ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-943/2016 от 07.09.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

12-943/2016

Р Е Ш Е Н И Е

07 сентября 2016 г. Судья Кировского районного суда Бектемирова С.Ш. рассмотрев жалобу представителя по доверенности Назариной М.А. в интересах генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» о признании незаконным постановления вынесенным начальником Астраханского госнадзора Ахметовым Р.М. о привлечении генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Назарина М.А. обратилась в суд с жалобой, указав, что постановлением начальника Астраханского госнадзора Ахметова Р.М. от 10.06.2016 генеральный директор ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с постановлением, заявитель просит его отменить, в связи с отсутствием состава и субъекта административного правонарушения.

Представитель заявителя Назарина М.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, дополнительно пояснив, что генеральный директор ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.Н. не отвечает за бесхозный участок электросетей.

Должностное лицо административного органа Ахметов Р.М. с доводами жалобы не согласился, дополнительно пояснив, что ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» является «гарантирующим поставщиком» в связи с чем, должна нести ответственность за подачу электроэнергии.

Заслушав явившихся лиц, изучив административный материал и материалы дела, прихожу к следующему.

Генеральный директор ПАО «Астраханская энергосбытовая когмпания» Стаценко О.Н. постановлением начальника Астраханского госнадзора Ахметовым Р.М. от 10.06.2016 привлечен к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст.14.43 КоАПРФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями6.31,9.4,10.3,10.6,10.8, частью 2 статьи11.21, статьями 14.37,14.44,14.46,14.46.1,20. КоАПРФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с приказом руководителя Врио руководителя ЮМТУ Росстандарта В.Н.Пархоменко от 13 мая 2016 г. в отношении ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» в период с 20 мая 2016 г. по 17 июня 2016 г. проведена внеплановая выездная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия». Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качестваэлектрической энергиив системах энергоснабжения общего назначения».
Основанием для данной проверки явилось обращение граждан. Нормы качестваэлектрической энергиив системах электроснабжения общего назначения» в пределах <адрес> завода №<адрес>. В ходе проверки были установлены нарушения, результаты проверки зафиксированы в акте от 02 июня 2016 г. В отношении генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. был составлен протокол об административном правонарушении от 09 марта 2016 г.

Частью 1 статьи542Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергиидолжно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.

В силу пункта 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц.

Указанные в пункте 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании обязательные требования к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты не приняты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (пункт 7 статьи 46 Закона о техническом регулировании).
Невыполнение обязательных требований ГОСТ 32144-2013 является нарушением требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», что обуславливает угрозу охраняемым отношениям.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качестваэлектрической энергиив системах электроснабжения общего назначения» (далее - ГОСТ 32144-2013), которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемойэлектроэнергии.
Согласно пункту 2 статьи 79 Договора о Евразийском экономическом союзе к отношениям хозяйствующих субъектов государств-членов, осуществляющих свою деятельность в сферахэлектроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, не урегулированным настоящим разделом, применяется законодательство государств-членов.
Таким образом, в силу приведенных норм права при поставкахэлектрической энергиипотребителям требования ГОСТ 32144-2013 являются обязательными. Исходя из области применения ГОСТ 32144-2013, следует, что стандарт устанавливает показатели и нормы качестваэлектрической энергии(КЭ) в точках передачиэлектрической энергиипользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц. Исходя из области применения (п. 1) ГОСТ 32144-2013V, следует, что стандарт предназначен для применения при установлении и нормировании показателей КЭ, связанных с характеристиками напряжения электропитания, относящимися к частоте, значениям и форме напряжения, а также к симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее -Перечень)электрическая энергиявключена в Перечень и информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования и опубликована на официальном сайте в сети Интернет.
Обязательные требования и информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации, установлены в соответствии с пунктом 4.2.1 (по отклонению частоты) и пунктом 4.2.2 (по отклонению напряжения ) межгосударственного стандарта ГОСТ 32144-2013.

В соответствии с п. 1 ст. 2, Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документ по стандартизации - документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом.

Национальную стандартизацию в РФ осуществляют в соответствии с принципом добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.
Применение национального стандарта РФ, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);

- нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;

- соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);

- указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.


В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Обэлектроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации обэлектроэнергетикесостоит из Гражданского кодекса РФ, Закона № 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфереэлектроэнергетикифедеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

На основании статьи 3 данного Федерального закона к субъектамэлектроэнергетикиотносятся лица, осуществляющие деятельность в сфереэлектроэнергетики, в том числе производствоэлектрической энергии, поставки (продажи)электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передачеэлектрической энергиис использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребителиэлектрической энергии- лица, приобретающиеэлектрическую энергиюдля собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Положениями части 1 статьи 38 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что субъектыэлектроэнергетики, обеспечивающие поставкиэлектрической энергиипотребителямэлектрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителямиэлектрической энергииза надежность обеспечения ихэлектрической энергиейи ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынковэлектрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О функционировании розничных рынковэлектрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»,субъектыэлектроэнергетики, обеспечивающие снабжениеэлектрической энергиейпотребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетическихсистемах, а также производителиэлектрической энергии(мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качествоэлектрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качествуэлектрической энергииустанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внеплановая выездная проверка в отношении ПАО «Энергосбытовая компания» проводилась на основании обращения гражданина ФИО6

В ходе проверки были выявлены по результатам испытаний следующие отклонения от стандартов. Электрическая энергия на опоре линии КТП - 303 центр питания ПС <адрес>, фидер - 14) по адресу <адрес>, п. кирпичного завода №1, <адрес> не соответствует обязательным требованиям осударственных стандартов (п. 4.2.2) ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия, совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».

Вина генерального директора «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. в совершении правонарушения усматривается в бездействии и ненадлежащем контроле за соответствием осуществляемой ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» деятельности требованиям ГОСТ 32144-2013, за что предусмотрена административная ответственность. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у генерального директора Стаценко О.А. возможности соблюдать нормативно установленные требования, а также доказательств, подтверждающих факт принятия всех возможных мер, исключающих правонарушение, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах судья полагает подтвержденным наличие в действиях генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи14.43Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя, о том, что отсутствуют доказательства назначения на должность генеральным директором Стаценко О.А. опровергаются материалами административного дела, исследованными в судебном заседании, в котором имеется приказ №-к от <адрес> об обязанностях генерального директора. Доказательств того, что генеральный директор ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. не отвечает за бесхозный участок электросетей заявителем не представлено.


Согласно части 1 статьи2.1Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оценив вышеуказанные доказательства в совокупности в соответствии со ст.ст.26.2,26.11 КоАПРФ должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.А. состава административного правонарушения, дав правильную квалификацию по ч. 1 ст.14.43КоАП РФ.

Административное наказание назначено должностному лицу справедливое в пределах, установленных санкцией закона.

Постановление от 10.06.2016 вынесено надлежащим должностным лицом-начальником Астраханского отдела госнадзора Ахметовым Р.М.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

С учетом характера правонарушения, степени его потенциальной общественной опасности, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАПотсутствуют.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения доводов жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника Астраханского отдела госнадзора Ахметова Р.М. от 10.06.2016 о привлечении генерального директора ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» Стаценко О.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней.

Судья: