ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/20 от 30.01.2020 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 12-94/2020

РЕШЕНИЕ

«30» января 2020 г. г. Балашиха

Судья Балашихинского городского суда Московской области Фадеев И.А. рассмотрев жалобу Администрации г.о. Балашиха Московской области на постановление № 667 заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО3 от 06.12.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. Балашиха Московской области,

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г.о. Балашиха (далее -Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Как следует из указанного постановления должностным лицом надзорного органа установлено, что Администрация осуществила социально-экономическую деятельность, выразившуюся в допущении складирования упакованных в мешки керамзита и грунта на общей площади 1500 кв.м., складировании илового (водопроводного) осадка на площади 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040406:14, расположенном по адресному ориентиру: <адрес>, 25 км. <адрес> на территории охранной зоны Национального парка «Лосиный остров» юго восточнее квартала 31 Алексеевского лесопарка, без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Администрации по доверенности ФИО5 обжалует его, просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, мотивируя свои требования тем, что в настоящее время порядок согласования не разработан, ссылки на какую- либо иную установленную правовыми актами процедуру такого согласования обжалуемое постановление не содержит. Просит учесть, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией (Арендодатель) и ООО «Виллидж» (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка с КН 50:15:0040406:26 -П от ДД.ММ.ГГГГ, который является смежным земельным участком с кадастровым номером 50:15:0040406:14.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ВИЛЛИДЖ» и ООО «Земельный Капитал» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды -П от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Земельный Капитал» и ООО «ОСНОВАНИЕ» заключен договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды -П от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.2 договора, земельный участок предоставлен для строительства и размещения многофункционального административно-торгового и производственно-складского комплекса. Таким образом, складирование упакованных в мешки керамзита, грунта на общей площади 1500 кв.м. и илового (водопроводного) осадка на площади 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040406:14 осуществляется арендатором, при проведении строительных работ. Поскольку арендатор принял на себя обязательства использовать предоставленные земельные участки в соответствии с режимами охраны особо охраняемой природной территории, в связи с чем, именно общество должно было оформить заключение охранного обязательства, установленное действующим законодательством, для обеспечения сохранности земельных участков. Постановлением должностного лица не установлено и материалами дела объективно не подтверждено, что допущение складирование мешков керамзита и илового осадка на земельном участке является вопросом социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, подлежащим согласованию с Минприроды РФ.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом надзорного органа не было принято во внимание ранее вынесенное постановление ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, за осуществление социально-экономической деятельности, выразившейся в допущении складирования на земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040406:13, 50:15:0040406:14 илового осадка общей площадью 600 кв. м. по адресному ориентиру: <адрес>, 25 км. <адрес> в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров» без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России. В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Таким образом, Администрация была привлечена к административной ответственности повторно, необоснованно.

С учетом изложенного Администрация считает, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения Администрации к административной ответственности, поскольку надзорным органом не проведена проверка на установление лиц производящих складирование строительного и бытового мусора, в связи с чем, Администрация не является субъектом правонарушения, так как в материале дела отсутствуют доказательства совершения вменяемого правонарушения именно Администрацией, в связи с чем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению, соответственно, представление от ДД.ММ.ГГГГ внесенное в адрес Администрации- отмене.

В судебном заседании представитель Администрации доводы жалобы и дополнение к жалобе поддержала в полном объеме, дав пояснения, аналогичные, изложенным в жалобах.

При рассмотрении жалобы установлены основания для ее удовлетворения.

Заслушав доводы представителя Администрации, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Из обжалованного постановления по делу об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 45 минут Администрация осуществила социально-экономическую деятельность, выразившуюся в допущении складирования упакованных в мешки керамзита и грунта на общей площади 1500 кв.м., складировании илового (водопроводного) осадка на площади 400 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040406:14, расположенном по адресному ориентиру: <адрес>, 25 км. <адрес> на территории охранной зоны Национального парка «Лосиный остров» юго-восточнее квартала 31 Алексеевского лесопарка, без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

Действия Администрации квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Состав данного правонарушения формальный. Объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение установленного режима и правил на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, относится установление, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов было совершено на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Национальный парк «Лосиный остров» создан на основании постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N401 «О создании Государственного природного национального парка «Лосиный остров» и постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N280 «О Национальном парке «Лосиный остров».

Границы национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны определены приложениями 2 и 3 к объединенному решению исполнительных комитетов <адрес> и Московского городского ФИО6 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N1190-543.

Как следует из обжалуемого постановления место совершения правонарушения входит в охранную зону национального парка.

Однако, данные выводы противоречат приложению 3 к решению исполнительного комитета <адрес> и Московского городского ФИО6 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, которое содержит описание границ охранной зоны природного парка «Лосиный остров». Согласно данного описания, границы охранной зоны природного парка «Лосиный остров» по территории <адрес> не проходят.

Решением исполнительных комитетов Московского городского и <адрес>ФИО6 народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N2130-1344, постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N703, постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N235-113 границы национального парка «Лосиный остров» были уточнены.

При этом, уточнения границ, в части территорий <адрес>, коснулись земель совхоза 1 Мая, которые включены в состав ГПНП «Лосиный остров», однако, как следует из материалов дела, место совершения правонарушения: <адрес>, 25 км. автодороги <адрес> (450 метров до границ национального парка).

Предоставленный административным органом как доказательство по делу скан территории НП «Лосиный остров» из публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru/) с сайта Росреестра, с нанесенными с помощью предоставляемых Сайтом средств рисования границами, находящийся в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ территории, не является официальным, указанные на нем границы могут быть изменены пользователем сайта с помощью предоставляемых сайтом сервисных средств, в связи с чем, не может служить подтверждением определения в установленном порядке границ территории НП «Лосиный остров» и вынесения их на местности.

С учетом изложенного следует признать, что у надзорного органа отсутствовали основания для привлечения Администрации к административной ответственности, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих факт совершенного административного правонарушения, равно как и его события, в связи с чем, вывод должностного лица о доказанности вины Администрации в совершенном правонарушении обоснованным быть признан не может.

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении обстоятельства, административным органом установлены не были, а обстоятельства, на основании которых вынесено постановление в отношении Администрации, объективно не доказаны.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела должностным лицом надзорного органа не было принято во внимание ранее вынесенное постановление ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, за осуществление социально-экономической деятельности, выразившейся в допущении складирования на земельных участках с кадастровыми номерами 50:15:0040406:13, 50:15:0040406:14 илового осадка общей площадью 600 кв. м. по адресному ориентиру: <адрес>, 25 км. <адрес> в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров» без согласования с Федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

Таким образом, Администрация была привлечена к административной ответственности повторно фактически за одно и то же правонарушение.

В силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В связи с тем, что выводы о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются необоснованными, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушения - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ, в отношении Администрации г.о. <адрес>, - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья Фадеев И.А.