ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94 от 29.10.2010 Волховского городского суда (Ленинградская область)

                                                                                    Волховский городской суд Ленинградской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Волховский городской суд Ленинградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-94/2010

Р Е Ш Е Н И Е

29 октября 2010 года г. Волхов

Судья Волховского городского суда Ленинградской области Масалёва О. А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе *** Исаковского Александра Ивановича на постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека *** Д. от ** ** **** года № *** об административном наказании должностного лица - *** Исаковского Александра Ивановича в виде наложения административного штрафа в размере *** рублей,

С участием Исаковского А.И., которому разъяснены положения ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ,

Защитника Исаковского А.И. – Пономарева В.И., действующего по ордеру № *** от ** ** **** года, которому разъяснены положения ст.25.5 КоАП РФ,

Отводов, ходатайств судье не заявлено,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека *** Д. от ** ** **** года № *** должностное лицо - *** Исаковский Александр Иванович, ** ** **** года рождения, уроженец ***, проживающий по адресу: *****, привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения *** Исаковского А.И. к административной ответственности явилось обнаружение ** ** **** года на территории *** на обочине автодороги *** размещение несанкционированной свалки бытовых отходов ориентировочной площадью ** кв. м, что является нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В жалобе Исаковский А.И. указывает, что с указанным постановлением не согласен, просит его отменить и производство по делу прекратить по следующим основаниям:

Ссылки на нормы СанПиН и нормы Закона России являются не обоснованными, так как не регулируют правоотношения, связанные с несанкционированной свалкой на обочине автодороги. Указанное в постановлении место несанкционированной свалки расположено вне населенного пункта, поэтому нарушение вышеуказанных норм не допущено.

В постановлении не приведены доказательства совершения должностным лицом *** действий, приведших к нарушению санитарно – эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления. В постановлении Волховского городского прокурора от ** ** **** года не приведены доказательства, а в материалах административного дела нет данных о том, что несанкционированная свалка бытовых отходов образовалась в результате действий администрации *** (муниципальных служащих), а именно: сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения, следовательно, для привлечения к административной ответственности муниципального служащего не имеется оснований.

При вынесении постановления административный орган неправильно истолковал ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо. В данном случае Волховским городским прокурором и начальником Территориального отдела УФСНСЗПБЧ *** Д. не учтено, что свалка расположена вне населенного пункта, на обочине автомобильной дороги ***, то есть в полосе отвода земельного участка для дорожных нужд шириной ** м, которая находится в ведении ГУП «Л», которое и несет обязанность ликвидации несанкционированной свалки на обочине автодороги в сторону ***.

Поскольку объект деятельности муниципального образования (организация деятельности), указанный в п. 2 ст. 13 Закона России от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и объект административного правонарушения (несоблюдение требований при обращении с отходами), содержащийся в диспозиции ст. 8.2 КоАП РФ, не совпадают, то оснований для привлечения к административной ответственности должностного лица *** по ст. 8.2 КоАП РФ не имеется, так как в его действиях отсутствует состав административного проступка.

Административным органом не принята во внимание сложившаяся судебная практика по данному вопросу.

В судебном заседании Исаковский А.И. доводы жалобы поддержал и пояснил, что в черте населенного пункта Администрацией организована работа по уборке мусора, бытовых отходов населения. Данная свалка находится на обочине дороги, т.е. в ведении «Л». Указал, что не отрицает, что свалка находится в границах территории муниципального образования ***, но ее уборка должна быть организована «Л». Данная свалка образовалась из-за дачников ***, которое находится в *** км от свалки, но не от жителей ***, который находится в ** км от данной свалки.

Защитник Пономарев В.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, указав, что имеется практика Арбитражных судов, где прямо указано, что Администрации не могут нести ответственность по ст.8.2 КоАП РФ. МО не занимаются такой деятельностью, как сбор мусора, для этого имеются специализированные организации. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно Администрация, либо глава Администрации или работники Администрации вывозили на данную свалку бытовые отходы. Ответственность должна нести организация «Л».

Выслушав объяснения Исаковского А.И., защитника Пономарева В.И., исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения *** Исаковского А.И. к административной ответственности явилось обнаружение ** ** **** года на территории *** на обочине автодороги *** размещение несанкционированной свалки бытовых отходов ориентировочной площадью ** кв. м, что является нарушением требований СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», ст.ст. 21 и 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено: К вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ: В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

- Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ч. 1 ст. 2);

- Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 22).

Федеральным законом № 89-Ф от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» установлено:

- К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 8);

- Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ (ст. 13).

В соответствии с Областным законом Ленинградской области № 7-оз от 04.03.2010 года «Об обращении с отходами в Ленинградской области»:

- К полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч. 1 ст. 6);

- Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения (ст. 14).

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. № 67-ст, дата введения 01.07.2002 года):

- Несанкционированные свалки отходов: территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (п. 4.13);

- Собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п.7.8). Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

- Производитель отходов: любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены (п. 7.18.).

Согласно Федеральному закону № 25—ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»:

-   Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги; 6) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; 7) владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление; 15) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (п.п. 1, 6, 7, 15 ст. 3)

Согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них (в ред. Приказа Минтранса РФ от 06.08.2008 г. № 122):

- Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них распространяется на автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории РФ (п. 1);

- В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: 1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода: а) поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах (п. 12).

Распоряжением Правительства ЛО от 05.11.2004 г. № 497-р «О создании государственного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» установлено:

- Установить, что целями учреждения являются: Обеспечение надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, находящихся в государственной собственности Ленинградской области (п. 5.1);

- Установить, что учреждение для достижения целей, указанных в п. 5 настоящего распоряжения, осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством, следующие виды деятельности: Осуществление мероприятий по выполнению программ, перспективных и текущих планов по строительству, реконструкции, ремонту, содержанию и обустройству территориальных автомобильных дорог общего пользования, обеспечению безопасности дорожного движения после их утверждения отраслевым органом (п. 6.2).

В соответствии с Порядком установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (утв. постановлением Правительства ЛО от 11.12.2009 г. № 371, прил. 1):

- Организация проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, необходимых для размещения полосы отвода автомобильной дороги регионального значения в случае ее строительства (реконструкции) либо для установления границ полосы отвода существующей автомобильной дороги регионального значения, обеспечивается *** (ГУ «Л») (п. 5).

Согласно акту выездной проверки исполнения законодательства в сфере защиты окружающей среды от ** ** **** г., комиссией в составе сотрудников прокуратур установлено, что на обочине автодороги *** расположена свалка бытовых отходов. Фототаблицей к акту подтверждается нахождение рядом с дорожным покрытием автодороги свалки бытовых отходов. При этом из фототаблицы свалки следует, что свалка состоит из бытовых отходов и мусора и не является свалкой образовавшейся лишь непосредственно в результате эксплуатации автомобильной дороги от проезжающего автотранспорта (л.д. 21, 22-23).

Местом нахождения свалки является территория ***, что не отрицалось Исаковским А.И. в судебном заседании.

Судом признается, что в силу закона в обязанности Администрации *** входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, обеспечение соблюдения требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия мер направленных на защиту земель от загрязнения, от захламления отходами производства и потребления, на недопущение организации свалок отходов, на регулярную очистку территории муниципального образования от отходов, а так же на ликвидацию последствий загрязнения и захламления земель в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Данных о том, что указанная свалка состоит из бытовых отходов и мусора и не является свалкой, образовавшейся лишь непосредственно в результате эксплуатации автомобильной дороги от проезжающего автотранспорта, в материалах дела не имеется.

Свалка на автомобильной дороге общего пользования (участке дороги), расположенной на территории ***, образовалась в том числе в результате ненадлежащего исполнения со стороны Администрации *** возложенных на нее законом обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории данного муниципального образования (в населенных пунктах муниципального образования) и бездействия по не организации ликвидации несанкционированной свалки, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан.

С учетом изложенного, судья приходит к выводу, что постановление начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека *** вынесено законно и обоснованно, а жалоба *** не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш ИЛ:

  постановление начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека *** Д. от ** ** **** года № *** об административном наказании должностного лица - *** Исаковского Александра Ивановича в виде наложения административного штрафа в размере *** рублей оставить без изменения,   жалобу  *** Исаковского Александра Ивановича – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Волховский городской суд в течение 10 дней.

Судья: