ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/2023УИД29М0036-01-2023-000932-94 от 13.11.2023 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-94/2023 УИД 29MS0036-01-2023-000932-94

РЕШЕНИЕ

г. Няндома

Судья Няндомского районного суда Архангельской области Тимошенко А.Г.,

с участием защитника ООО «Энергия Севера» - Изотовой А.А.,

старшего помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Энергия Севера» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 30 августа 2023 года о назначении административного наказания,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 30 августа 2023 года общество с ограниченной ответственностью «Энергия Севера» (далее – ООО «Энергия Севера», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа 50 000 рублей.

Не согласившись с принятым решением, защитник ООО «Энергия Севера» - Изотова А.А. подала жалобу об его отмене, в которой считает постановление мирового судьи незаконным и необоснованным. Ссылаясь на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2023 г. по делу №А05-2541/2023, настаивает, что ООО «Энергия Севера» не применяла новый тариф, введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, при начислении платы за горячее водоснабжение потребителям мкр. Каргополь-2 г. Няндома за период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г. В указанном случае Общество расчет платы произвело на основании п. 3 ст. 424 ГК РФ. При этом считает, что отсутствие тарифа, утвержденного уполномоченным органом, не может быть квалифицировано как обстоятельство, препятствующее начислению платы за коммунальные услуги и освобождающее потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса. Таким образом, полагает, что в действиях Общества не усматривается нарушений законодательства РФ.

Защитник Общества - Изотова А.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Старший помощник прокурора помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцов А.В. в ходе судебного заседания возражал против удовлетворения жалобы.

Потерпевшая ФИО4, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явилась.

С учетом разъяснений, содержащихся в п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», принимая во внимание, что судом использовались меры, направленные на уведомление лица о судебном заседании, и ФИО4, самостоятельно распорядилась предоставленными правами, отказавшись от участия в судебном заседании, то суд полагает возможным продолжить рассмотрения дела без участия потерпевшей.

Рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника, старшего помощника прокурора помощника прокурора Няндомского района Архангельской области Воронцова А.В., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно ст. 30.9 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении являются: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Частью 2 ст. 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, относится к категории административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и включена в гл. 14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций". Объективная сторона деяния заключается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Мировым судьей установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Энергия Севера» является теплоснабжающей организацией на территории МО «Няндомское» МО «Няндомский муниципальный район» Архангельской области.

На территории г. Няндома Архангельской области (в мкр. Каргополь-2) - функционирует открытая система ГВС. Общество покупает тепловую энергию с коллекторов для последующей передачи и сбыта тепловой энергии, теплоносителя конечным потребителям.

С июля 2020 года котельная в мкр. Каргополь-2 в г. Няндома находилась в эксплуатации разных ресурсоснабжающих организаций (АО «АрхоблЭнерго», ООО «НИК», ООО «Вектор»). В процессе эксплуатации котельной в мкр. Каргополь-2 ресурсоснабжающие организации - АО «АрхоблЭнерго» и ООО «НИК», не обращались и не получали тарифы на горячее водоснабжение (теплоноситель) на продажу с коллекторов, в связи с чем тарифы на ГВС у ООО «Энергия Севера» отсутствовали.

ООО «Вектор» в 2022 году обратилось в агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) с заявлением за установлением тарифов на горячую воду с коллекторов источника тепловой энергии. Постановлением агентства от 14 июля 2022 г. № 53-т/3 тарифы утверждены.

После утверждения и опубликования экономически обоснованного тарифа для ООО «Вектор» 26 июля 2022 г. Общество обратилось в Агентство за установлением тарифов на ГВС для конечных потребителей мкр. Каргополь-2 г. Няндома.

Постановлением Агентства от ДД.ММ.ГГГГ тарифы на горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) установлены на 2023 год и введены в действие с 1 декабря 2022 г.

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г. Общество предоставляло коммунальную услугу горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов мкр. Каргополь-2 в г. Няндома Архангельской области без предъявления платы за ГВС.

В квитанциях за декабрь 2022 года общество предъявило потребителям плату за ГВС за декабрь 2022 года, а также в графе перерасчеты произвело начисление платы за ГВС за период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г.

Поскольку тариф на ГВС является двухкомпонентным, Обществом для расчета платы за поставленные в период с сентября 2020 года по ноябрь 2022 года ресурсы взяты тарифы, установленные для ООО «Няндомская вода» постановлением агентства от 28.ДД.ММ.ГГГГ (в части компонента на теплоноситель) и обществу постановлением агентства от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ) (в части компонента на тепловую энергию).

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Согласно ст. ст. 7, 8 Федерального закона "О теплоснабжении" теплоснабжение относится к регулируемым видам деятельности.

Федеральным законом "О теплоснабжении" предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения и принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в числе которых, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (ст. ст. 3, 7).

Соблюдение общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения (где свободное ценообразование по тем или иным причинам невозможно) достигается, в частности, применением государственного регулирования цен на соответствующие товары и услуги.

В соответствии с п. 23 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые органами регулирования (на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника тепловой энергии - по каждому источнику тепловой энергии), могут быть дифференцированы в том числе и по системам теплоснабжения.

Исходя из анализа положений пунктов 3 - 5 и 14 ст. 2 Федерального закона "О теплоснабжении", к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединенных тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Порядок расчета платы за отопление и энергоснабжение установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.

Пунктом 38 названных Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей. При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

Так, ООО «Энергия Севера» в период с сентября 2020 г. по ноябрь 2020 г. предоставляло коммунальную услугу горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов мкр.Каргополь-2 г.Няндома Архангельской области без предъявления платы за ГВС ввиду отсутствия установленного агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифа на горячее водоснабжение.

В квитанциях за декабрь 2022 года общество предъявило потребителям плату за ГВС за декабрь 2022 года, а также в графе перерасчеты произвело начисление платы за ГВС за период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г.

При этом, принимается во внимание доводы жалобы о том, что указанный перерасчет был произведен не на основании тарифов, введенных в действие с 01 декабря 2022 г., а на основании двухкомпонентного тарифа общества на горячее водоснабжение с применением тарифа, установленного для ООО «Няндомская вода» постановлением агентства от ДД.ММ.ГГГГ (в части компонента на теплоноситель) и тарифа, установленного для ООО «Энергия Севера» постановлением агентства от ДД.ММ.ГГГГ (в части компонента на тепловую энергию).

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 мая 2023 г. №А05-2541/2023, остановленным без изменения постановлением Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2023 г. №А05-2541/2023, установлено, что отсутствие тарифа, утвержденного уполномоченным органом, не может быть квалифицировано как обстоятельство, препятствующее начислению платы за коммунальные услуги и освобождающее потребителя от исполнения обязательств по оплате фактически принятого количества ресурса, что в противном случае влечет на стороне последнего неосновательное обогащение.

Таким образом, у ООО «Энергия Севера» действительно имелось право на взыскание задолженности за период с сентября 2020 г. по ноябрь 2020 г. по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов мкр.Каргополь-2 г.Няндома Архангельской области.

Вместе с тем, обществом был произведен расчет задолженности с применением неустановленных тарифов, что повлекло нарушение порядка ценообразования.

Указанное свидетельствует о невозможности указания в квитанции за декабрь 2022 г. требования об уплате задолженности за период с сентября 2020 г. по ноябрь 2022 г., произведенной на основании перерасчета на основании двухкомпонентного тарифа общества на горячее водоснабжение с применением тарифа, установленного для ООО «Няндомская вода» постановлением агентства от ДД.ММ.ГГГГ (в части компонента на теплоноситель) и тарифа, установленного для ООО «Энергия Севера» постановлением агентства от ДД.ММ.ГГГГ (в части компонента на тепловую энергию).

При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, нахожу верным вывод мирового судьи о том, что действия ООО «Энергия Севера» подлежат квалификации по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, постановление мирового судьи подлежит изменению путем исключения из описательно-мотивировочной части постановления вывода о том, что ООО «Энергия Севера» осуществило начисление и взимание платы за услуги горячего водоснабжения (подогрев), оказанные с 01 сентября 2020 г. по 30 ноября 2022 г. потребителям многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в мкр. Каргополь-2 в <адрес>, по тарифу, введенному органом государственной власти в действие с 01 декабря 2022 г.

Мировым судьей правильно сделаны выводы и достаточно мотивированы об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции ст. 5.59 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергия Севера» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 30 августа 2023 года о назначении административного наказания - удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Няндомского судебного района Архангельской области от 30 августа 2023 г. изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления мирового судьи выводы о том, что ООО «Энергия Севера» осуществило начисление и взимание платы за услуги горячего водоснабжения (подогрев), оказанные с 01 сентября 2020 г. по 30 ноября 2022 г. потребителям многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в мкр. Каргополь-2 в г. Няндома Архангельской области, по тарифу, введенному органом государственной власти в действие с 01 декабря 2022 г.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья А.Г. Тимошенко