ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-950/2022 от 23.08.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 12-950/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

23 августа 2022 года г.Хабаровск

Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Селивоновой А.В., действующей в интересах Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (ИНН: , ОГРН: ), расположенного по адресу: <адрес>, на постановление начальника отдела государственного земельного надзора и семейного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю Вишневской Л.К. от 20.04.2022 № 05.1-12/05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора и семейного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю Вишневской Л.К. от 20.04.2022 № 05.1-12/05 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее по тексту – КУМИ администрации Хабаровского района, Комитет) подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Данным постановлением КУМИ администрации Хабаровского района признан виновным в том, что ДД.ММ.ГГГГ по месту своего нахождения в <адрес>, в нарушение требований ст.ст.7, 13, 42, 77, 78 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее по тексту – Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ), п.п.3, 6, 24, 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее по тексту – Правила № 800), п.186 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 (далее по тексту – Правила ), не провел обязательные мероприятия по охране земель на используемом не по целевому назначению земельном участке с кадастровым номером , расположенном в районе <адрес>, Хабаровского муниципального района, и не осуществлял защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями.

Полагая незаконным привлечение к административной ответственности, защитник КУМИ администрации Хабаровского района ФИО3 обратилась в суд с жалобой об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указала, что земельный участок расположен в подтопляемой зоне протоки Хохлацкой – объекта, находящегося в федеральной собственности, на исторически сложившейся территории, в районе которой добываются песчано-гравийные материалы и пески. Данное обстоятельство является основания для перевода категории земель на указанной территории в земли промышленности. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером и прилегающие к нему земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями. Подтверждение уровня плодородия корнеобитаемого слоя почвы на данном земельном участке отсутствует в связи с тем, что при оформлении данного земельного участка в собственность Хабаровского муниципального района фоновые измерения не проводились. В материалах проверки отсутствует подтверждение тому, что снятый почвенный слой является плодородным, снижение качественных показателей состояния земель не представлено. Помимо этого, данный земельный участок является естественным сенокосом. Растений, которые нельзя отнести к кормовым, являющихся сорными по отношению к естественному травостою на участке, не имеется. Данное обстоятельство является отсутствием оснований для проведения мероприятий по защите земельного участка от зарастания сорными растениями. Кроме того, их наличие или отсутствие не ведет к снижению показателей плодородного слоя почвы. Доказательств, подтверждающих факт ухудшения качественного состояния почвы земельного участка в результате невыполнения КУМИ администрации Хабаровского района установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, в материалах дела не имеется. Результаты отбора почвенных проб, подтверждающих ухудшение качественного состояния земельного участка с 15.03.2019 – с момента регистрации права собственности Хабаровского муниципального района, отсутствуют. Кроме того, сведения с карт Google Earth не являются надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими ухудшение состояния земельного участка. В ходе осмотра сотрудниками КУМИ администрации Хабаровского района было выявлено, что земельный участок в целях сельскохозяйственного использования непригоден ввиду наличия стойких иловых масс и периодического подтопления участка. Учитывая состояние земель на смежных участках, отсутствие дамб, сооружений позволяющих исключить затопляемость участка в период паводков, приведение состояния земельного участка, до состояния позволяющего использовать его в сельскохозяйственных целях (выравнивание рельефа, завоз чернозема, гумуса для обеспечения плодородия земель и другое) будет носить временный характер, земельный участок будет возможным использовать только до первого затопления. Также в связи с предстоящим переводом земельного участка из одной категории в другую, отсутствует необходимость в разработке проекта рекультивации земельного участка и в проведении работ по рекультивации данного земельного участка.

В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО4, и его защитники ФИО5 и ФИО6 в полном объеме поддержали изложенные в жалобе доводы. В дополнение указали, что в связи с неоднократным поступлением в Комитет информации о проведении работ, связанных с пользованием недрами в районе протоки Хохлацкая реки Амур, в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено задание на проведение в рамках осуществления муниципального земельного контроля рейдовых осмотров земельных участков, расположенных на данной территории. В том числе, осмотру подлежали участки с кадастровыми номерами , , , распложенные в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером . Все земельные участки учтены в сведениях Единого государственного реестра недвижимости с категорией земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – сенокос.

Между тем, в ходе проведенных мероприятий установлено, что указанные земельные участки непригодны для их использования в целях сенокошения. Сельскохозяйственная деятельность на данных участках не велась, местами осуществлялась деятельность по добыче и транспортировке песка. При этом Комитет не наделен функциями дознания и определение лиц, совершивших то или иное деяние, не входит в его полномочия. Департаментом Росприродназора по ДФО аналогичная позиция изложена в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках муниципального земельного контроля, при отсутствии на земельном участке лиц, активно ведущих хозяйственную деятельность, установить лицо осуществившее нарушение земель не возможно.

Полученная информация в апреле 2019 года была направлена в отдел экологического надзора комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, в отдел геологического контроля и охраны недр Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО, в целях принятия мер реагирования в рамках возложенных полномочий.

Кроме того, в апреле 2019 года администрацией Хабаровского муниципального района направлялся запрос в Управление Россельхознадзора о возможности ведения сельскохозяйственного производства на земельных участках в районе протоки Хохлацкая, на который представлена информация о неиспользовании земельных участков в целях сенокошения в 2018 году (органом проводились рейдовые осмотры земельных участков), о наличии древесно-кустарниковой растительности на участках и их недоступности в период половодья. Также было сообщено, что в 2018 – 2019 годах было выявлено нецелевое использование земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами , .

Наличие в совокупности установленных фактов, а также ежегодное значительное затопление данной территории в результате подъема уровня воды в реке Амур, не позволяло сделать вывод об использовании земельных участков в районе протоки Хохлацкая в целях сенокошения. Кроме того, на данной территории добывается песок. Уполномоченным органом выданы лицензии на добычу песка в протоке Хохлацкая в непосредственной близости от берега.

Осуществить обследование земель в районе протоки Хохлацкой, на территории которой расположен и земельный участок с кадастровым номером специалистами Комитета, в 2020 году не представилось возможным по причине подтопления дороги, ведущей к данному земельному массиву. В мае и июне 2021 года обследовать вышеуказанный земельный участок также не представилось возможным по аналогичной причине.

В связи с указанным, доводы о не проведении Комитетом муниципального земельного контроля, изложенные в постановлении Управления Росельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям от ДД.ММ.ГГГГ, являются несостоятельными.

Само по себе наличие на кадастровом учете земельных участков категории земель сельскохозяйственного назначения, не свидетельствует, что данные земельные участки по своим характеристикам (составу почв, расположению) являются пригодными для осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Основным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию.

При этом категория земель определяется исключительно документами градостроительного зонирования, исходя из статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земли, расположенные за границами населенных пунктов признаются землями сельскохозяйственного назначения. При установлении в документах градостроительного зонирования территорий сельскохозяйственного назначения наличие свойств земель связанных с их плодородием не устанавливается.

В связи с изложенным, Комитетом еще в 2019 году было инициировано внесение изменений в документы градостроительного зонирования Мичуринского сельского поселения. Учитывая, что в период с 2019 по 2020 год, решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки были переданы Мичуринскому сельскому поселению, Комитетом было направлено ходатайство в администрацию Мичуринского сельского поселения об отнесении территории земельных участков на протоке Хохлацкая к промышленной функциональной зоне. Вместе с тем, администрацией Мичуринского сельского поселения генеральный план утвержден не был.

Администрацией с 2021 года проводятся мероприятия по внесению изменений в генеральный план, в том числе, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером к землям промышленности.

Также необходимо отметить, что рациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения будет лишь такое использование земли в сельском хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия и обусловливает необходимость при использовании земли в сельском хозяйстве применять такие способы и приемы ее обработки, которые не только не уменьшают ее плодородия, а наоборот – всемерно увеличивают его. Этим же обусловлена необходимость установления таких обязанностей пользователей землями сельскохозяйственного назначения, как повышать ее плодородие, вносить необходимое количество удобрений, применять пары, и т.п.

Затопление земельных участков в результате поднятия уровня рек, приводит к деградации земель естественным путем, не зависящим от действий человека.

Таким образом, проведение указанных мероприятий, направленных на улучшение характеристик почв участка, учитывая расположение земельного участка на береговой линии, на территории подвергавшейся затоплению на протяжении последних 5 лет, не приведут к целевому результату, так как ежегодное затопление участка будет приводить к его деградации.

Данные свидетельствующие о превышения уровня реки Амур, в течение предыдущих 5 лет, представлены в гидрологической справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протоколам испытаний, на которые ссылается эксперт в заключении от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушенных и ненарушенных площадях земельного участка имеется органическое вещество, в связи с чем, сделан вывод о наличии верхнего органогенного плодородного слоя почвы. Вместе с тем, органическое вещество содержится в большинстве ненарушенных земель, в том числе, расположенных на территориях городов, сел. Органическое вещество почвы представляет собой комплекс органических соединений, входящих в состав почвы, так как в верхней толще почвы находятся разлагающиеся остатки растений, микроорганизмов, опавшая листва.

При этом само по себе наличие органического вещества в почве не означает, что газоны в населенных пунктах предназначены для сенокоса.

В материалах дела, не содержатся документы, свидетельствующие, что показатели почвы земельного участка с кадастровым номером , в том числе физико-химические, соответствуют показателям, относящим данные земли к сенокосам, способным удовлетворять потребность сельскохозяйственных производителей в кормах для сельскохозяйственных животных. Имеющееся заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ также данных сведений не содержит. Кроме того, доказательств, что существующие физико-химические показатели земельного участка с кадастровым номером не соответствуют нормативным показателям, предъявляемым к сенокосам, также отсутствуют.

Комитет является уполномоченным органом администрации Хабаровского муниципального района и юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения. Денежные средства на мероприятия Муниципальной программы Комитета предусматриваются на основании бюджетной росписи Комитета, утверждаемой Собранием депутатов Хабаровского муниципального района и в соответствии с предусмотренными лимитами.

В соответствии с Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района «О бюджете Хабаровского муниципального района на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», бюджетные ассигнования на мероприятия, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, иного негативного воздействия на окружающую среду, в отношении земельного участка с кадастровым номером , не предусматривались.

Учитывая, что перевод земельного участка с кадастровым номером в категорию земель промышленности инициирован ещё в 2019 году и данный участок ежегодно затопляется, в связи с чем, непригоден для использования в сельскохозяйственных целях, осуществление мероприятий по улучшению качеств его почвы, является нецелесообразным.

Более того, мероприятия по улучшению качеств почвы вышеуказанного участка в виде внесения удобрений, торфа, планировки участка, предполагают расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, что в соответствии со статьей 285.1 «Уголовного кодекса Российской Федерации» и статьей 15.14. «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств.

Учитывая, что Комитетом приняты все меры, направленные на выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель в виде изменения функционального назначения данного земельного участка, в виде обследования данных земель еще в 2019 году, оснований для его привлечения к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ не имеется.

Помощник Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора ФИО7 пояснил, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с ФИО1 по <адрес>, Еврейской автономной и Магаданской областям проводилась проверка использования земель ООО «<данные изъяты>», примыкающих к протоке Хохлацкой реки Амур, в районе <адрес> и края. При проведении проверки было обнаружено, что на расположенных по соседству земельных участках, в том числе с кадастровым номером , проведены вскрышные работы. В связи с такими обстоятельствами, в прокурором в ФИО1 по <адрес>, Еврейской автономной и Магаданской областям был направлен запрос о выяснении принадлежности участков, обстоятельств проведения вскрышных работ и проведения проверки по факту возможных нарушений природоохранного законодательства. В ходе проверки, проведенной силами специалистов ФИО1 по <адрес>, Еврейской автономной и Магаданской областям, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером , находится в собственности администрации Хабаровского муниципального района, используется не по целевому назначению, и на нем КУМИ администрации <адрес> не проведены обязательные мероприятия по охране земель и по защите от зарастания сорными растениями. Результаты проведенной проверки были направлены в Хабаровскую межрайонную природоохранную прокуратуру с целью внесения актов прокурорского реагирования в администрацию <адрес>. В последующем Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Индустриальный районный суд <адрес> с иском к администрации Хабаровского муниципального района о разработке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером и проведении его рекультивации. Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данные требования удовлетворены. Учитывая указанные обстоятельства и выявленные нарушения Комитетом требований ст.ст.7, 13, 42, 77, 78 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, п.п.3, 6, 24, 26 Правил , п.186 Правил , Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ в отношении КУМИ администрации <адрес> возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. При этом, прокуратурой проверка Комитета не проводилась, решение об этом не выносилось, задание на проведение проверки Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой не давалось. На каком основании Управление Росельхознадзора по <адрес>, Еврейской автономной и Магаданской областям проводило проверку в отношении КУМИ администрации <адрес>, ему не известно.

ФИО1 по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы Комитета. На своем обязательном участии в рассмотрении жалобы не настаивали.

В судебное заседание поступили письменные возражения должностного лица, рассмотревшего дело по существу, на жалобу Комитета, из которых следует, что обжалуемое постановление является законным, обоснованным и мотивированным, а жалоба – удовлетворению не подлежащей. Содержание возражений аналогично вынесенному постановлению.

Заслушав пояснения участвующих лиц, изучив жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст.7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению в числе прочих подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения.

В силу ст.77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности.

На основании ст.78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Как определено ст.13 ЗК РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст.8 Федерального закона № 101-ФЗ от 16.07.1998, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, утопления, загрязнения химическими веществами, в т.ч. радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В положениях «ГОСТ Р 59055-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 № 707-ст, охрана земли определена как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с п.3.3 «ГОСТ Р 57446-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 18.04.2017 № 283-ст, нарушенные земли – это земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

На основании п.186 Правил № 1479, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков) сельскохозяйственного назначения обязаны принимать меры по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания сорной растительностью и своевременному проведению сенокошения на сенокосах.

Как следует из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с ФИО1 Россельхознадзора по <адрес>, Еврейской автономной и Магаданской областям, ФИО1 Росреестра по <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Хабаровского муниципального района земельного законодательства.

В ходе проверки, ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в районе <адрес>, Хабаровского муниципального района с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности администрации с видом разрешенного использования – сенокос.

На земельном участке проведены вскрышные работы, по периметру всего участка расположены земляные валы, состоящие из разных слоев почвенных горизонтов вперемешку с добавлением частей подстилающей породы. Место проведения вскрышных работ на земельном участке не огорожено, доступ на участок свободный, межевые знаки, устанавливающие границы участка, аншлаги отсутствуют.

В результате проведения работ по выемке грунта на земельном участке образован карьер неправильной формы, сформирован техногенный рельеф, что является негативным воздействием на почву, в месте проведения работ плодородный слой почвы мощностью от 06 до 12 см снят с последующей добычей песка.

Кроме того, ненарушенная часть земельного участка покрыта сорной травянистой растительностью естественного происхождения в виде сухостоя.

В связи с изложенными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ в отношении КУМИ Хабаровского района Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором ФИО8 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела государственного земельного надзора и семенного контроля ФИО1 Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям ФИО2 вынесено постановление № 05.1-12/05, которым КУМИ администрации Хабаровского района, Комитет подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, что выразилось в нарушении им 22.04.2021 по месту своего нахождения в <адрес> требований ст.ст.7, 13, 42, 77, 78 ЗК РФ, ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ, п.п.3, 6, 24, 26 Правил № 800, п.186 № 1479, так как Комитет не провел обязательные мероприятия по охране земель на используемом не по целевому назначению земельном участке с кадастровым номером , расположенном в районе <адрес>, Хабаровского муниципального района, и не осуществлял защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями.

В соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).

Между тем, с выводами должностного лица нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного ФИО1 проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного ФИО1 проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

В силу п.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля

В судебном заседании установлено, что в материалах дела отсутствует решение о проведении проверки в отношении КУМИ администрации Хабаровского района, также отсутствуют сведения об надлежащем извещении законного представителя Комитета о проведении настоящей проверки. Представители КУМИ администрации Хабаровского района при проведении проверки не участвовали.

При этом Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка Комитета не проводилась, решение об этом не выносилось, задание на проведение проверки Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой не выдавалось.

В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, данному обстоятельству должностным лицом при рассмотрении дела по существу надлежащая оценка не дана.

Также не дана надлежащая оценка следующим обстоятельствам.

Земельный участок с кадастровым номером площадью 33 000 кв.м учтен в ЕГРН 30.10.2013 с видом разрешенного использования – сенокос, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно сведениям из ЕГРН, государственная регистрация права собственности Хабаровского муниципального района осуществлена ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ-1 об отказе от права собственности на земельный участок.

Право собственности Хабаровского района было зарегистрировано в силу порядка, установленного п.1.1 ст.19, ст.53 ЗК РФ, ст.56 Федерального закона от 13.072015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом вышеуказанные нормы права не предусматривают необходимость передачи участка от гражданина к органу местного самоуправления по акту-приему передачи.

Помимо этого, доводы защитника о том, что в основу вынесенного оспариваемого постановления положены данные с карт Google Earth, которые не являются надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими ухудшение состояния земельного участка, поскольку сведения, расположенные на данном сайте, не относятся к официальным источникам, позволяющим использовать материалы сайта в качестве допустимых доказательств, не получили надлежащую оценку должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление.

Ссылка должного лица на то, что на КУМИ администрации Хабаровского района с момента приобретения права собственности возлагаются обязанности по проведению мероприятий по охране земель, при этом факт нарушения земель мог быть установлен путем проведения муниципального земельного контроля, чего в действительности со стороны Комитета сделано не было, не является основанием, чтобы закладывать в основу постановления доказательства, которые не получили надлежащую оценку, и не соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ.

Кроме того, вышеуказанный земельный участок является естественным сенокосом, растений, которые нельзя отнести к кормовым (в том числе карантинных) и которые являются сорными по отношению к естественному травостою на участке, не имеется, что является отсутствием оснований для проведения мероприятий по защите земельного участка от зарастания сорными растениями. Кроме того, их наличие или отсутствие не ведет к снижению показателей плодородного слоя почвы.

Таким образом, доводы защитника КУМИ Хабаровского района, о том что факт ухудшения качественного основания почвы земельного участка в результате невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, не имеется, заслуживают своего внимания, поскольку должностным лицом не получили надлежащей оценки.

Помимо этого, исходя из положений ч.1 ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Изложенное указывает, что дело рассмотрено без принятия всех мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, имеющих значение для дела, требования статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не соблюдены, что свидетельствует о наличии оснований для отмены оспариваемого акта.

Перечисленные выше нарушения являются существенными и невосполнимыми в судебном заседании, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и принять по нему законное, обоснованное и мотивированное решение.

Учитывая изложенные обстоятельства, обжалуемое определение подлежит отмене, а так как установленный ст.4.5 КоАП РФ годичный срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение истек – производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям Вишневской Л.К. от 20.04.2022 № 05.1-12/05 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении КУМИ Хабаровского района отменить, а производство по делу – прекратить по основанию, предусмотренному п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его получения через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Я.Ю.Сидоров