ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-946/17 от 14.09.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья: Шаповал А.В.

Дело № 12-946/2017

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 14 сентября 2017 г.

Судья Верховного Суда Республики Крым Хожаинова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест исполняющего обязанности прокурора г. Феодосии на постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2017 г. по делу № 5-267/2017 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4, заместителя главы Администрации г. Феодосии Республики Крым,

установил:

постановлением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2017 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4, заместителя главы Администрации г.Феодосии Республики Крым ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением, исполняющий обязанности прокурора г. Феодосии Республики Крым принес протест, в котором просил отменить состоявшийся судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.

В обоснование протеста указано, что судьёй городского суда не обеспечено всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, допущено неверное толкование норм закона, вследствие чего вынесено немотивированное, необоснованное и незаконное решение.

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Республики Крым Корчагина А.В. поддержала доводы протеста в полном объёме, просила его удовлетворить.

Лицо, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, заместитель главы Администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО4 просил отказать в удовлетворении протеста, постановление оставить без изменения.

Выслушав явившихся участников, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, считаю необходимым указать следующее.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Из материалов дела следует, что распоряжением главы администрации г.Феодосии Республики Крым от 4 октября 2016 г. -л ФИО4 назначен на должность заместителя главы администрации города Феодосии Республики Крым.

12 декабря 2016 г. ФИО4 назначен на должность первого заместителя главы администрации г. Феодосии Республики Крым, что подтверждается трудовой книжкой .

13 февраля 2017 г. помощником прокурора г. Феодосии ФИО1 была проведена проверка исполнения требований акта прокурорского реагирования об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии террористической деятельности, по результатам проведения которой был составлен соответствующий акт.

Из данного акта следует, что прокуратурой г. Феодосии Республики Крым в ходе осуществления надзора за исполнением законов установлено, что постановление администрации г. Феодосии Республики Крым от 6 мая 2016 г. № 953 «Об утверждении перечня мест с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО5» содержит положения, противоречащие требованиям закона. В нарушение положений Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» и иных нормативно-правовых актов, несмотря на неотносимость объектов транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса и розничных рынков к объектам массового пребывания людей и установление законодателем к ним специальных требований по обеспечению антитеррористической защищенности, данные объекты необоснованно включены в Перечень мест с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования городской круг ФИО5, что повлекло возложение на хозяйствующих субъектов дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом.

В связи с указанным, прокурором г. Феодосии Республики Крым 24 ноября 2016 г. за исх. № 7-02-2016 на приведённый правовой акт органа местного самоуправления принесён протест, который поступил в администрацию г. Феодосии Республики Крым 26 ноября 2016 г., о чём свидетельствует соответствующая отметка о регистрации на копии протеста.

9 января 2017 г. администрацией г.Феодосии Республики Крым за подписью ФИО4 прокурору г.Феодосии предоставлена информация о том, что в постановление от 6 мая 2016 г. № 953 «Об утверждении перечня мест с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО5» будут внесены изменения путём дополнительного включения в него объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно выписке из журнала исходящей корреспонденции администрации г. Феодосии Республики Крым, ответ на указанный протест направлен в прокуратуру города 9 января 2017 г., что указывает на нарушение срока предоставления информации на 35 дней.

Кроме того, из ответа администрации г.Феодосии Республики Крым от 29 декабря 2016 г. № 2-40/14004/1 следует, что органом местного самоуправления без участия прокурора рассмотрен протест, подготовлены изменения в постановление администрации г.Феодосии от 6 мая 2016 г. № 953, а также отражены сведения о резолюциях, связанных с рассмотрением протеста от 24 ноября 2016 г. № 7-02-2016.

В ходе прокурорской проверки установлено, что заместителем главы администрации города Феодосии Республики Крым ФИО4 не исполнены требования акта прокурорского реагирования - протеста от 24 ноября 2016 г. № 7-02-2016, поскольку по истечении десятидневного срока после получения данный протест рассмотрен не был, требования прокурора о приведении нормативно-правового акта в соответствие с действующим законодательством не исполнены, прокурор о месте, времени и результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования своевременно извещен не был, меры к обеспечению участия прокурора в рассмотрении принесённого им протеста также не приняты.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором г. Феодосии постановления от 15 февраля 2017 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя главы администрации г.Феодосии Республики Крым ФИО4

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, прекратил производство по делу.

Указанный вывод судья апелляционной инстанции считает правомерным в силу следующего.

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест (часть 3 статьи 23 Федерального закона № 2202-1).

Статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объектом данного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующих от имени государства и представляющих его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом.

Как следует из диспозиции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности по этой норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Вопрос о законности и обоснованности требования прокурора, невыполнение которого вменено лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор, следователь, дознаватель или должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны доказать законность своих требований.

Согласно пункту 7 статьи 44 Устава муниципального образования городской округ ФИО5, утверждённого решением 5 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 17 ноября 2014 г. № 65, порядок издания правовых актов Главой администрации определяется Регламентом работы Администрации, утверждённым Городским советом.

Решением 11 сессии Феодосийского городского совета Республики Крым 1 созыва от 30 декабря 2014 г. № 186 «Об утверждении Регламента работы Администрации города Феодосии Республики Крым» утверждён соответствующий Регламент (далее Регламент № 186).

Согласно пункту 3.36 Регламента № 186, подготовка проектов писем (запросов) возлагается на руководителей структурных подразделений.

Ответственность за исполнение документов, поставленных на контроль, контроль за исполнением документов, возлагается на должностные лица и структурные подразделения Администрации, указанные в документах, а также лиц, установленных резолюцией Главы администрации, первого заместителя главы администрации, заместителей главы администрации и заместителя главы администрации - руководителя аппарата (пункт 3.38 Регламента № 186).

Согласно должностной инструкции заместителя главы администрации г.Феодосии ФИО4, последний рассматривает входящую корреспонденцию, определяет конкретного исполнителя (исполнителей) с указанием срока и условий исполнения документа. Подписывает документы в пределах своих полномочий (п.п. 6 п.3.2 раздела 3).

Аналогичные положения предусмотрены в п.п. 6 п.3.2 раздела 3 должностной инструкции первого заместителя главы администрации г.Феодосии Республики Крым ФИО4

В ходе производства по делу об административном правонарушении ФИО4 оспаривал виновность в совершении вменённого ему административного правонарушения, заявляя в числе доводов, что протест прокурора г. Феодосии от 24 ноября 2016 г. № 7-02-2016 на постановление администрации г. Феодосии от 6 мая 2016 г. № 953 был передан им 30 ноября 2016 г. по резолюции ответственному ФИО2, который, по его мнению, несёт ответственность, исходя из возложенных на него обязанностей.

Как следует из материалов дела, протест прокурора г. Феодосии от 24 ноября 2016 г. № 7-02-2016 на постановление администрации г. Феодосии от 6 мая 2016 г. № 953 поступил в администрацию г. Феодосии Республики Крым 25 ноября 2016 г. и был зарегистрирован 26 ноября 2016 г. за вх. 2-40/14004.

Указанный протест по резолюции главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО3 от 29 ноября 2016 г. был передан для исполнения ответственному ФИО4, установлен срок исполнения 5 декабря 2016 г. Последний, в свою очередь, 30 ноября 2016 г. с резолюцией «Прошу рассмотреть, подготовить ответ к установленному сроку» передал указанный протест на исполнение ФИО2

Согласно должностной инструкции заместителя начальника муниципального казённого учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» ФИО2, он несёт ответственность за своевременность, качество подготовки и соответствие законодательству разработанных проектов документов.

Вместе с тем, судья апелляционной инстанции учитывает, что согласно пункту 4.1 Регламента № 186 в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым, Уставом городского округа Феодосия, Глава администрации в пределах своих полномочий издаёт постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, а также распоряжения Администрации по вопросам организации работы Администрации, муниципальных предприятий и учреждений, направленные на решение вопросов в пределах компетенции Администрации.

Подписание постановлений Администрации отнесено к компетенции главы администрации г. Феодосии Республики Крым после соблюдения предусмотренных разделом 4 Регламента № 186 соответствующих процедур.

Таким образом, внесение изменений в принятые ранее постановления отнесено также к полномочиям главы администрации г. Феодосии Республики Крым.

Протест прокуратура г. Феодосии Республики Крым от 24 ноября 2016 г. за исх. № 7-02-2016 содержит требование о приведении в соответствие постановления администрации г. Феодосии Республики Крым от 6 мая 2016 г. № 953 «Об утверждении перечня мест с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО5», что отнесено непосредственно к полномочиям главы администрации г. Феодосии Республики Крым.

Из трудовой книжки ФИО4 следует, что в период с 29 ноября 2016 г. и по состоянию на 5 декабря 2016 г. (срок, установленный для исполнения, по резолюции главы администрации г.Феодосии Республики Крым), последний работал на должности заместителя главы администрации г.Феодосии. На должность первого заместителя главы администрации г.Феодосии был назначен с 12 декабря 2016 г.

При этом, само письмо за подписью первого заместителя главы администрации г. Феодосии Республики Крым ФИО4 от 29 декабря 2016 г. за № 2-40/14004/1, согласно которому сообщалось, что с целью приведения в соответствие с действующим законодательством и его требованиями подготовлены изменения в постановление администрации г.Феодосии Республики Крым от 6 мая 2016 г. № 953 «Об утверждении перечня мест с массовым пребыванием людей, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО5» с исключением пунктов с 91 по 105 утверждённого перечня, носит информационный характер, и не свидетельствует о рассмотрении протеста прокурора способом, указанным в протесте.

В связи с изложенным, судья апелляционной инстанции соглашается с выводом судьи городского суда об отсутствии в действиях ФИО4 состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы протеста об обратном не нашли своего подтверждения, опровергаются исследованными материалами дела, в связи с чем отклоняются судьёй апелляционной инстанции как несостоятельные.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не усматривается.

На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 30 июня 2017 г. по делу № 5-267/2017 об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО4, заместителя главы Администрации г.Феодосии Республики Крым, - оставить без изменения, протест исполняющего обязанности прокурора г. Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьёй 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.В. Хожаинова