Судья Поплавский М.В. Дело № 12-941/2013
РЕШЕНИЕ
20 июня 2013 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Кудинов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту Ейского межрайонного прокурора Ролетнего Д.И. на постановление судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 07 мая 2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.6.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 07 мая 2013 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении и.о. начальника территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Ейском, Щербиновском районах (далее – отдел Роспотребнадзора) ФИО1 Основанием к прекращению производства послужило отсутствие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
В протесте, поданном в Краснодарский краевой суд, Ейский межрайонный прокурор просит об отмене вынесенного постановления, полагая его незаконным, необоснованным, а также ссылаясь на то, что судом не предпринято мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств правонарушения. Также просит возвратить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в протесте, возражениях на протест, выслушав пояснения представителя Ейской межрайонной прокуратуры Василенко А.В., настаивавшего на удовлетворении требований протеста, пояснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, полагавшей постановление суда законным и обоснованным, судья вышестоящей инстанции находит постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2013 года заместителем Ейского межрайонного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении и.о. начальника территориального отдела Роспотребнадзора ФИО1
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила проведенная прокуратурой проверка соблюдения требований законодательства о государственном контроле в деятельности отдела Роспотребнадзора при проведении внеплановой документарной проверки ООО «Ейск-Приазовье-порт».
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, районный суд указал, что основания для проведения прокурорской проверки в отношении и.о. начальника территориального отдела Роспотребнадзора ФИО1 при осуществлении контрольных полномочий в отношении ООО «Ейск-Приазовье-порт» отсутствовали. Так как поводом для организации проверочных мероприятий послужило обращение в прокуратуру директора ООО «Ейск-Приазовье», а не ООО «Ейск-Приазовье-порт».
ФИО1 не проводил проверочные мероприятия в порядке предусмотренном Федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в отношении ООО «Ейск-Приазовье-порт», а направлял мотивированный запрос в рамках предоставленных полномочий при рассмотрения поступившего обращения ФИО3 о нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства в границах портовой зоны.
ФИО1 направлен запрос о предоставлении ООО «Ейск-Приазовье-порт» протоколов лабораторных исследований и испытаний, выполненных в рамках производственного контроля за качеством атмосферного воздуха и уровнем шума в санитарно-защитной зоне за 4 квартал 2012 года и истекший период 2013 года сроком до 05 марта 2013, в рамках рассмотрения поступившего обращения ФИО3 в порядке предусмотренном п.п.1, 2 ч.1 ст.10 Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Однако с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что 26 февраля 2013 и.о. начальника отдела Роспотребнадзора ФИО1 в рамках рассмотрения обращения ФИО3, направлен запрос в ООО «Ейск-Приазовье-порт» с требованием о предоставлении протоколов лабораторных исследований и испытаний, выполненных в рамках программы производственного контроля за качеством атмосферного воздуха и уровне шума в санитарно-защитной зоне предприятия за 4 квартал 2012 года и истекший период 2013 года.
Таким образом, отделом Роспотребнадзора проводилась внеплановая документарная проверка ООО «Ейск-Приазовье-порт», так как у хозяйствующего субъекта были истребованы документы, связанные с исполнением обязательных требований.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) в соответствии с п.4 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ относится к грубым нарушениям закона.
В нарушение указанных требований закона и.о. начальника отдела Роспотребнадзора ФИО1 распоряжение (приказ) о проведении внеплановой документарной проверки ООО «Ейск-Приазовье-порт» не издавал.
Кроме того, разрешая данное дело, судья районного суда не учел того, что в соответствии с ч.2 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
В ходе проверки обращения ООО «Ейск-Приазовье» на неправомерные действия отдела Роспотребнадзора выявлены нарушения требований федерального законодательства в действиях и.о. начальника отдела ФИО1 в отношении ООО ««Ейск-Приазовье-порт», что потребовало принятия мер прокурорского реагирования, выразившееся в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч.1 ст.50).
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэиидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и другие надзорные мероприятия (ст.44 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ).
Вместе с тем, согласно п.2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Таким образом, порядок истребования документов и материалов у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения последними обязательных требований осуществляется в порядке предусмотренном Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ. Именно для этого и направлялся запрос в ООО «Ейск-Приазовье-порт», так как пунктом 1.5 СанПиН 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Данные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без внимания и должной правовой оценки. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении не были соблюдены требования п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного, постановление судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 07 мая 2013 года подлежит отмене, а дело – возвращению судье Ейского городского суда Краснодарского края на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья вышестоящей инстанции
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 07 мая 2013 года отменить.
Дело возвратить судье Ейского городского суда Краснодарского края на новое рассмотрение.
Судья Краснодарского краевого суда А.В. Кудинов