РЕШЕНИЕ
24 ноября 2021 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
с участием защитника Швец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-952/2021 по жалобе временного замещающего должность первого заместителя министра ФИО1 на постановление № 824/21/38052-АП от 31.08.2021 г., вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением Министерство лесного комплекса Иркутской области признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Временно замещающий должность первого заместителя министра ФИО1, не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Законный представитель министерства в судебное заседание не явился, Министерство было извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлялось, неявка такого лица рассмотрению жалобы не препятствует.
В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях представленные материалы в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что решением Кировского районного суда от 27.02.2018 г., вступившим в силу 05.06.2018 г., удовлетворено исковое заявление Тулунского межрайонного прокурора в интересах РФ, неопределенного круга лиц, к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по организации лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области, возложении обязанности организовать проведение лесоустройства на территории лесничеств Тулунского района Иркутской области.
19.05.2020 года на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника –Министерства лесного комплекса Иркутской области.
Поскольку исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, должником исполнен не был, 03.07.2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства лесного комплекса Иркутской области исполнительского сбора и этим же постановлением должнику назначен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 24.07.2020 г.
04.05.2021 г. постановлением должностного лица УФССП по Иркутской области должнику назначен новый срок исполнения – в течение 1 месяца со дня получения настоящего постановления. Постановление вручено Министерству 25.05.2021 г.
17.08.2021 г. актом установлено, что к указанному сроку содержащиеся в исполнительном документе требования исполнены не были, что послужило основанием для составления в отношении Министерства лесного комплекса Иркутской области 24.08.2021 г. протокола №-АП об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее Федеральный закон № 118-ФЗ) предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. А юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 ст. 2.1 названного Кодекса).
Проверив материалы дела, судья приходит к выводу, что должностным лицом не выполнены приведенные выше требования закона, поскольку вопрос вины юридического лица фактически по делу не разрешался, приведенные привлекаемым лицом обстоятельства не проверялись и должной оценки в постановлении не получили.
Доводы Министерства лесного комплекса Иркутской области о том, что были предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований, материалами дела не опровергнуты.
Так, должностным лицом не проверены доводы о том, что Министерство во исполнение судебного акта провело лесоустроительные работы на территории Тулунского лесничества на площади 24 843 га. Из материалов дела не усматривается, давалась ли оценка указанным действиям, более того, должностное лицо не установило объем действий, которые Министерство должно совершить в целях исполнения судебного решения, площадь территории, на которой срок лесоустройства превысил 10 лет, соотношение этой площади, с площадью, где такое лесоустройство проведено.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются существенными, влекущими отмену обжалуемого постановления.
С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения Министерства к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление о назначении административного наказания № 824/21/38052-АП от 31.08.2021 г., вынесенное начальником отделения – старшим судебным приставом Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО3 отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Министерства лесного комплекса Иркутской области прекратить направить на новое рассмотрение в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии. Жалоба или протест могут быть поданы непосредственно в Иркутский областной суд, либо через Кировский районный суд г. Иркутска.
Судья: С.В. Почепова