РЕШЕНИЕ
3 ноября 2021 года город Кимовск Тульской области
Судья Кимовского городского суда Тульской области Зиновьев Ф.А.,
с участием:
лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2,
защитника лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, по устному заявлению ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО2, на постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области УИН № от 19 июля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ
ФИО2, <данные изъяты>
установил:
постановлением УИН № начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области от 19 июля 2021 года ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с состоявшимся по данному делу об административном правонарушении постановлением, ФИО2 обратилась на него с жалобой, в которой считает постановление незаконным, необоснованным, просит его отменить и производство по делу прекратить.
В своей жалобе ФИО2 указывает на то, что является владельцем транспортного средства MAN 18.410 TG-A, государственный регистрационный знак №. При этом указанное транспортное средство по договору аренды передано ФИО1 Указанное обстоятельство, как считает ФИО2, с учетом положений п. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20, является основанием для отмены обжалуемого постановления.
Жалоба подана в установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления, поскольку принесена 30 июля 2021 года, обжалуемое же постановление с ШПИ № получено ФИО2 28 июля 2021 года.
В судебном заседании ФИО2 и ее защитник Лаврова В.А., доводы жалобы поддержали. Просили суд об отмене обжалуемого постановления. Обратили внимание на то, что ФИО2 является пенсионером и в силу преклонного возраста не работает.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения лица, привлеченного к административной ответственности и ее защитника, выслушав пояснения свидетеля ФИО1, прихожу к выводу о наличии оснований для оставления доводов жалобы без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200 под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 5-П от 18 января 2019 года установлено: 4. Впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 данного Кодекса в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи...
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяет в качестве одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении фиксацию административного правонарушения в области дорожного движения, совершенного с использованием транспортного средства, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (п. 4 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ)
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ показания специальных технических средств могут являться доказательствами по делу об административном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что 26 мая 2021 года в 9 часов 38 минут 45 секунд на автомобильной дороге Кашира – Серебряные пруды – Кимовск - Узловая, км. 125+0 транспортное средство марки МАН 18.410 TG-A, государственный регистрационный знак №, собственником которого является ФИО2, в нарушение требований п. 23.5 ПДД РФ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации», в составе 5-осного автопоезда двигался без специального разрешения, с превышением нагрузки на 2 ось на 9,35 % (10,935 т. при предельно допустимой 10,0 т.) установленной для данного участка дороги.Указанное нарушение зафиксировано актом результатов измерения специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме от 26 мая 2021 года Код: 2710010, Серийный номер ЖГДК-007, свидетельство №, Регистрационный №, Срок действия до 4 марта 2024 года, фотоматериалом, полученным с применением данного средства измерения.
ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области установлено, что специальное разрешение за период, включающий 26 мая 2021 года на перевозку тяжеловесных грузов для транспортного средства с государственным регистрационным знаком <***>, не выдавалось.
Вместе с тем с вышеназванным постановлением нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу ч.1 и 3 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение ч.3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные гл.12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Из карточки учета транспортного средства автомобиля марки МАН 18.410 TG-A, государственный регистрационный знак №, усматривается, что его масса без нагрузки составляет 7435 кг, разрешенная максимальная масса 19000 кг.
Из п. 25 утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года № 348 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств (далее – Порядок) АПВГК должен обеспечивать выполнение следующих функций: измерение нагрузки на каждую ось транспортного средства; определение массы транспортного средства; определение количества осей транспортного средства; измерение межосевых расстояний транспортного средства; определение количества колес (скатности) на осях транспортного средства; измерение габаритных параметров транспортного средства; фотофиксация и распознавание государственного регистрационного номера транспортного средства; фотофиксация фронтального изображения транспортного средства; фотофиксация общего вида транспортного средства (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии транспортного средства, на которой отражены его контуры и количество осей); измерение и передача в центр обработки данных владельца автомобильной дороги зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.
Из пп. 4 п. 33 Порядка следует, что акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием АПВГК формируется владельцем автомобильной дороги или оператором АПВГК, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и содержит, в частности, следующую информацию: о нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный номер транспортного средства, тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки на ось, превышение массы, превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, фактическая нагрузка на группы сближенных осей, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, тонна), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, тонна)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, метр)).
Из акта от 26 мая 2021 года № 159132 усматривается, что автомобильная дорога Кашира – Серебряные пруды-Кимовск-Узловая, наименование автомобильной дороги – 70К-180, номер контролируемой дороги – км 125+0, №53.969942/Е38.461134, направление движения из Узловой, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации 10т/ось, тип транспортного средства - автопоезд, пятиосный, масса транспортного средства в результате проверки: фактическая 40,720 т; применяемая с учетом погрешности – 38,684 т.; нормативные 40т; превышение 0,000%
Фактическая скатность: ось № 1 – 1, ось № 2 - 2, ось № 3 – 1, ось № 4 – 1, ось № 5 – 1. Фактическое межосевое расстояние: по оси № 1 – 3,6 м, по оси № 2 – 5,85 м, по оси № 3 – 1,31 м, по оси № 4 – 1,31 м. Применяемое межосевое расстояние: по оси № 1 – 3,630 м, по оси № 2 – 5,88 м., по оси № 3 – 7,170 м., по оси № 4 – 7,11 м., по оси № 5 – 7,28 м. Фактическая нагрузка на ось: 1-6,309т., 2 – 10,935 т., 3 – 6,453 т., 4 - 6,399 т., 5 – 6,552 т.
Таким образом, судом установлено, что проверкой не выявлено превышение массы транспортного средства.
Согласно приложению №3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом допустимая нагрузка на одиночную ось для рассматриваемой категории дороги составляет 10 т.
Из п.4 примечания к приложению 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом следует, что допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами.
Судом установлено и следует из акта от 26 мая 2021 года № 159132, что имеет место существенное различие между фактической нагрузкой на ось № 2 и на остальные оси, что свидетельствует о неравномерности распределения нагрузки груза в момент его взвешивания с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Вместе с тем, общая масса транспортного средства, нагрузка на группу осей не превышают соответствующую нагрузку. Кроме того, нагрузка на каждую ось в группе не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Тульской области УИН № от 19 июля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ ФИО2 - отменить.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении прекратить - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано либо опротестовано в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.16 КоАП РФ.
Судья