ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/2012 от 04.12.2012 Илишевского районного суда (Республика Башкортостан)

ДЕЛО № 12-94/2012

РЕШЕНИЕ

«04» декабря 2012 года с.Верхнеяркеево

Судья Илишевского районного суда Республики Башкортостан Идиатулин Р.И.,

с участием инспектора ОНД управления надзорной деятельности - государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору ФИО1, директора МБОУ СОШ с. Карабашево Илишевского района РБ ФИО2, юрисконсульта МБУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений» ФИО3, действующей в интересах МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, представителя администрации муниципального района Илишевский район РБ ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка по Илишевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка по Илишевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГМБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ за неисполнение законного предписания Главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности к установленному сроку - ДД.ММ.ГГГГ, привлечено к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ - наложен штраф в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, считая его незаконным и подлежащим отмене, ФИО3, действующая в интересах МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, ссылаясь на то, что главный государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору ФИО5 провел проверку без распоряжения своего руководителя, что противоречит регламенту проведения проверок. Оставшаяся часть нарушений, не была устранена в виду отсутствия финансовых средств у школы. МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ полностью финансируется из местного бюджета, директор школы неоднократно обращался в отдел образования администрации муниципального района Илишевский район РБ с заявками на выделение финансовых средств для устранения выявленных нарушений.

В ходе судебного заседания ФИО3, действующая в интересах МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, признав указанные правонарушения, пояснила, что перечисленные нарушения требований пожарной безопасности школой до настоящего времени не устранены, поскольку для устранения этих нарушений требуются значительные финансовые средства. Директор школы неоднократно обращался в отдел образования с письменным заявками о выделении на эти цели денежных средств, однако денежные средства выделены не были. За допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности муниципальных учреждений школ и детских садов должен нести ответственность орган местного самоуправления, поскольку являясь учредителем общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, он должен, создавая учреждения, закреплять за ними здания и помещения пригодные для ведения образовательного процесса в соответствии с установленными правилами и нормами. Согласно данным актов проверок, указанной школы и ряда других образовательных учреждений муниципального района Илишевский район РБ их проверки проводились примерно в одно и то же время, что невозможно так, как данные образовательные учреждения находятся на большом расстоянии друг от друга. Из этого следует, что проверка ФИО5 фактически не проводилась, данные акты были им составлены в кабинете по месту его работы. Кроме того в предписании не указан руководитель проверяемого учреждения в строке, в которой указывается данные проверяемого лица. О проведении проверки руководитель школы не был уведомлен.

Представитель администрации муниципального района Илишевский район РБ ФИО4 в судебном заседании указала, что ФИО5 проводил проверку юридического лица на предмет соблюдения требований пожарной безопасности в отсутствие распоряжения своего руководителя, что противоречит регламенту проведения проверки. С распоряжением о проведении проверки руководитель учреждения ознакомлен не был, все они подписывались, не глядя и не читая. Акт проверки и протокол об административном правонарушении должны быть составлены на месте проведения проверки. В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученные с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Вины в совершении указанного административного правонарушения у МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, как того требует ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, нет так, как средств на их устранение не имеется, образовательные учреждения находятся на полном финансировании бюджета муниципального образования муниципальный район Илишевский район РБ. Учитывая положения ст. 1.5 КоАП РФ вина данного образовательного бюджетного учреждения не доказана. При проведении проверки допущены следующие нарушения: распоряжение о проведении проверки вынесено ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки составлен ДД.ММ.ГГГГ, протокол ДД.ММ.ГГГГ. Проверка проведена по истечении установленного распоряжением срока.

Директор МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ ФИО2 в судебном заседании пояснил, что о наличии нарушений указанных в акте проверки и протоколе об административном правонарушении не знал, так как назначен на должность с ДД.ММ.ГГГГ, а проверка проведена ДД.ММ.ГГГГ, поэтому не разбираясь подписал акт проверки. О проведении проверки их уведомляли, в том числе отдел образования. При изучении и предъявлении для ознакомления материалов административного дела он указал, что подписи в распоряжении, акте проверки его, данные документы он подписывал.

Инспектор ОНД управления надзорной деятельности - государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору ФИО1, считает законным постановление мирового судьи судебного участка по Илишевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Главный государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору ФИО5 в августе-сентябре работал один, полномочия на организацию и проведения проверки он имел, возглавляемое им отделение является структурным подразделением. В соответствии с законом срок проведения проверки устанавливается в течение двадцати рабочих дней, в течение которых он должен проверить, составить акт проверки. Составить акт проверки и протокол об административном правонарушении на месте технических возможностей не имеется. Руководители проверяемых бюджетных учреждений по несколько человек на одно время приглашались по месту нахождения отделения для ознакомления и подписания актов проверок и других документов, в связи с чем в некоторых актах проверок может быть указано одно время. Кроме того, акт проверки был составлен в сроки (период проверки), установленные распоряжением о проведении проверки данного образовательного учреждения. Доводы о том, что все документы подписаны в одно время и, не читая, не соответствуют действительности так, как все директора школ и заведующие детскими садами являются руководителями и образованными лицами.

Выслушав директора МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ ФИО2, ФИО3, инспектора ОНД управления надзорной деятельности - государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору ФИО1, представителя администрации муниципального района Илишевский район РБ ФИО4, рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о том, что постановление мирового судьи судебного участка по Илишевскому району РБ от ДД.ММ.ГГГГ отмене или изменению не подлежит.

Согласно ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ к административной ответственности по ч. 13 ст. 19.5КоАП РФ послужило то, что МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ, расположенное по адресу: <адрес>, не выполнило в установленный срок ряд требований, перечисленных в предписании от ДД.ММ.ГГГГ, в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт того, что МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ в полном объеме не исполнило предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений правил безопасности, нашел свое подтверждение по делу на основании представленных доказательств, а именно: протокола об административном правонарушении без номера от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки без номера от ДД.ММ.ГГГГ, акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ, исследованных и оцененных мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в их совокупности. Поэтому вывод мирового судьи о наличии в действиях МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, является правильным. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений не вызывает.

Что касается довода жалобы о том, что в действиях МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения, так как школа является бюджетной организацией, в связи с чем указанные в предписании нарушения требований пожарной безопасности не могли быть устранены по причине отсутствия должного денежного финансирования, и школа не является субъектом административной ответственности, не может повлечь отмену обжалуемого по делу судебного постановления, поскольку в соответствии со ст. ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устранение указанных в предписании обязательных требований пожарной безопасности в установленный срок является обязательным для руководителей организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по их устранению.

Представленные руководством МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ заявки о необходимости устранения нарушений, выявленных в ходе проведения проверки отделением пожарного надзора Илишевского района РБ, по указанному предписанию, фактически направленные только в отдел образования администрации муниципального района Илишевского района РБ, свидетельствуют о том, что все зависящие от руководства МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ действия, направленные на исполнение в установленный срок указанного предписания государственного инспектора по пожарному надзору, не приняты, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ.

Как пояснил в судебном заседании Инспектор ОНД управления надзорной деятельности - государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору ФИО1 и директор МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ ФИО2 фактически проверка ФИО5 проведена с выездом на место, в установленный распоряжением период проверки. Перечисленные выше нарушения требований пожарной безопасности имеются, о чем свидетельствуют: акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражены выявленные нарушения пожарной безопасности, и с которыми директор школы согласился, заявки директора школы ФИО2 в отдел образовании о выделение денежных средств для исправления указанных нарушений пожарной безопасности. Указанные документы опровергает доводы о не выезде главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору ФИО5 на место проведения проверки и отсутствии выявленных нарушений пожарной безопасности. Кроме того, директор школы ФИО2 подтвердил в судебном заседании, что в распоряжении и акте проверки стоят его подписи, соответственно с данными документами он ознакомлен в указанные в них сроки.

Согласно п.п. 3.4, 8.4 Приказ МЧС России от 01.10.2007 N 517 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности», действовавшего на момент проверки, территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации организуют и осуществляют проведение проверок на объектах надзора, расположенных на обслуживаемой территории. Соответственно доводы жалобы об отсутствии необходимого распоряжения руководителя главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору ФИО5 на проведение проверки указанного образовательного учреждения не обоснованы так, как ФИО5 уполномочен самостоятельно организовывать и проводить проверки на подведомственной территории.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не составление акта проверки непосредственно после проведения выездной проверки не влечет недействительность результатов проверки. Кроме того, акт проверки был составлен в сроки (период проверки), установленные законом и распоряжением о проведении проверки данного образовательного учреждения.

Отсутствие указания в первой строке предписания данных руководителя проверяемого юридического лица, учитывая, что наименование проверяемого юридического лица имеется, основанием для изменения или отмены постановления мирового судьи судебного участка по Илишевскому района от ДД.ММ.ГГГГ не является.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 данной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

О проведении проверки руководитель МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ уведомлен заранее ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что с распоряжением о проведении проверки руководитель данной школы ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, руководитель данной школы пояснил в судебном заседании, что о проведении проверки их уведомлял также отдел образования.

Факт нарушения правил пожарной безопасности представителем МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ не оспаривается.

Мера наказания МБОУ СОШ с. Карабашево муниципального района Илишевский район РБ определена в минимальных пределах санкции ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ с учетом требований ст. 4.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу об административном правонарушении судебное постановление сомнений в законности не вызывает, а потому оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7КоАП РФ,

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка по Илишевскому району Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карабашево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, оставить без изменения.

Жалобу ФИО3, действующей в интересах муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карабашево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья Р.И. Идиатулин