ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/11-7-107К от 03.10.2011 Новгородского областного суда (Новгородская область)

                                                                                    Новгородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Новгородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Судья - Шеремета Р.А. Дело №12-94/11- 7-107К

Р Е Ш Е Н И Е

Великий Новгород 03 октября 2011 года

Судья Новгородского областного суда Жукова Н.А. (Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, стр.1), рассмотрев в порядке пересмотра жалобу заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу (далее МРУ Росфинмониторинга по СЗФО) К. на решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 16 августа 2011 года, которым постановление по делу №04-23/112-2/1 об административном правонарушении, вынесенное 27 июня 2011 года заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К., в отношении

Б.,  года рождения, уроженки , зарегистрированной и проживающей по адресу: , работающей генеральным директором Общества с ограниченной ответственностью «»,

о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.27 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, отменено, производство по делу прекращено на основании статьи 4.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

08 июня 2011 года прокурором Чудовского района Новгородской области в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «» (далее Общество) Б. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2010 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») - неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Согласно указанному постановлению генеральным директором Общества Б. было допущено нарушение порядка утверждения правил внутреннего контроля в Обществе, установленного Правительством Российской Федерации.

Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К. от 27 июня 2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.27 КоАП РФ, в отношении генерального директора Общества Б. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судьёй районного суда вынесено вышеуказанное решение.

В жалобе в порядке пересмотра заместитель руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К. просит отменить вынесенное судьей решение, мотивируя тем, что установленный статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел годичный срок давности привлечения к административной ответственности, как Общества, так и его должностного лица следует исчислять со дня, следующего за истечением месяца и пяти рабочих дней с даты государственной регистрации юридического лица. Полагает, что Б. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статье 15.27 КоАП РФ, поскольку Б. была назначена на должность генерального директора Общества только 17 февраля 2009 года. При этом указывает на невозможность привлечения Б. к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ в настоящее время в связи с тем, что действовавшая на момент совершения ею правонарушения редакция КоАП РФ не предусматривала административной ответственности за несвоевременное направление организацией на согласование правил внутреннего контроля. Действия Б. не могут быть квалифицированы с учётом изменений, устанавливающих ответственность за нарушение сроков направления правил внутреннего контроля на согласование, внесенных в КоАП РФ после совершения ею правонарушения, поскольку это ухудшит её положение.

Одновременно заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы, в связи тем, что копия оспариваемого решения поступила в адрес МРУ Росфинмониторинга по СЗФО 25 августа 2011 года.

Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы и письменных возражений, представленных старшим помощником прокурора Чудовского района Новгородской области О.., заслушав Б., прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 16 августа 2011 года поступило в адрес МРУ Росфинмониторинга по СЗФО 25 августа 2011 года, следовательно, последним днём для подачи жалобы являлось 05 сентября 2011 года. Жалоба на решение подана заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К. 05 сентября 2011 года.

Таким образом, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, своевременно воспользовалось своим правом на обжалование решения с соблюдением установленного КоАП РФ десятидневного срока на обжалование и у него отсутствуют основания для обращения с ходатайством о восстановлении срока обжалования.

В соответствии со статьёй 15.27 КоАП РФ (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных в КоАП РФ Федеральным законом от 23 июля 2010 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях») состав административного правонарушения образует неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее ФЗ №115-ФЗ» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий), обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 года №6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (далее Постановление №6) предусмотрено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно пункту 2 Постановления №6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Комитет (с 16 ноября 2010 года - Федеральную службу по финансовому мониторингу) в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Названное постановление опубликовано в «Российской газете» 15 января 2003 года и с этого момента в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» вступило в силу.

Из материалов дела следует, что Общество было зарегистрировано в установленном законом порядке 28 июня 2004 года, то есть после вступления в силу Постановления №6.

К числу относящихся в целях ФЗ №115-ФЗ организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Общество, предметом деятельности которого являются посреднические услуги по купле - продажи недвижимого имущества, отнесено в соответствии со статьёй 5 ФЗ №115-ФЗ со дня вступления в действие Федерального закона от 28 июля 2004 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», - 30 августа 2004 года.

Следовательно, руководитель Общества обязан был утвердить правила внутреннего контроля в течение месяца, начиная с 30 августа 2004 года, и по истечении месяца направить их в надзорный орган в течение 5 рабочих дней.

Однако в нарушение вышеприведённых норм, должностное лицо Общества в установленный законом срок правила внутреннего контроля не утвердило и не направило их в надзорный орган.

Таким образом, годичный срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, действующей в редакции на момент совершения административного правонарушения, исчисляется с учётом положений пунктов 1,2 Постановления №6 с 07 октября 2004 года.

Следовательно, срок привлечения должностного лица Общества к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ, в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения, истёк 07 октября 2005 года.

При таких обстоятельствах изложенные в жалобе доводы МРУ Росфинмониторинга по СЗФО относительно правил исчисления срока давности привлечения должностного лица Общества к административной ответственности являются обоснованными, а потому вывод судьи о том, что срок давности привлечения Б. к административной ответственности за неисполнение ею обязанности по направлению в течение 5 рабочих дней с момента утверждения правил внутреннего контроля, следовало исчислять с 06 августа 2010 года, в связи с чем срок, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ, к моменту вынесения обжалуемого постановления не истёк, оснований для вынесения решения по данному обстоятельству не имелось, подлежит исключению, как не основанный на вышеприведенных нормах и обстоятельствах дела.

Принимая во внимание вышеизложенное и учитывая, что исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может, полагаю, что остальные доводы жалобы правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке статьи 30.1 КоАП РФ не вступившего в законную силу по существу правильного решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, поскольку срок давности привлечения должностного лица Общества Б. к административной ответственности истёк и производство по делу прекращено, исходя из требований изложенных норм закона, оснований для отмены решения судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 16 августа 2011 года и удовлетворения жалобы заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО К., направленной на возобновление производства по делу и переоценку выводов судьи об отсутствии вины лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 16 августа 2011 года оставить без изменения, а жалобу заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу К. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения.

Судья Новгородского областного суда Н.А. Жукова