Дело №
РЕШЕНИЕ
город Калуга ДД.ММ.ГГГГ
Судья Калужского районного суда Калужской области Белов В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Калужского судебного района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя Управления Федерального казначейства по Калужской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Калужского судебного района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление) должностное лицо - руководитель Управления Федерального казначейства по Калужской области (далее – УФК по Калужской области) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Калужский районный суд Калужской области, ФИО1 выражает несогласие с Постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Защитник ФИО1 по доверенности Юдкина А.В. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 5 по Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом. В поступившем в адрес суда отзыве на жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 5 по Калужской области указывает на обоснованность привлечения должностного лица руководителя УФК по Калужской области ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Выслушав пояснения защитника Юдкиной А.В., изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 наступает за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Основанием для привлечения мировым судьей руководителя УФК по Калужской области ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленном должностным лицом - старшим государственным налоговым инспектором Межрайонной ИФНС России № 5 по Калужской области ФИО4, выводы о непредставлении руководителем УФК по Калужской области ФИО1 в установленный срок (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организации за ДД.ММ.ГГГГ.
С выводом мирового судьи, изложенном в Постановлении, согласиться нельзя ввиду того, что он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств данного дела.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Вместе с тем в ходе рассмотрения настоящего дела в нарушение требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ мировым судье не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение руководителем УФК по Калужской области ФИО1 своих служебных обязанностей.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402 «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете предусмотрено, в том числе, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.
Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 3.1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).
В силу п. 10.1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Из материалов дела следует, что приказом Казначейства России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации работы по передаче федеральному казенному учреждению "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства» (действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения должностного лица – руководителя УФК по Калужской области ФИО1 к административной ответственности), принятым в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, в целях оптимизации деятельности Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности установлено: управлению делами и руководителям территориальных органов Федерального казначейства обеспечить передачу федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России» (далее - ФКУ «ЦОКР») с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по ведению бюджетного учета, формированию и представлению бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности (далее - отчетность). ФКУ «ЦОКР» и его филиалам обеспечить с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе формирование отчетности на основании учетных данных и финансово-экономических данных, представляемых Федеральным казначейством и территориальными органами Федерального казначейства в ФКУ «ЦОКР», представление бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности, отчетности за Федеральное казначейство и территориальные органы Федерального казначейства, а также отчетности во внебюджетные фонды Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации. Установить, что ФКУ «ЦОКР» несет ответственность за соблюдение порядка ведения бюджетного учета и регистров бюджетного учета, порядка и сроков формирования и представления бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности, отчетности во внебюджетные фонды Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанного приказа между руководителем УФК по Калужской области ФИО1 и врио начальника Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в <адрес>ФИО5 заключено ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п. 2.3.11, 2.3.12, 3.2 Соглашения в целях его реализации Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в <адрес> обязан: обеспечить ведение бюджетного учета, формирование бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности с соблюдением законодательства РФ с применением информационных систем, программного обеспечения; назначить ответственных лиц за ведение бюджетного учета, формирование бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности и обеспечение ее предоставления в установленные сроки и в установленном порядке. Межрегиональный филиал ФКУ «ЦОКР» в <адрес> несет ответственность за нарушение порядка и сроков формирования представления бюджетной (финансовой), налоговой, статистической, иной отчетности, отчетности в налоговые органы, во внебюджетные фонды Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы статистики и иные органы.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что руководитель УФК по Калужской области ФИО1 передал Межрегиональному филиалу ФКУ «ЦОКР» в <адрес> полномочия, в том числе по ведению и предоставлению отчетности в налоговые органы.
При рассмотрении мировым судьей данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что руководителем УФК по Калужской области ФИО1 были допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, не имеется.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах Постановление подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Калужского судебного района Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – руководителя Управления Федерального казначейства по Калужской области ФИО1, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в соответствии со ст. 30.14 КоАП РФ.
Судья В.С. Белов