Дело №
УИД 41RS0№-71
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
РЕШЕНИЕ
«08» ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО2, рассмотрев жалобу защитника ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от 11 июня 2021 года о признании Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее-старший госинспектор) № от ДД.ММ.ГГГГ Краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее-КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с постановлением, защитник ФИО3 обратилась в суд с жалобой, просила постановление отменить, производство по делу прекратить, в случае не принятия во внимание указанных доводов, просила рассмотреть вопрос о снижении назначенного Предприятию административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на сновании документов, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении юридического лица, ссылаясь, в частности, на следующие доводы. Предприятию вменяется использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности: «в районе сброса сточных вод выявлено захламление водоохранной зоны хозяйственно-бытовым мелким мусором, попадающим на рельеф вместе со сточными водами выпуска №; выявлено наличие пены с налетом серого цвета, наличие устойчивого запаха канализационных стоков. Тем самым нарушены п. 2, п. 7 ч. 15 ст.65 Водного Кодекса РФ; ч. 1, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»». При этом, КГУП «Камчатский водоканал» регулярно проводит мероприятия по мониторингу и очистке водоохранных зон в районе эксплуатируемых выпусков сточных вод. Однако, загрязнение иными лицами водоохранных зон бытовым мусором отмечается как вблизи выпусков так и на существенном удалении от них. Помимо того, правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), сброс в централизованные системы водоотведения хозяйственно-бытового мусора запрещен. Исходя из вышеизложенного, наличие бытового мусора в районе выпуска № «Халактырка» не может являться виной предприятия. Планом мероприятий по охране окружающей среды на 2021 год запланирована установка модульных очистных сооружений на выпуске № «Халактырка», что позволит обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства к качественному составу сточных вод, сбрасываемых через этот выпуск. Кроме того, выпуск сточных вод осуществляется на границе приливно отливной зоны в зоне заплесков волн в период сизигийных приливов, что подтверждается большим количеством мусора, который прибивается к близлежащим территориям и выпуску ветром в период весеннего половодья. На окружающих деревьях в нижней части расположены водоросли, которые образуются в период подъема уровня воды в озере в весеннее-летний период, что свидетельствует о нахождении выпуска в приливно-отливной зоне. На момент обследования вода в озере находилась в самой нижней точке, что также спровоцировало оголение выпуска. В настоящее время КГУП «Камчатский водоканал» находится в тяжелом финансовом положении, все расходные операции по расчетным счетам КГУП «Камчатский водоканал» приостановлены, в связи с исполнительными производствами на общую сумму более 124 млн. руб., за январь-декабрь 2020 года убыток Предприятия составил более 152 млн. руб. При этом, КГУП «Камчатский водоканал» является единственной организацией, осуществляющей на территории Камчатского края поставку питьевой воды и прием сточных вод. В связи с этим, Предприятию необходимо поддерживать на должном уровне работоспособность систем водоснабжения и водоотведения, посредством которых осуществляются функции по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, как населению, так и юридическим лицам. КГУП «Камчатский водоканал» ведется работа по взысканию денежных средств в судебном порядке, однако, фактическое взыскание в пользу Предприятия не производится, большую часть должников составляют управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, из-за низкой платежной дисциплины граждан в отношении основных должников ООО УК «Камчатка», ООО УК «Петра и Павла», ООО «ЕГУК ЖКХ» возбуждены дела о банкротстве. Кроме того, у Предприятия имеются обязательства неимущественного характера, предметом которых является выполнение работ по замене ветхих сетей водопровода и канализации в ПКГО, выполнение работ по организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и строительство очистных сооружений. В силу тяжелого финансового положения Предприятия просила снизить размер назначенного административного штрафа.
КГУП «Камчатский водоканал» о времени и месте рассмотрения жалобы извещено в установленном законом порядке, законный представитель участия не принимал, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не направлял.
Защитник ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила, в случае установления в действиях КГУП «Камчатский водоканал» события и состава административного правонарушения, изменить постановление в части назначенного наказания, снизить административный штраф до 100 000 руб., учитывая сложившееся тяжелое финансовое положение, что подтверждается приложенными к жалобе документами о финансовых результатах деятельности Предприятия за 2020 год, а также представленным при рассмотрении жалобы отчетом за первую половину 2021 года.
Защитник ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, участвовавший в ходе производства по делу, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, участия в рассмотрении жалобы не принимал, ходатайств не направлял.
Заслушав защитника ФИО3, проверив материалы дела об административном правонарушении и дополнительно поступившие документы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель
В силу ч. 1 ст. 43.1 вышеназванного Федерального закона, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее-ВК РФ) водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Частью 1 ст. 9 ВК РФ установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
Согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ, в границах водоохранных зон запрещаются сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Частью 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Исследованием материалов дела установлено, что должностными лицами Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю, на основании приказа и.о. руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора №-КНД от ДД.ММ.ГГГГ, приказов и.о. руководителя Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках государственного экологического надзора, с целью соблюдения КГУП «Камчатский водоканал» требований природоохранного законодательства РФ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГУП «Камчатский водоканал» проведена плановая выездная проверка, в том числе, по месту фактического осуществления деятельности, в <адрес>-ке-Камчатском по <адрес>, выпуск сточных вод № «Халактырка», код объекта №Т, категория объекта НВОС – II, категория риска - значительная. С приказом ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена директор КГУП «Камчатский водоканал» ФИО5 (л.д. 1-5, 9, 11, 13).
Согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-0-РСБХ-С-2017-01287/00 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее-Решение о предоставлении водного объекта), КГУП «Камчатский водоканал» (Водопользователь) является водопользователем водного объекта – часть озера Халактырское, с целью сброса сточных вод, способ использования-водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов (л.д. 23-34).
В соответствии с п. 3.6 Решения о предоставлении водного объекта, водоохранная зона озера Халактырское в пределах участка водопользования (место сброса сточных вод) в соответствии с проектом разработанным в 2011 году составляет 200 м.
В соответствии с Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов КГУП «Камчатский водоканал»: производственная площадка «Дальний» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Халактырка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>). Обследование проводилось с участием представителя КГУП «Камчатский водоканал» ФИО6, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-82).
В ходе обследования с 12 час. 35 мин. до 13 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ водоохранной зоны озера Халактырского установлено, что деятельность КГУП «Камчатский водоканал» связана с приемом, транспортировкой, очисткой сточных вод от загрязняющих веществ на канализационных сетях. Сбросы неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод КГУП «Камчатский водоканал» (очистные сооружения отсутствуют) через выпуск № «Халактырка» осуществляются на рельеф (географические координаты места выпуска 53°02?02,0??сш 158°43?41,8??вд). Стоки образовали русло, по которому стекают в озеро Халактырское. Сброс сточных вод от оголовка выпуска до места смешения стоков с природной водой осуществляется на земельный участок водоохраной зоны (ширина водоохраной зоны озера 200 м) самоизливом. В месте выпуска из оголовка сточных вод образовалось углубление, заполненное водой и захламление водоохраной зоны хозяйственно-бытовым мелким мусором; выявлено наличие пены с налетом серого цвета, наличие устойчивого запаха канализационных стоков. Согласно представленным сведениям КГУП «Камчатский водоканал» на выпуске № «Халактырка» установлен расходомер - счетчик акустический «L1-US Ху 3091 158885» (акт установки прибора учета сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ). Вместе с тем, при обследовании данного выпуска представителем КГУП «Камчатский водоканал» место размещения счетчика не показано, заявлений об оборудовании выпуска прибором учета в ходе обследования не поступало. Журнал учета водопотребления (водоотведения) не представлен. Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю), в 13 час. 00 мин. проведен отбор пробы сточной воды из оголовка выпуска сточной воды в водный объект. Специалистами ЦЛАТИ по Камчатскому краю проведен отбор резервной (арбитражной) пробы: проба № опломбирована (с использование консерванта H2SO4) в стеклянную бутылку емкостью 1,0 дм3, пластиковую бутылку емкостью 0.1 дм3 (без консервантов), в пластиковую бутылку емкостью 1,5 дм3 (пломба №). Представителями лаборатории КГУП «Камчатский водоканал» отобраны параллельные пробы.
Как следует из Акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов КГУП «Камчатский водоканал»: производственная площадка «Дальний» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Халактырка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>). Обследование проводилось с участием заместителя начальника Службы охраны окружающей среды КГУП «Камчатский водоканал» ФИО7, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 83-89).
В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, озеро Халактырское расположено в юго-восточной части г. Петропавловска-Камчатского, относится к водным объектам рыбохозяйственной категории, ширина водоохранной зоны озера составляет 200 м. КГУП «Камчатский водоканал» через выпуск № «Халактырка» сбрасываются неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды (очистные сооружения отсутствуют) в озеро Халактырское. Из оголовка выпуска диаметром около 50 см, находящегося в 13 м от береговой линии водоема, сбрасываются сточные воды и самотеком по рельефу впадают в озеро. Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю) с 10 час. 30 мин. до 10 час. 55 мин. произведен отбор сточных вод из оголовка выпуска № «Халактырка». Специалистами ЦЛАТИ по Камчатскому краю произведен отбор арбитражных проб сточной воды: емкость объемом 1,5 л (пластик) без консерванта (пломба №), упакована в отдельный пакет; емкости 1 х 1,0 л (стекло), 1 х 0,5 л (пластик) с консервантом (H2S04), опломбирована (пломба №), упакована в отдельный пакет. Пробы направлены на хранение в лабораторию КГУП «Камчатский водоканал». Представителями лаборатории КГУП «Камчатский водоканал» произведен отбор параллельных проб сточной воды (емкости - 1 х 2 л (стекло), 2 х 0,1 л (стекло).
В соответствии с Актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ), проведено обследование объектов КГУП «Камчатский водоканал»: производственная площадка «Дальний» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), канализационные очистные сооружения «Нагорный» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуска № «Халактырка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>), выпуск сточных вод № «Долиновка» (г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, район Долиновка). Обследование проводилось с участием представителя КГУП «Камчатский водоканал» ФИО6, действовавшего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-96).
В ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ установлено, сброс сточных вод осуществляется без очистки (очистные сооружения отсутствуют). При обследовании выпуска № «Халактырка» представителем КГУП «Камчатский водоканал» место установки счетчика не показано, заявлений о наличии прибора учета по данному выпуску не поступало, журнал учета водопотребления (водоотведения) не представлен. Управлением в рамках проверки, при участии экспертной организации (филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю), в период в период с 11 час. 58 мин. до 12 час. 10 мин. проведен отбор пробы сточной воды: из оголовка выпуска сточной воды в водный объект (в географических координатах 53о02? 02.0??сш 158°43?41,8??вд). Специалистами ЦЛАТИ по Камчатскому краю подготовлена и опломбирована арбитражная (резервная) проба: (с использование консерванта H2S04) в стеклянную бутылку емкостью 1,0 дм3 (пломба №), (без консервантов) в пластиковую бутылку емкостью 1,5 дм3 (пломба №). Представителями лаборатории КГУП «Камчатский водоканал» отобрана параллельная проба. Сброс сточных вод от оголовка выпуска до места смешения стоков с природной водой осуществляется на земельный участок водоохраной зоны (ширина водоохраной зоны озера 200 м) самоизливом. В результате в месте выпуска сточных вод образовалось углубление, заполненное водой и захламление водоохраной зоны хозяйственно-бытовым мелким мусором, образование пены с налетом серого цвета, наличие устойчивого запаха канализационных стоков.
Согласно Акту внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт проверки №) в отношении КГУП «Камчатский водоканал», проверке подверглись объекты негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, выпуск сточных вод № «Халатырка», код объекта №Т, категория объекта НВОС - II, категория риска - значительная. С Актом проверки ознакомлен заместитель начальника Службы охраны окружающей среды КГУП «Камчатский водоканал» ФИО7, копия акта вручена (л.д. 41-72).
Как зафиксировано Актом проверки №, при осуществлении своей деятельности КГУП «Камчатский водоканал» осуществляет сбор и транспортировку по канализационным сетям сточных вод с последующим их сбросом в водный объект (озеро Халактырское) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование №-ДД.ММ.ГГГГ.002-Р-РСБХ-С-2017-01287/00 от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Ширина водоохраной зоны озера 200 м. В рамках проверки проведены обследования района расположения канализационных сетей выпуска № «Халактырка» (обследования проводились 16, 24 и ДД.ММ.ГГГГ). Установлено, что в водоохранную зону озера Халактырское сбрасываются неочищенные сточные воды предприятия (очистные сооружения отсутствуют): через береговой безнапорный сосредоточенный выпуск сточные воды сбрасываются на рельеф (географические координаты места выпуска 53°02?02,0?сш 158°43?41,8??вд), образуя русло, по которому стекают в озеро Халактырское. В ходе обследования выявлено захламление водоохраной зоны хозяйственно-бытовым мелким мусором, попадающим со сточными водами выпуска №, наличие пены с налетом серого цвета, наличие устойчивого запаха канализационных стоков. Выпуск не оборудован контрольно-измерительной аппаратурой. Журнал учета водопотребления (водоотведения) не представлен. Управлением при участии экспертной организации (филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Камчатскому краю) в ходе обследований проведены отборы проб сточной воды из оголовка выпуска. Специалистами ЦЛАТИ по Камчатскому краю для КГУП «Камчатский водоканал» проведены отборы и опломбирование резервных (арбитражных) проб сточных вод на выпуске №: пробы переданы на хранение в лабораторию КГУП «Камчатский водоканал» по актам приема-передачи. Представителями лаборатории КГУП «Камчатский водоканал» отобраны параллельные пробы.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении КГУП «Камчатский водоканал» протокола об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 108-110).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения, об КГУП «Камчатский водоканал», как юридическом лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составлен с участием защитника ФИО4, который с протоколом ознакомлен, копию протокола получил, замечаний по процедуре составления протокола не имел. Указал о подаче возражений при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Постановлением старшего госинспектора № от ДД.ММ.ГГГГ КГУП «Камчатский водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. (л.д. 116-122).
Согласно постановлению, в ходе проведения плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ установлено, что КГУП «Камчатский водоканал» на выпуске № «Халактырка» (географические координаты места выпуска 53°02?02,0?сш 158°43?41,8??вд) осуществляет сброс сточных вод без очистки (очистные сооружения отсутствуют) на рельеф местности в водоохранную зону оз. Халактырское, которые через оголовок диаметром около 0,5 м сбрасываются на рельеф местности в 13 м от береговой линии оз. Халактырское и далее самотеком поступают в водный объект. Пи этом, ширина водоохранной зоны оз. Халактырское составляет 200 м, что следует из Решения о предоставлении водного объекта. В месте выпуска из оголовка сточных вод образовалось углубление, заполненное водой, происходит захламление водоохраной зоны хозяйственно-бытовым мелким мусором, выявлено наличие пены с налетом серого цвета, устойчивого запаха канализационных стоков.
Установление данных обстоятельств повлекло вывод старшего госинспектора о том, что КГУП «Камчатский водоканал» нарушило ограничения хозяйственной и иной деятельности, установленные для использования прибрежной защитной полосы водного объекта, его водоохранной зоны и привлечение виновного юридического лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На основании совокупности исследованных доказательств, приведенных в постановлении и получивших правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях КГУП «Камчатский водоканал» установлено нарушение ст. 34, ч. 1 ст. 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Действия КГУП «Камчатский водоканал» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами указанного Кодекса и положениями законодательства в области охраны окружающей среды.
Имеющиеся в материалах дела доказательства обоснованно признаны допустимыми, полученными в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
Оснований не согласиться с изложенной в постановлении оценкой доказательств по делу не усматриваю.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении в отношении КГУП «Камчатский водоканал» на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 указанного Кодекса.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене, защитник ФИО3 обратилась в суд с жалобой, при рассмотрении которой законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Защитник ФИО8, полагая постановление подлежащим отмене, указала, что наличие бытового мусора в районе выпуска № «Халактырка», загрязнение водоохранной зоны вблизи выпуска иными лицами, не может являться виной Предприятия в совершении вмененного административного правонарушения.
Заявленный защитником довод в рассматриваемом случае правового значения не имеет и удовлетворению не подлежит, поскольку Предприятию вменяется сброс сточных вод на выпуске № «Халактырка» на рельеф местности в 13 м от береговой линии водного объекта, то есть, в границах водоохранной зоны оз. Халактырское, а не загрязнение водоохранной зоны.
По тем же основаниям не подлежат удовлетворению доводы жалобы о том, что выпуск сточных вод осуществляется на границе приливно-отливной зоны в зоне заплесков волн в период сизигийных приливов, что подтверждается большим количеством мусора, который прибивает к близлежащим территориям и выпуску ветром в период весеннего половодья.
Доказательства тому, что административное правонарушение совершено КГУП «Камчатский водоканал» вследствие непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат и в ходе рассмотрения жалобы не представлены.
Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не предполагает наступления каких-либо неблагоприятных материально-правовых последствий, либо вреда.
КГУП «Камчатский водоканал», имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления, в части времени (календарной даты) совершения административного правонарушения.
Согласно постановлению, старший госинспектор установил время совершения админист-ративного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует календарной дате составления Акта проверки по данному делу.
Однако с таким выводом старшего госинспектора о времени совершения административного правонарушения нельзя согласиться по следующим основаниям.
Из разъяснений, содержащихся в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Из исследованных материалов дела следует, что сброс сточных вод на выпуске № «Халактырка» в границах водоохранной зоны оз. Халактырское первоначально обнаружен и зафиксирован должностными лицам Росприроднадзора по Камчатскому краю при проведении обследования территории выпуска ДД.ММ.ГГГГ (Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ).
В протоколе об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ (день обнаружения).
При этом, установив при рассмотрении дела иную дату совершения административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, не мотивируя в этой части свой вывод, старший госинспектор ухудшил положение Предприятия, привлекаемого к административной ответственности, поскольку, тем самым, увеличил срок давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении обследования территории выпуска № «Халактырка» обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, что явилось основанием возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, старшим госинспектором при рассмотрении дела неверно установлена дата совершения административного правонарушения, связанная со сбросом сточных вод на выпуске № «Халактырка» в границах водоохранной зоны оз. Халактырское, в связи с чем, необходимо внести в постановление изменение, указав правильную дату совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Неверное указание даты совершения юридическим лицом вменяемого административного правонарушения не свидетельствует о неверном установлении события административного правонарушения, не повлияло на установление фактических обстоятельств дела, не подвергает сомнению правильность вывода о виновности Предприятия в совершении административного правонарушения.
Указанные обстоятельства не являются существенными нарушениями требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, и не влекут безусловное освобождение юридического лица от административной ответственности.
В жалобе, поддержанной в ходе ее рассмотрения, защитник ФИО3 просила рассмотреть вопрос о снижении назначенного Предприятию административного наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на сновании документов, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении юридического лица.
Рассматривая указанный довод защитника, в совокупности с конкретными обстоятельствами дела, прихожу к выводу о наличии основания для изменения постановления в части назначенного наказания.
Санкция ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения и представленные защитником ФИО3 документы о финансовом положении Предприятия (отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2020 года, решения налогового органа №№, 14906, 14907, 14908, 14909, о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, требование налогового органа № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отчет о финансовых результатах за январь-июнь 2021 года), прихожу к выводу, что уплата (взыскание) штрафной санкции в размере 200 000 руб. может повлечь необратимые неблагоприятные последствия для осуществления КГУП «Камчатский водоканал» экономической деятельности, несоизмеримо большой размер административного штрафа может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу ст.ст. 34 (ч. 1), 35 (ч.ч. 1 - 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что назначенное КГУП «Камчатский водоканал» наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует совершенному административному правонарушению, в связи с чем, обжалуемое постановление старшего госинспектора в отношении КГУП «Камчатский водоканал» подлежит изменению, путем снижения назначенного наказания в виде административного штрафа с 200 000 руб. до 100 000 руб.
Иных доводов, могущих послужить основанием к отмене постановления либо изменению по иным основаниям, в жалобе не содержится и в судебном заседании защитником не заявлено.
Несогласие защитника ФИО3 с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием старшим госинспектором норм Кодекса РФ об административных правонарушениях не свидетельствует о наличии нарушений норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Не имеется оснований для вывода о недопустимости положенных в основу постановления доказательств. Пороков, которые бы в силу ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях препятствовали оценке исследованных доказательств в рамках настоящего дела по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимые сомнения, которые должны толковаться в пользу КГУП «Камчатский водоканал», не усматриваются. Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Существенных нарушений норм процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - изменить.
Временем совершения КГУП «Камчатский водоканал» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считать ДД.ММ.ГГГГ.
Назначенное административное наказание в виде административного штрафа снизить с 200 000 руб. до 100 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская