ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/2022 от 27.09.2022 Успенского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

с. Успенское 27 сентября 2022 года

Судья Успенского районного суда Краснодарского края Пушкарский М.Н.,при секретаре Шабалиной Ю.В., с участием заявителя по жалобе - заместителя начальника МРИФНС № 13 по Краснодарскому краю Ильковской Н.А., представителя МРИФНС № 13 по Краснодарскому краюМазур О.В.,

рассмотрев в судебном заседаниижалобузаместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю Ильковской Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края от 05.08.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» Барбаряна Ашота Жораевича в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлениеммирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края от 05.08.2022 прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» Барбаряна Ашота Жораевича в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения.

В Успенский районный суд поступилажалоба отуполномоченного должностного лица, согласно которой заявитель просит отменить постановление мирового судьи судебного участка №219 Успенского района Краснодарского края Павленко Д.К. от 05.08.2022 по делу №5-490/2022 в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» ИНН 2357007277 Барбаряна Ашота Жораевича по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и вернуть дело на новое рассмотрение.

В судебном заседаниизаявитель по жалобеИльковская Н.А.и представитель МРИФНС № 13 по Краснодарскому краю Мазур О.В.доводы, изложенные в жалобе поддержали, на удовлетворении жалобы настаивали.

Лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении Барбарян А.Ж.в суд не явился, уведомлялся судом о дне и времени судебного заседание, однако получение почтовой корреспонденции суда игнорирует.

Суд, выслушав заявителя и представителя, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, считает, что жалоба должностного лица подлежит удовлетворению, а постановление подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение, по следующим основаниям.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края Павленко Д.К. от 05.08.2022 по делу №5-490/2022 в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» ИНН 2357007277 Барбаряна Ашота Жораевича прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) по протоколу МРИФНС России №13 по Краснодарскому краю от 08.07.2022 №2372221600040100002, ввиду отсутствия в его действиях состава вменяемого ему в вину правонарушения (л.д. 22-23).

Однако вынесенное постановление нельзя признать законным по следующим основаниям.

Вынося оспариваемое Постановление, суд сделал вывод, о том, что поскольку требование №15/6766 о предоставлении документов, как следует из квитанции представленной с материалами дела, получено ООО «НАЛОГОВИК», доказательств вручения требования ООО «МАБ-ПРОДУКТ» не имеется, ООО «МАБ-ПРОДУКТ» не получало указанное требование, не знало о его направлении и могло его исполнить в связи с фактом неполучения требования, то и у должностного лица Общества не возникло обязательств по представлению указанных в требовании документов, а, следовательно, состав вменяемого Барбаряну А. Ж. правонарушения отсутствует.

Данный вывод не основан на документальных доказательствах и не соответствует нормам действующего законодательства.

Основанием для составления должностным лицом налогового органа протокола об административном правонарушении от 08.07.2022 №2372221600040100002 в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» ИНН 2357007277 Барбаряна Ашота Жораевича, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, послужило неисполнение требования налогового органа №15/15671 от 08.11.2021 о представлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика ООО «Трансстройгрупп». Требование отправлено ООО «МАБ-ПРОДУКТ по телекоммуникационным каналам связи 08.11.2021 и, согласно данных ПК АИС «НАЛОГ-3», получено 08.11.2021. В качестве доказательства получения требования в материалы дела представлена квитанция о приеме электронного документа по форме КНД 1167001.

Согласно положениям пункта 1 статьи 2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством о налогах и сборах, состоящим из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя.

По смыслу главы 4 НК РФ, в том числе пункта 1 статьи 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. (Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 №57)

Пунктом 5 статьи 23 НК РФ определено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5.1 статьи 23 НК РФ установлено, что лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий вотношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное выше лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

В случае если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица - владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица - владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

- Приказ ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (ред. от 07.09.2021) "Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2020 N 59335)

- Приказ ФНС России от 19.10.2018 N ММВ-7-6/602@ "Об утверждении форматов документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2019 N 53294)

- Письмо ФНС России от 31.03.2022 N ЕА-4-26/3910@ "О направлении порядка и формата Уведомления о получателе документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (КНД 1167008)" (вместе с "Порядком направления уведомления о получателе документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи")

Указанные нормативные акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В соответствии с указанными выше документами:

Участниками электронного взаимодействия при направлении Документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи являются: налоговые органы; операторы электронного документооборота; налогоплательщики, плательщики сборов, плательщики страховых взносов, налоговые агенты, их представители (далее - плательщики).

Налоговые органы и плательщики могут являться как отправителями, так и получателями Документов.

В процессе электронного взаимодействия при направлении и получении Документов также используются следующие технологические электронные документы, форматы которых утверждены ФНС России в соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой НК РФ: 1) подтверждение даты отправки электронного документа. 2) квитанция о приеме электронного документа; 3) уведомление об отказе в приеме электронного документа; 4) извещение о получении электронного документа.

Участники электронного взаимодействия обеспечивают хранение всех отправленных и принятых Документов и технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа) с УКЭП и квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Участники электронного взаимодействия не реже одного раза в сутки проверяют поступление Документов и технологических электронных документов.

Направление Документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в зашифрованном виде.

Датой направления участником электронного взаимодействия Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа.

При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Документ налогового органа в электронной форме составляется по формату, утвержденному ФНС России.

Отправитель формирует Документ в электронной форме, подписывает его УКЭП и направляет по телекоммуникационным каналам связи оператору электронного документооборота. При этом отправитель фиксирует дату отправки такого Документа.

Оператор электронного документооборота, получив Документ в электронной форме, в течение одного часа направляет отправителю извещение о получении электронного документа и не позднее следующего рабочего дня - подтверждение даты отправки электронного документа.

Отправитель, получив подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота извещение о получении электронного документа.

Оператор электронного документооборота не позднее следующего рабочего дня после дня передачи ему отправителем Документа в электронной форме направляет получателю Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, подписанное УКЭП оператора электронного документооборота.

Получатель, получив Документ в электронной форме и подтверждение даты отправки электронного документа, в течение одного часа направляет оператору электронного документооборота два соответствующих извещения о получении электронного документа.

При получении Документа в электронной форме и отсутствии оснований для отказа в его приеме получатель формирует квитанцию о приеме электронного документа, подписывает ее УКЭП и направляет ее оператору электронного документооборота.

Квитанцию о приеме электронного документа получатель направляет отправителю по телекоммуникационным каналам связи в течение 6 рабочих дней со дня отправки Документа в электронной форме отправителем.

Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_T_A_K_O_GGGGMMDD_N, где:

А_К - идентификатор получателя информации, где: А - идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, К - идентификатор конечного получателя (получателя квитанции о приеме) - участника информационного обмена, сформировавшего файл, в ответ на который сформирована квитанция о приеме <2>; О - идентификатор отправителя информации;

идентификаторы А, К и О имеют вид:

для организаций - девятнадцатиразрядный код (ИНН и КПП организации).

В представленной в материалы дела квитанции о приеме электронного документа идентификаторы А и К представляют собой двенадцатиразрядные коды, соответствующие ИНН и КПП ООО «НАЛОГОВИК» 2302057536230201001 (получателя, которому направляется файл обмена) и ООО «МАБ-ПРОДУКТ» 2357007277235701001 (конечный получатель).

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» ИНН 2357007277 Барбаряна Ашота Жораевича состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в связи с непредставлением в налоговый орган по требованию №15/6766 от 08.11.2022 документов, необходимых для осуществления налогового контроля не основаны на фактических обстоятельствах дела.

Кроме того, ООО «МАБ-ПРОДУКТ» в соответствии с положениями НК РФ, Решением №15/289 от 23.06.2022 привлечено к налоговой ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ в связи с непредставлением документов, касающихся деятельности налогоплательщика, истребованных в рамках осуществления мероприятий налогового контроля по требованию №15/6766 от 08.11.2021. Решение в порядке ст. 139 НК РФ ООО «МАБ-ПРОДУКТ» не обжаловано, вступило в законную силу. Сумма штрафа уплачена в бюджет.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жа-лобы на постановление по делу об административном правонарушении вы-носится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 13 по Краснодарскому краю Ильковской Н.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края от 05.08.2022 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в отношении директора ООО «МАБ-ПРОДУКТ» Барбаряна Ашота Жораевича в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого правонарушения– удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края от 05.08.2022 – отменить.

Дело № 5-490/2022 возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 219 Успенского района Краснодарского края.

Решение вступает в силу немедленно. Обжалование решения возможно в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в установленном законом порядке.

Судья

Успенского районного суда М.Н. Пушкарский