тулома» размера административного штрафа.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В данном случае при разрешении вопроса о соразмерности допущенных нарушений примененной ответственности и, как следствие, определения адекватной меры государственного понуждения (размера ответственности) судьей учитываются положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья считает, что назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.

Принимая во внимание изложенное, судья приходит к выводу об изменении постановления от 23 марта 2022 года и в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей следует снизить до 50 000 рублей, назначив штраф в размере менее минимального с учетом обстоятельств дела, учитывая социально значимый характер деятельности заявителя, а также тяжелое материальной положение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

жалобу государственного областного унитарного сельскохозяйственного предприятия (племенной репродуктор) «Тулома» на постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от 23.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить частично.

Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области в отношении государственного областного унитарного сельскохозяйственного предприятия (племенной репродуктор) «Тулома» изменить, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, в остальной части оставить без изменений, жалобу заявителя без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии судебного решения.

Судья – подпись – Н.А. Иванова

***

***