56MS0073-01-2021-005048-16
№ 12-94/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Орск 9 ноября 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Орска Оренбургской области Сбитнева Ю.Д.,
при секретаре Митрохиной Ю.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Гохнадель Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Орска мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Орска от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Орска мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Орска от 13 сентября 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ФИО1 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Из постановления следует, что 11 августа 2021 года на судебный участок № 7 Ленинского района г.Орска из Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области поступил протокол от 15 июля 2021 года № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО1, являясь <данные изъяты> осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, выразившихся в том, что в нарушение требований ч.2 ст.162 ЖК РФ и пп. «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, по состоянию на 31 марта 2021 года, не представила совету (председателю совета) <адрес> отчет об исполнении договора управления данным домом от 8 февраля 2019 года № 14 за 2020 год, направив его 1 апреля 2020 года, при этот сам отчет не соответствует форме, определенной данным договором.
Между тем, в соответствии с ч.11 ст.162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе. Соблюдение положений данной нормы к числу лицензионных требований не относится. Следовательно, невыполнение возложенных данной статьей обязанностей не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не связанное с нарушением лицензионных требований, предусмотрена ст.7.23.3 КоАП РФ.
Поскольку административные правонарушения, предусмотренные ст.14.1.3 КоАП РФ и ст.7.23.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты, переквалификация действий должностного лица при рассмотрении настоящего дела не возможна.
Несогласившись с указанным постановлением Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области подала жалобу, в которой просила постановление мирового судьи отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
В судебное заседание представитель Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился.
Защитник Гохнадель Н.Н. в судебном заседании просила оставить постановление мирового судьи без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст.193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее предоставленной лицензиату, соискателю лицензии;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, ООО «<данные изъяты>» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Оренбургской области.
На основании данной лицензии и договоров управления многоквартирными домами общество осуществляет указанный вид деятельности.
Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области на основании обращения собственника помещения в <адрес> проведена внеплановая документарная проверка в отношении лицензиата - ООО «УК «<данные изъяты>».
Как указано Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области в рамках проверки в действиях <данные изъяты> ФИО1 выявлено нарушение лицензионных требований, предусмотренных пп. «б» п.3 Положения № 1110, абз. 1 пп. «з» п.4 Правил № 416, п.6.1, п.7.2 договора управления от 8 февраля 2014 года № 14, предъявляемых к лицензиату при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению <адрес>, которое выразилось в нарушении срока предоставления совету многоквартирного дома отчета о выполнении договора управления МКД за 2020 год, установленного условием договора управления от 8 февраля 2019 года №.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 21 июня 2021 года №.
По факту выявленных нарушений 15 июля 2021 года в отношении <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, мировой судья исходил из того, что в соответствии с ч.11 ст.162 ЖК РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе. Соблюдение положений данной нормы к числу лицензионных требований не относится. Следовательно, невыполнение возложенных данной статьей обязанностей не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Административная ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не связанное с нарушением лицензионных требований, предусмотрена ст.7.23.3 КоАП РФ.
Поскольку административные правонарушения, предусмотренные ст.14.1.3 КоАП РФ и ст.7.23.3 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты, переквалификация действий должностного лица при рассмотрении настоящего дела не возможна.
Суд соглашается с выводами мирового судьи об отсутствии в действиях <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно абз.1 пп. «з» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе: обеспечение собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива контроля за исполнением решений собрания, выполнением перечней услуг и работ, повышением безопасности и комфортности проживания, а также достижением целей деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе: предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчетов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объеме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом.
Согласно п.6.1, п.7.2 договора управления от 8 февраля 2019 года № 14 общество обязано ежегодно в течение 1 квартала следующего за отчетным годом предоставлять отчет об исполнении договора управления по форме, предусмотренной приложением № 3 к договору управления. Отчет предоставляется председателю совета МКД, который в свою очередь обеспечивает его утверждение путем рассмотрения его на общем собрании собственников помещений.
Аналогичные положения предусмотрены ч.11 ст.162 ЖК РФ, согласно которой если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Требование о предоставлении отчета об управлении многоквартирным домом собственникам помещений ни ст.193 ЖК РФ, ни Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами не предусмотрено.
Вместе с тем, согласно п.10.1 ст.161 ЖК РФ, соблюдение которой предусмотрено ст.193 ЖК РФ, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Таким образом, к лицензионным требованиям относится обеспечение управляющей организацией свободного доступа к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе, но не предоставление отчета об исполнении договора управления председателю совета МКД.
Из материалов дела следует, что отчет об исполнении договора управления МКД размещен ООО «<данные изъяты>» своевременно на сайте ГИС ЖКХ, доступ к которому является свободным.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что вопреки доводам Государственной жилищной инспекции обязанность по предоставлению отчета собственникам МКД не отнесена законодателем к лицензионным.
Ссылка Государственной жилищной инспекции на положения части 2 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку указанная норма предусматривает обязанность управляющей организации качественно оказывать услуги и выполнять работы, которые связаны с обеспечением надлежащего содержания общего имущества. Данная норма не регулирует отношения, связанные с предоставлением управляющей организацией информации об исполнении договора управления МКД.
Таким образом, вменяемое <данные изъяты> ФИО1 нарушение сроков предоставления совету МКД отчета о деятельности управляющей компании по управлению МКД не отнесено законодателем к лицензионным.
При изложенных обстоятельствах рассматриваемое в рамках настоящего дела правонарушение, выразившееся в несвоевременном предоставлении отчета об исполнении договора управления председателю совета МКД неверно квалифицировано административным органом по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку в действиях директора общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу мировым судьей правомерно было прекращено в связи с отсутствием в деянии <данные изъяты> ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учётом изложенного, на основании ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г.Орска мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Орска от 13 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ФИО1 оставить без изменения, жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на указанное постановление мирового судьи - без удовлетворения.
Судья Сбитнева Ю.Д.