23RS0040-01-2021-010569-18
К делу №12-950/21
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 декабря 2021 года Первомайский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4 № 205-5841/2 от 29.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Первомайский районный суд города Краснодара с жалобой на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4 № 205-5841/2 от 29.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.14 КоАП РФ, вынесенное в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1
В обоснование жалобы заявитель указала, что постановлением № 205-5841/2 от 29.10.2021г., вынесенным заместителем руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4, заместитель начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности явился установленный факт неисполнения обязанности по направлению информации в Минфин КК о результатах рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела №А32-9067/2019, а также о наличии оснований для обжалования решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 по делу №А32-9067/2019.
По мнению заявителя, постановление № 205-5841/2 от 29.10.2021г. является незаконным и вынесенным с существенными нарушениями требований действующего законодательства.
Выражая свое несогласие с постановлением о назначении административного наказания, заявитель указывает, что в рамках дела №А32-9067/2019 Арбитражным судом Краснодарского края вынесено решение, однако оно не является вступившим в законную силу, поскольку АПК РФ предусмотрен срок на обжалование. Таким образом, в рамках настоящего дела №А32-9067/2019 отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, которым взысканы денежные средства за счет средств казны субъекта Российской Федерации, что указывает на отсутствие, установленной положениями статьи 242.2 БК РФ обязанности должностного лица по направлению в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а следовательно и на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного положениями ст. 15.15.14 КоАП РФ.
Просит признать незаконным и отменить постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4 № 205-5841/2 от 29.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1, производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить постановление № 205-5841/2 от 29.10.2021г., производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, действующий на основании доверенности – ФИО5, против удовлетворения жалобы возражала, считает постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 29.10.2021 № 205-5841/2 ФИО1 - главного консультанта отдела правового обеспечения оказания государственных услуг в сфере земельных отношений в юридическом управлении департамента имущественных отношении Краснодарского края, привлечена к административной ответственности по статье 15.15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
На указанное Постановление ФИО1 подана жалоба в порядке главы 30 КоАП РФ.
Поводом для вынесения постановления от 29.10.2021 № 205-5841/2 послужил установленный факт неисполнения обязанности по направлению информации в Минфин КК о результатах рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела №А32-9067/2019, а также о наличии оснований для обжалования решения Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 по делу №А32-9067/2019.
Доводы, приводимые заявителем в жалобе на постановление департамента, по своему существу сводятся к несогласию с выводами проведенного департаментом административного расследования в части выявления факта неисполнения обязанности по направлению информации в Минфин КК о результатах рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-9067/2019, а также о наличии оснований для обжалования решения Арбитражного суда КК от 17.08.2021 по делу № А32-9067/2019 до 27.08.2021 года. Считает, что установленная положениями статьи 242.2 БК РФ обязанность в данном случае у департамента имущественных отношений Краснодарского края отсутствовала, поскольку вышеуказанным решением суда денежные средства взысканы с Краснодарского края в лице Министерства финансов Краснодарского края, которое является финансовым органом Краснодарского края.
Указанные доводы ФИО1 не опровергают позицию департамента и противоречат фактическим обстоятельствам дела, подтверждающимся письменными доказательствами по делу об административном правонарушении.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 242.2 БК РФ и Порядком направления главным распорядителем средств краевого бюджета в министерство финансов Краснодарского края информация о результатах рассмотрения дела в суде и информация о результатах обжалования судебного акта, утвержденным Приказом министерства финансов Краснодарского края от 09.07.2018 № 342 установлено, что главный распорядитель средств краевого бюджета, представляющий в суде интересы Краснодарского края, направляет информацию в министерство финансов Краснодарского края о результатах рассмотрения дела в суде, а также о наличии оснований для обжалования судебного акта в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
Решением арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2020 по делу № А32-9067/2019 в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «ФИО2» о взыскании 17 884 435 рублей 50 копеек отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу № А32-9067/2019 15АП-9670/2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2020 по делу № А32-9067/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.12.2020 по делу № АЗ 2-9067/2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу № А32-9067/2019 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 по делу № А32-9067/2019 с муниципального образования город-курорт Сочи в лице департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи за счет средств муниципального образования город-курорт Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «ФИО2» взыскано 13 626 482 рубля 95 копеек неосновательного обогащения, 3067805 рублей 90 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 93085 рублей 41 копейку расходов по уплате государственной пошлины.
С Краснодарского края в лице Министерства финансов Краснодарского края за счет средств Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий «ФИО2» взыскано 2840443 рубля 44 копейки неосновательного обогащения, 639484 рубля 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 19336 рублей 59 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
С муниципального образования город-курорт Сочи в лице департамента по финансам и бюджету администрации города Сочи за счет средств муниципального образования город-курорт Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий "ФИО2"» взыскано 2484 рубля расходов по кассационной жалобе.
С Краснодарского края в лице Министерства финансов Краснодарского края за счет средств Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий "ФИО2 взыскано 516 рублей расходов по кассационной жалобе.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств Краснодарского края, выступал в качестве ответчика по делу № А32-9067/2019.
Поскольку положения БК не содержат норм относительно порядка исчисления и течения сроков, применяемых при исполнении императивных установлений, к таковому порядку следует применить по аналогии положения гражданского законодательства.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями и часами.
В соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Статьей 193 ГК РФ определено, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, информация о результатах рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-9067/2019, а также о наличии оснований для обжалования решения Арбитражного суда КК от 17.08.2021 по делу № А32-9067/2019 подлежала направлению в Минфин КК в срок до 27.08.2021 года.
Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, в нарушение абзаца второго пункта 3 статьи 242.2 БК РФ и пунктов 2 и 3 Порядка, информация о рассмотрении Арбитражным судом Краснодарского края дела №А32-9067/2019, а также о наличии оснований для обжалования решения Арбитражного суда КК от 17.08.2021 Департаментом имущественных отношений Краснодарского края в Минфин КК не направлялась.
Неисполнение обязанности по направлению информации в Минфин КК о результатах рассмотрения дела в суде, а также о наличии оснований для обжалования судебного акта в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме, образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15.14 КоАП РФ «Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде».
Статья 242.2 БК РФ расположена в главе 24.1, которая называется «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», следовательно, все части данной статьи императивно регламентируют порядок действия главного распорядителя бюджетных средств исключительно в том случае, когда взысканы денежные средства за счет казны субъекта Российской Федерации.
Данное утверждение вытекает из буквального толкования ст. 242.2 БК РФ, а также подтверждается особым порядком исполнения публично-правовым образованием судебных решений, не подпадающим по действие Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Кроме того, диспозиция нормы ст. 242.2 БК РФ содержит в себе отсылочную норму на Порядок, утвержденный финансовым органом субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 Порядка установлен десятидневный срок направления главным распорядителем средств краевого бюджета в министерство финансов Краснодарского края информации о результатах рассмотрения дела в суде. Пунктом 3 Порядка установлен перечень сведений, который должен быть отражен в информации о результатах рассмотрения дела в суде, а именно должны быть отражены сведения о номере дела, истце и ответчике, размере взысканных денежных средств за счет средств казны Краснодарского края, а также о наличии оснований для обжалования судебного акта.
Исходя из буквального прочтения диспозиции указанной нормы, информация подается в случае взыскания денежных средств за счет средств казны Краснодарского края.
Интересы публично-правового образования - Краснодарский край в деле № А32-9067/2019, в том числе, представлял департамент имущественных отношений Краснодарского края, являясь главным распорядителем бюджетных средств Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2021 по делу № А32-9067/2019 взысканы денежные средства, за счет средств Краснодарского края.
Таким образом, довод ФИО1 об отсутствии состава административного правонарушения является несостоятельным.
Каких-либо исключений для главного распорядителя бюджетных средств относительно принятого (отмененного) решения, в части уточнения или конкретизации органа, в лице которого судами взыскиваются денежные средства с ГРБС Порядок не содержит из чего следует, что департаменту имущественных отношений Краснодарского края надлежало до 27.08.2021, то есть в течении 10 дней после вынесения судебного акта в окончательной форме сообщить в Минфин КК информацию о результатах рассмотрения дела и о наличии (отсутствии) оснований для обжалования судебного акта.
В качестве субъектов административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.14 КоАП РФ, могут выступать только должностные лица.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании по рассмотрению дела № А32-9067/2019, исходя из текста судебного акта, принимал участие представитель Департамента - ФИО1 по доверенности.
Согласно Положения об отделе взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного исполняющим обязанности руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края 16.04.2021, отдел обеспечивает представление интересов департамента в судах общей юрисдикции и арбитражных судах в случае привлечения департамента к участию в спорах в отношении земельных участков в рамках компетенции отдела (п. 3.2.), а также сотрудники отдела несут персональную ответственность, в том числе, за несоблюдение (ненадлежащее соблюдение) требований соответствующих должностных регламентов, за несвоевременное и некачественное выполнение возложенных функций (п. 5.16.).
Приказом Департамента от 19.04.2021 № 80-л ФИО1 назначена на должность заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Согласно должностному регламенту государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края, утвержденному исполняющим обязанности руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края 16.04.2021, в целях реализации полномочий и функций, предусмотренных Положением об отделе, гражданский служащий отдела, замещающий должность заместителя начальника отдела, обязан, в том числе, защищать интересы департамента в судах, арбитражных судах, третейских судах, правоохранительных органах (при наличии доверенности), а также подготавливать письма департамента и обеспечивать их направление в министерство финансов Краснодарского края с указанными в абзацах 2, 3, 4 пункта 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации сведениями о результатах рассмотрения судебного дела, о наличии оснований и результатах обжалования вынесенного решения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Из собранных по делу материалов следует, что вина ФИО1, как должностного лица, выражается в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей по направлению информации в Минфин КК о результатах обжалования судебного акта.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) ФИО1
В действиях (бездействии) ФИО1 установлены состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.14 КоАП РФ.
Соответственно ФИО1, совершившая административное правонарушение, несет административную ответственность как должностное лицо.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ст. 15.15.14 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет 2 года, и на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Исходя из содержания части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются должностные лица соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, в должностные обязанности которых входит обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст.26.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судом установлено, что ФИО1, являясь на дату совершения правонарушения заместителем начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края как лицом, наделенным распорядительными обязанностями, не обеспечен контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, в том числе по представлению в министерство финансов Краснодарского края информации о результатах обжалования судебного акта, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, учитывая позицию участников процесса, суд считает квалификацию действий ФИО1, данную Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края по ст. 15.15.14 КоАП РФ правильной.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу оспариваемое постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4 № 205-5841/2 от 29.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.14 КоАП РФ, в отношении главного консультанта отдела правового обеспечения оказания государственных услуг в сфере земельных отношений в юридическом управлении департаментом имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 4 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4 № 205-5841/2 от 29.10.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя начальника отдела взыскания и разрешения споров о правах и сделках в отношении земельных участков в юридическом управлении департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
судья
Первомайского районного суда города Краснодар п Медоева Е.Н.