ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-947/2023 от 10.07.2023 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 12-947/2023

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 10 июля 2023 года

Судья Центрального районного суда города Красноярска Шлейхер Е.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя администрации г. Красноярска ФИО1 на постановление №494 Врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю ФИО2 от 05 мая 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю ФИО2 от 05 мая 2023 года №494, администрация города Красноярска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Представителем администрации города Красноярска на указанное постановление подана жалоба, в которой поставлен вопрос о его отмене. Указывает, что согласно решению Ленинского районного суда г. Красноярска на администрацию города Красноярска, главное управление образования администрации города Красноярска возложена обязанность: выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центра развития ребенка - детский сад № 264» средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности. Полагает, вина администрации города Красноярска, а также факт неправомерного бездействия по неисполнению указанного решения суда отсутствует. Необходимо учитывать, что исполнение решений подобной категории (выделение средств из бюджета города) связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура выделения бюджетных средств. Решение суда исполнено частично. В 2021 году из бюджета города муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка - детский сад № 264» были выделены средства и разработана проектная сметная документация на приведение здания детского сада в соответствие с требованиями пожарной безопасности. На основании контракта от 23 мая 2022 года № 13, заключенного между МБДОУ № 264 и ИП ФИО3, выполнены работы по расширению двух путей эвакуации в здании МБДОУ № 264. При этом, в ходе проведения работ в рамках заключенного контракта выявлено, что выполнить оставшуюся часть работ по приведению ширины двух дверей эвакуационных выходов на наружную лестницу невозможно в связи со следующими обстоятельствами: подземные коммуникации, подходящие к зданию согласно выкопировки из топографической схемы, санитарно-защитная зона которых составляет от 5 м., что ограничивает возможность расположения проектируемых лестниц, при необходимости устройства эвакуационных лестниц требуется перенос инженерных коммуникаций; при проектировании лестницы со второго этажа перекрывается световой прием групповой ячейки; изменение конфигурации существующих лестниц невозможно в рамках капитального ремонта, так как являются конструктивными элементами здания. Учреждением направлено письмо в специализированную организацию ООО «ПСК Орта», с целью получения заключения о возможности либо невозможности проведения работ по приведению в соответствие ширины дверей эвакуационных выходов на наружную лестницу. Согласно выводам акта результатов обследования, проведенного специализированной организацией ООО «Проектно-Строительная Компания ОРТА», в рамках подготовки проектно-строительной документации, возможности устройства дополнительных выходов на данный момент нет, так как устройство эвакуационных лестниц со стороны торцевых фасадов не представляется возможным, а именно: подземные коммуникации, подходящие к зданию согласно выкопировки из топографической схемы, санитарно-защитная зона которых составляет от 5 м., что ограничивает возможность расположения проектируемых лестниц, при необходимости устройства эвакуационных лестниц требуется перенос инженерных коммуникаций; при проектировании лестницы со второго этажа перекрывается световой прием групповой ячейки; изменение конфигурации существующих лестниц невозможно в рамках капитального ремонта, так как являются конструктивными элементами здания. Таким образом, факт объективной возможности исполнения судебного решения в срок судебным приставом не доказан. В отсутствие же вины и признака противоправности в действиях (бездействии), что является элементами состава административного правонарушения, судебный пристав-исполнитель не вправе применить меры ответственности в виде административного штрафа.

Представители МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю и администрации города Красноярска, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 17.15 КоАП РВ предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (статья 12 Федерального закона «О судебных приставах»).

В соответствии со статьей 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 02 декабря 2019 года решением Ленинского районного суда г. Красноярска (по гражданскому делу № 2-3073/2019) от 03 сентября 2019 года, постановлено:

- обязать администрацию города Красноярска, Главное управление образования администрации города Красноярска выделить средства Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 264» средства для устранения требований пожарной безопасности в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

18 декабря 2019 года Ленинским районным судом г. Красноярска выдан исполнительный лист ФС №027487559 по гражданскому делу № 2-3073/2019 на решение от 03 сентября 2019 года, вступившее в законную силу 02 декабря 2019 года.

20 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №3204/20/24097-ИП на основании исполнительного листа ФС №027487559 на решение Ленинского районного суда г. Красноярска, вступившее в законную силу 02 декабря 2019 года.

В силу статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», 03 апреля 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

14 февраля 2023 года администрацией города Красноярска получено требование судебного пристава – исполнителя от 14 февраля 2022 года, которым установлен срок исполнения решения суда до 14 марта 2023 года.

02 мая 2023 года в отношении администрации города Красноярска составлен протокол № 494 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, а 05 мая 2023 года вынесено постановление № 494 о привлечении юридического лица к ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В судебном заседании установлено, что 23 мая 2022 года между МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 264» и ИП ФИО3 заключен контракт №13, предметом которого является выполнение работ по расширению путей эвакуации в рамках капитального ремонта здания МБДОУ № 264, расположенного по адресу: <...>. Цена контракта установлена на основании локального сметного расчета (Приложение № 1) и составляет 318 992 руб. 98 коп. Источник финансирования: средства бюджета города Красноярска на 2022 года. Цена контракта включает общую стоимость выполнения работ с учетом всех затрат, в том числе, стоимости материалов, стоимости использования необходимого для выполнения работ оборудования и его доставка к месту выполнения работ, уплату налогов и других обязательных платежей. Срок начала выполнения работ с 01 июля 2022 года, срок завершения работ – 22 июля 2022 года (Приложение №2). Заказчик обязуется принять работы в течение 14 дней с момента предусмотренных контрактом документов Подрядчиком и произвести их оплату в установленные сроки.

Суду представлены акты о приемке части выполненных работ за период с 01 июля 2022 года по 10 августа 2022 года. При этом, неисполненными остались работы по приведению в соответствие ширины дверей эвакуационных выходов на наружную лестницу из 2-х групп: «Сказка», «Зведочки», поскольку в ходе проведения работ было выявлено, что изменение конфигурации существующих лестниц невозможно в рамках капитального ремонта, поскольку они являются конструктивными элементами здания. В этой связи, учреждением направлено письмо в специализированную организацию ООО «ПСКОРТА», с целью получения заключения о возможности либо невозможности проведения работ по приведению в соответствии ширины указанных эвакуационных выходов на наружную лестницу.

Согласно акту ООО «Проектно-Строительная Компания ОРТА», по результатам работ по определению возможности устройства дополнительных эвакуационных выходов из групп «Звездочки» и «Сказка» здания МБДОУ № 264 по адресу: <...>, в процессе обследования установлено, что количество эвакуационных выходов из групповых ячеек этажа не соответствует п. 5.6 СП 118.1333.2012* (из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов). Возможности устройства дополнительных выходов на данный момент нет, так как устройство эвакуационных лестниц со сторон торцевых фасадов не представляется возможным, а именно:

- подземные коммуникации, подходящие к зданию согласно выкопировки из топографической схемы, санитарно-защитная зона которых составляет от 5 м., что ограничивает возможность расположения проектируемых лестниц, при необходимости устройства эвакуационных лестниц требуется выполнить перенос инженерных коммуникаций;

- при проектировании лестницы со второго этажа перекрывается световой проем групповой ячейки;

- изменение конфигурации существующих лестниц невозможно в рамках капитального ремонта.

Учитывая изложенное, МБДОУ № 264 обратилось в суд Ленинского района г. Красноярска с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда от 03 сентября 2019 года по гражданскому делу № 2-3073/2019 и приостановлении исполнительного производства. Определением от 15 декабря 2022 года в удовлетворении указанного заявления отказано, поскольку изложенные в акте ООО «Проектно-Строительная Компания ОРТА» выводы не освобождают ответчиков от соблюдения действующих норм и правил пожарной безопасности.

04 мая 2023 года начальнику ОНД и ПР по г. Красноярска руководителем главного образования администрации города Красноярска направлено письмо за №967 с просьбой сообщить о возможности снятия пунктов предписания в части ширины дверец эвакуационных выходов на наружную лестницу из групп «Сказка» и «Звездочка» в связи с невозможностью выполнения данных работ.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией города Красноярска принимаются меры к исполнению решения суда. Частично решение суда исполнено, а причиной его неисполнения в оставшейся части, то есть, в полном объеме, является не отсутствие денежных средств, выделение которых возложено на администрацию города Красноярска по решению суда, а иные, объективные причины. При этом, разработка проектно-сметной документации, заключение контракта от 23 мая 2022 года на выполнение работ по расширению путей эвакуации и выполнение части этих работ было бы невозможно без выделения на это соответствующих денежных средств из бюджета города Красноярска.

Принимая во внимание изложенное, установленные в судебном заседании обстоятельства, объективно не позволяют сделать безусловный вывод о бездействии со стороны администрации города Красноярска по исполнению решения суда, исходя из которого на последнюю возложена обязанность по выделению Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 264» средств для устранения требований пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление №494 Врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по городу Красноярску ГУ ФССП России по Красноярскому краю ФИО2 от 05 мая 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Красноярска, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через суд Центрального района г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Е.В. Шлейхер