ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/18 от 26.11.2018 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

№12-94/2018

РЕШЕНИЕ

26 ноября 2018 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев жалобу должностного лица – ведущего специалиста-эксперта Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Архангельской области ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном часть 3 статьи 19.6.1 КоАП РФ от 04 октября 2018 года,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области должностное лицо – ведущий специалист-эксперт Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Архангельской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в городской суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить на основании пунктов 1,2,7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 поддержал жалобу в полном объеме. Дополнительно пояснил следующее, проверка МУ «Коряжемская централизованная библиотечная система» проводилась с 14 по 29 марта 2018 года, закончена вынесением акта проверки 29 марта 2018 года. После проведения проверки все необходимые сведения внесены им в реестр проверок. Путем нажатия кнопки «сохранить» информация о проверке должностным лицом сохранена. За опубликование информации отвечает оператор единого реестра проверок, поэтому нажатие кнопки «Опубликовать» не производилось. По мнению ФИО1 в его полномочия не входило опубликование информации в реестре проверок. Также указал, что по состоянию на 24 апреля 2018 года программа не работала, то есть невнесение им сведений о проверке в реестр проверок сделано неумышленно. Кроме того, полагает, что дважды привлечен за совершение одного и тоже правонарушения. Просил прекратить производство по делу на основании подпункта 1,2,7 части 1 статьи 24.7 КоАП РФ.

Помощник прокурора г. Коряжмы Иванова Л.М. суду пояснила, что постановление мирового судьи является законным и обоснованным. При внесении должностным лицом надзорного органа информации в реестр проверок и ненажатии кнопки «Опубликовать» внесенная должностным лицом информация не доступна ни для оператора реестра проверок, ни для общего доступа. Она только отражена на компьютере должностного лица его вносившего. Нажатием кнопки «Опубликовать» должностное лицо, проводившее проверку, подтверждает достоверность информации, дает право на ее опубликование. Указанную кнопку невозможно не заметить на рабочем столе компьютера, до ее нажатия, она мигает. Просила отказать в удовлетворении жалобы.

Рассмотрев доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, выслушав ФИО1, помощника прокурора г. Коряжмы Иванову Л.М., судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой города Коряжмы на основании решения о проведении проверки от 27.08.2018 №38 проведена проверка исполнения законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, включенных в план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год Коряжемским территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области.

Согласно распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Архангельской области от 15.02.2018 №219 Коряжемским территориальным отделом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области с 28 февраля по 29 марта 2018 года проведена проверка с целью контроля выполнения муниципальным учреждением «Коряжемская централизованная библиотечная система» предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять надзор от 17 мая 2017 года.

По результатам проверки 29 марта 2018 составлен акт проверки №219/2018/2018.

Как следует из распоряжений о проведении плановой проверки и материалов проверок проверки проводились ведущим специалистом-экспертом Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО1, который приказом от 01.03.2005 №26-к принят на должность ведущего специалиста Коряжемского территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области.

Согласно должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность ведущего специалиста-эксперта Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО1, государственный гражданский служащий должен обладать профессиональными знаниями, в том числе Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно статье 4 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органом и органом местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет» (п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона).

Статьей 3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 13.3 указанного Федерального закона в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 №415 утверждены Правила формирования и ведения единого реестра проверок, которые устанавливают порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.

Согласно подпунктам «д», «е» пункта 13 указанных Правил, Единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включает в себя, в том числе информацию о результатах проверки, содержащую: дату, время и место составления акта проверки; дату, время, продолжительность и место проведения проверки; наименование проверяемого юридического лица или фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя; фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность должностного лица (должностных лиц), проводившего проверку; фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица юридического лица, уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи; сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов); сведения о несоответствии информации, содержащейся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (с указанием положений нормативных правовых актов); указание на отсутствие выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (в случае если нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, не выявлено); сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае если проверка не проведена), а также информацию о мерах, принятых по результатам проверки: сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, срок выполнения, содержание предписания); сведения о направлении материалов о выявленных нарушениях обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией; сведения о фактах невыполнения предписаний органов контроля об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием реквизитов выданных предписаний); перечень примененных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; сведения о привлечении к административной ответственности виновных лиц; сведения о приостановлении или об аннулировании ранее выданных разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных документов, имеющих разрешительный характер; сведения об отзыве продукции; сведения о выполнении лицом, в отношении которого проводилась проверка, предписания об устранении выявленных нарушений; сведения об исполнении постановления по делу об административном правонарушении; сведения об обжаловании решений и действий (бездействия) органа контроля либо его должностных лиц и о результатах такого обжалования.

Пунктами 19 и 20 Правил формирования и ведения единого реестра проверок установлены сроки внесения информации в Единый государственный реестр проверок уполномоченным должностным лицом.

Так информация, указанная в подпункте «д» пункта 13 настоящих Правил, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки. Информация, указанная в подпункте «е» пункта 13 настоящих Правил, подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 27 августа 2018 года в единый реестр проверок должностным лицом – ведущим специалистом-экспертом Коряжемского отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО1 не внесена информация о результатах проверки, проведенной в муниципальном учреждении «Коряжемская централизованная библиотечная система» (акт проверки «219/2018 от 29.03.2018), которая должна быть внесена не позднее 13 апреля 2018 года. Информация о мерах принятых по результатам проверки не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля, то есть не позднее 05 апреля 2018 года, поскольку в акте от 29.03.2018 указано, что предписание должностного лица выполнено в полном объеме в установленный срок, акт поступил в орган надзора 29 марта 2018 года.

В жалобе и судебном заседании ФИО1 не оспаривает, что информация о проверке МУ «Коряжемская централизованная библиотечная система» не была внесена ввиду неработы программного комплекса ФГИС «Единый реестр проверок».

Статьей 25 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 3, статьи 19.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок,

Не внеся информацию о проверке МУ «Коряжемская централизованная библиотечная система» в единый реестр проверок в срок, установленный в законе, должностное лицо федерального органа исполнительной власти – ведущий специалист-эксперт Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ, поэтому правильно привлечен к административной ответственности по указанному составу административного правонарушения.

В соответствии с п. 25 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 года №415, предусмотрено, что доступ к общедоступной информации, содержащейся в едином реестре проверок, указанной в ч. 3 ст. 13.3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предоставляется неограниченному кругу лиц с момента внесения указанной информации в единый реестр проверок посредством ее размещения оператором единого реестра проверок на специализированном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе в форме открытых данных.

Частью 3 статьи 13.3 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что оператор единого реестра проверок обеспечивает размещение на специализированном сайте в сети «Интернет» общедоступной информации из единого реестра проверок.

В силу частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

Из совокупного анализа, приведенных выше правовых норм следует, что оператор единого реестра проверок не вносит, а обеспечивает расположение (упорядочивание) на специализированном сайте в сети «Интернет» общеизвестных сведений и иной информации, доступ к которой не ограничен, которая может использоваться любыми лицами по их усмотрению. Информация считается внесенной, с момента, когда она становится общедоступной, может использоваться любыми лицами по их усмотрению, доступ к которой осуществляет должностное лицо надзорного органа.

Большая загруженность, нехватка времени, нерабочее состояние компьютера либо незнание закона об отсутствии вины ФИО1, как должностного лица государственного органа, не свидетельствует, так как при наличии приведенных императивных законоположений они не освобождали его от обязанности своевременно разместить информацию о проверке и ее результаты в едином реестре проверок.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5, в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 названного Кодекса, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Вместе с тем в рассматриваемом случае отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках проверки нарушения требований законодательства против порядка управления допущены не в результате одного бездействия. При вынесении указанных постановлений мировым судьей судебного участка №1 Коряжемского судебного участка Архангельской области учтены положения статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, мировым судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

По существу в жалобе на постановление предлагается установить иные, чем установлено мировым судьей обстоятельства дела, по-иному оценить их и по-иному применить и истолковать нормы материального права, исходя из правовой позиции подателя жалобы.

Руководствуясь статьей 30.6 и пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Коряжемского судебного района Архангельской области от 04 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – ведущего специалиста-эксперта Коряжемского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Архангельской области ФИО1 – без удовлетворения.

Судья О.Е. Цыбульникова