ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/20 от 30.07.2020 Губахинского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-94/2020

Р Е Ш Е Н И Е

город Губаха Пермского края 30 июля 2020 года

Судья Губахинского городского суда Пермского края Троцко Д.Н., при секретаре судебного заседания Карецкой Е.В., с участием прокурора Утробиной А.В., должностного лица ФИО1, защитника Аксенова О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора г. Губаха на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 06-04/46-Ю от 28.05.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал «Углеуральский»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал Углеуральский» на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, прокурор г. Губаха обратился в Губахинский городской суд Пермского края с протестом, в котором просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, мотивируя заявленные требования тем, при рассмотрении материалов проверки, направленных прокуратурой города Губахи в Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлено, что МУП «Водоканал «Углеуральский» создан в ДД.ММ.ГГГГ, для обеспечения потребителей рп. <адрес>), рп. <адрес> коммунальными услугами: «холодное водоснабжение» и «водоотведение» для потребителей данных услуг в <адрес>, рп. <адрес>. Постановлением главы администрации городского округа «Город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал «Углеуральский» определен гарантирующим поставщиком по оказанию коммунальных услуг: «холодное водоснабжение» и «водоотведение» для потребителей данных услуг в <адрес>, рп. <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Тепловые сети «Нагорнский» и МУП «Водоканал «Углеуральский» заключен договор аренды на имущество, указанное в аукционной документации (в том числе и на скважины питьевой воды). Документация на скважины № (лит 5), № (лит 2), № (лит 9) в МУП «Водоканал «Углеуральский» со стороны МУП «Тепловые сети «Нагорнский» не передавалась. Заявка на переоформление лицензии на скважины №№ (лит. 5), (лит. 2), (лит. 9) на протяжении 3-х месяцев находится на рассмотрении в отделе геологии и лицензировании Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, отказа в переоформлении лицензии в адрес МУП «Водоканал «Углеуральский» не поступало. Согласно информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе учета и баланса подземных вод, участок недр - ________________ месторождение поземных вод, каптируемое скважинами №№ , , предоставлен в пользование по лицензии для разведки и добычи полезных ископаемых МУП «Тепловые сети «Нагорнский». Лицензия зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По мнению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 наличие действующей лицензии (до ДД.ММ.ГГГГ) на указанном участке недр (под водозаборными скважинами №№ , , ) с целью разведки и добычи полезных ископаемых исключает факт безлицензионного пользования недрами. С выводами указанного должностного лица невозможно согласиться, ввиду того, что согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Согласно абз. 1 ст. 11 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон «О недрах») предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В силу абз. 3 ст. 11 Закона «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Таким образом, действующим законодательством установлено обязательное требование о том, что пользование недрами на территории РФ осуществляется исключительно при наличии соответствующего разрешения (лицензии), выданного уполномоченным органом конкретному лицу (владельцу) на конкретный участок недр. При проведении проверки установлено, что МУП «Водоканал «Углеуральский» не имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием недр. Лицензия, на которую ссылается должностное лицо Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, выдана иному юридическому лицу, а именно МУП «Тепловые сети «Нагорнский». Кроме того, МУП «Водоканал «Углеуральский» только лишь после внесения акта прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений законодательства об охране и использовании недр от № обратилось в лицензирующий орган с целью переоформления лицензии, выданной ранее МУП «Тепловые сети «Нагорнский» на пользование участком недр (под водозаборными скважинами №№ , , ). Указанная лицензия на каком-либо праве или основании не передавалась МУП «Тепловые сети «Нагорнский» новому юридическому лицу - МУП «Водоканал «Углеуральский», тем самым у МУП «Водоканал «Углеуральский» не имеется законных оснований на пользование недрами, что является составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.

В судебном заседании прокурор Утробина А.А. по доводам протеста настаивала.

Должностное лицо административного органа - Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в судебном заседании ФИО1, по доводам протеста не согласна, представила письменный отзыв, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора из Прокуратуры г. Губахи поступили материалы проверки в отношении МУП «Водоканал «Углеуральский», осуществляющего добычу подземных вод без лицензии на пользование недрами, что указывает на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. На основании Решения исполняющего обязанности заместителя прокурора города Губахи о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения законодательства о недрах МУП «Водоканал «Углеуральский». По результатам проверки установлено, что МУП «Водоканал «Углеуральский» осуществляет пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод в отсутствие лицензии на пользование недрами. Управлением на основании материалов проверки прокуратуры возбуждено административное дело в отношении юридического лица - МУП «Водоканал «Углеуральский» по факту самовольного пользования недрами при добыче подземных вод с целые водоснабжения жителей рп. <адрес>, <адрес>. Проанализировав имеющиеся в деле материалы, а также полученные в ходе административного дела материалы. Управление пришло к выводу об отсутствии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные копаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся к совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условии. Согласно ст. 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр. Статьей 7 Закона о недрах установлено, что в соответствии с лицензией участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного веления горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности и в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Согласно п. 3.7. постановления ВС РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами», пользователь недр, получивший участок недр в виде горного отвода, имеет исключительное право в его границах осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах торного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами. Таким образом, пользователь недр, получив горный отвод по лицензии на право пользования недрами, является его исключительным владельцем на срок действия данной лицензии. Предоставление нескольких лицензий на один участок недр законодательством РФ не предусмотрено. Согласно сведениям, содержащимся в Федеральной государственной информационной системе учета и баланса подземных вод по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент рассмотрения административного дела) участок недр – Ключевское месторождение подземных вод, каптируемое скважинами №№ ,, – предоставлен в пользование по лицензии для разведки и добычи полезных ископаемых МУП «Тепловые сети «Нагорнский». Лицензия зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По лицензии участкам недр, предоставленным в пользование МУП «Тепловые сети «Нагорнский» придан статус горных отводов, ограниченных по глубине до - м. Наличие действующей лицензии (до ДД.ММ.ГГГГ) на указанных участках недр (под водозаборными скважинами №№ ,,) с целью разведки и добычи полезных ископаемых исключает факт безлицензионного пользования недрами МУП «Водоканал «Углеуральский». Таким образом, оформить пользование недрами определенного участка недр, наделенного статусом горного отвода, возможно только в случае отсутствия лицензии на данный участок недр, либо путем переоформления действующей лицензии. В связи с чем, просит протест прокуратуры г. Губахи оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 11 Закона о недрах, п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, определено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно пункту 3.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1) пользователь недр, получивший участок недр в виде горного отвода, имеет исключительное право в его границах осуществлять деятельность в соответствии с предоставленной лицензией. Деятельность других лиц, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия владельца лицензии, закрепляемого в договоре между ним и другими лицами.

Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение пользования недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, предусмотрено наказание в виде наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствие с ч. 2 ст. 1.5. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствие с п. 4 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, суд принимает решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Согласно статье 24.1. КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что «МУП «Водоканал «Углеуральский» был создан в ДД.ММ.ГГГГ года, для
обеспечения потребителей рп. <адрес>), рп. <адрес>коммунальными услугами: «холодное водоснабжение» и «водоотведение».

Постановлением главы администрации городского округа «Город Губаха» № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал «Углеуральский» определен гарантирующим поставщиков по оказанию коммунальных услуг: «холодное водоснабжение» и «водоотведение» для потребителей данных услуг в рп. <адрес>, рп. <адрес>.

В ДД.ММ.ГГГГ года, со стороны МУП «Тепловые сети «Нагорнский»
объявлен открытый электронный аукцион о праве заключения договора аренды на имущество находящегося у него на праве хозяйственного ведения, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды на имущество, указанное в аукционной документации, (в том числе и на скважины питьевой воды в рп. <адрес>), по результатам проведенного аукциона между МУП «Тепловые сети «Нагорнский» и МУП «Водоканал «Углеуральский» заключен договор аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В составе переданного по договору имущества, переданы скважины № (лит 5), № (лит 2), № (лит.9).

Участок недр – ________________ месторождение подземных вод, каптируемое скважинами №№ , – предоставлен в пользование по лицензии для разведки и добычи полезных ископаемых МУП «Тепловые сети «Нагорнский». Лицензия зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. По лицензии участкам недр, предоставленным в пользование МУП «Тепловые сети «Нагорнский» придан статус горных отводов.

На основании Решения и.о. обязанности заместителя прокурора города Губахи о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения законодательства о недрах МУП «Водоканал «Углеуральский». Материалы проверки МУП «Водоканал «Углеуральский» переданы в Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Водоканал «Углеуральский» обратился в отдел геологии лицензирования по Пермскому краю для переоформления лицензии на пользование недрами серия , вид лицензии , выданную МУП «Тепловые сети «Нагорнский» от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, ________________ месторождение, расположенное в <адрес>, в целях питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения на МУП «Водоканал «Углеуральский».

ДД.ММ.ГГГГ Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования составлен протокол № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал «Углеуральский».

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал Углеуральский» на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, поскольку МУП «Водоканал «Углеуральский» принял все зависящие от него меры, направленные на переоформление лицензии на пользование участком недр – ________________ месторождение подземных вод, - каптируемое №№ ,, расположенным в <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: Постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о результатах проверки соблюдения законодательства об охране и использовании недр от ДД.ММ.ГГГГ; объяснением и.о. директора МУП «Водоканал «Углеуральский» <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ; письмом в адрес Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ; письмом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ «о принятых мерах в отношении МУП «Водоканал» Углеуральский»; Определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; материалами дела об административном правонарушении в отношении МУП «Водоканал «Углеуральский».

Как следует из материалов дела об административном правонарушении факт наличии у МУП «Тепловые сети «Нагорнский» лицензии для разведки и добычи полезных ископаемых № со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ на участок недр в Губахинском муниципальном районе Пермского края, имеющего статус горного отвода, исключает в действиях МУП «Водоканал «Углеуральский» безлицензионное использование этого же участка недр, осуществляемого на основании договора аренда муниципального имущества.

Указанные действия двух организаций полностью соответствуют требованиям пункта 3.7 Положения о порядке лицензирования пользования недрами (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1) и одновременно не противоречит иным положениям законодательства о лицензировании и недропользовании.

При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания для отмены оспариваемого постановления отсутствуют, в связи с чем протест прокурора г. Губахи удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

решил:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении МУП «Водоканал Углеуральский» оставить без изменений, протест прокурора г. Губахи – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, а также должностным лицом, вынесшим постановление, в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: