ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-957/2022 от 16.08.2022 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 12-957/2022

РЕШЕНИЕ

город Волгоград 16 августа 2022 года

Судья Центрального районного суда г.Волгограда Полубоярова Е.Г., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ЮПТК» ФИО1 на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 №10/30-22-Э от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЮПТК»,

с участием государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2, представителя ООО «ЮПТК» ФИО3,

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 №10/30-22-Э от 28 апреля 2022 года ООО «ЮПТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «ЮПТК» ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление №10/30-22-Э от 28 апреля 2022 года отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указала, что постановление вынесено с нарушением норм процессуального права, считает его незаконным и не соответствующим действующему законодательству по следующим основаниям: промплощадка ООО «ЮПТК» поставлена на государственный учет объектов HBOC 16.11.2020 с присвоением объекту 1-й категории. Согласно информации Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 февраля 2019 года «Правительством РФ утверждено Постановление о порядке выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР)» ООО «ЮПТК» как объект I категории обязано получить КЭР до 1 января 2025 года. Для разработки нормативов образования отходов организацией в 2021 году был заключен договор с ООО «ТОНИКС» на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 01.12.2021 разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был подан в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям на утверждение. Однако был получен отказ в утверждении из-за недочетов в оформлении проекта. Недочеты были устранены, и проект был подан повторно. До сегодняшнего дня проект находится на рассмотрении в Межрегиональном управлении Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям. Ввиду того, что ООО «ЮПТК» не имеет утвержденных нормативов образования отходов, организацией согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду вносится плата за загрязнение окружающей среды в 25-кратном размере. Решением Центрального районного суда (дело № 2-901/2022 от 10.02.2022 г.) ООО «ЮПТК» выдано предписание в течение 9-ти месяцев устранить нарушения в области обращения с отходами, установленные Межрайонной прокуратурой Волгоградской области. Работа по устранению нарушений ведется. Согласно вышеперечисленных законов и нормативно правовых актов отсутствуют конкретные сроки для разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Организацией проводится планомерная разработка данного проекта, но из-за пандемии и трудного финансового положения произошли незначительные сдвиги сроков исполнения.

Представитель ООО «ЮПТК» ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, настаивал на её удовлетворении. Так же пояснил, что в настоящее время приказом Межрегионального управления от 06.05.2022 №782 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение №20726 сроком действия с 06.05.2022 по 31.12.2024.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указывая, что вина ООО «ЮПТК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ доказана, подтверждается имеющимися в деле доказательствами. ООО «ЮПТК» осуществляло деятельность в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитом на их размещение, данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, при этом факт оплаты с повышающим коэффициентом не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку это является самостоятельным административным правонарушением.

Выслушав участников процесса, изучив в полном объёме материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объёме.

Административная ответственность по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ наступает при неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что 28 апреля 2022 в 15 ч. 30 мин. в помещении Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям по адресу: 400001, <...>, кабинет 4.5 установлен факт нарушения в части соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицом ООО «ЮПТК».

По результатам анализа информации, направленной межрегиональным отделом государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей Межрегионального управления служебными записками от 29.09.2021 № 08-2548 и от 02.02.2022 № 08-192, установлен факт отсутствия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта I категории подлежащего федеральному государственному экологическому надзору, который эксплуатирует ООО «ЮПТК».

Основным видом деятельности ООО «ЮПТК» является производство нефтепродуктов (ОКВЭД 19.20).

ООО «ЮПТК» осуществляет эксплуатацию объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории, расположенного по адресу: Волгоградская область, Городищенский район, Орловское сельское поселение, ж/д станция Орловка, ул. Строительная, 25. Наименование объекта негативного воздействия – Территория ООО «ЮПТК», код объекта негативного воздействия 18-0130-001762-П.

Объект негативного воздействия на окружающую среду I категории ООО «ЮПТК» – 18-0130-001762-П поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, 16.11.2020 (свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет № 3128405 от 16.11.2020).

Эксплуатация объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории ООО «ЮПТК» – 18-0130-001762-П, адрес местонахождения объекта – Волгоградская область, Городищенский район, Орловское сельское поселение, ж/д станция Орловка, ул. Строительная, 25 осуществляется с 16.11.2020.

В результате деятельности ООО «ЮПТК» образуются отходы I–V классов опасности.

Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2021 год подписана электронно-цифровой подписью и направлена в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям в установленный законом срок.

По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» ООО «ЮПТК» для объекта негативного воздействия – Территория ООО «ЮПТК», код объекта негативного воздействия 18-0130-001762-П, всего за 2021 год образовано 1,2 тонн отходов, из них: I класса опасности – не образуются; II класса опасности – не образуются; III класса опасности – не образуются; IV класса опасности – 1,2 тонн; V класса опасности – не образуются.

Всего за 2021 год передано ТКО региональному оператору – 0,3 тонн, других отходов IV класса опасности для захоронения – 0,9 тонн.

Всего за 2021 год поступило отходов от других хозяйствующих субъектов – 298,489 тонн, из них: III класса опасности – 271,689 тонн; IV класса опасности – 26,8 тонн.

Всего за 2021 год утилизировано отходов – 298,489 тонн, из них: III класса опасности – 271,689 тонн; IV класса опасности – 26,8 тонн.

Статьёй 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено:

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно пункта 7 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Во исполнение вышеуказанной нормы издан Приказ Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее – Порядок № 1029).

В соответствии с пунктами 9, 10 Порядка № 1029 в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 11 Федерального закона РФ от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), НООЛР разрабатываются для каждого объекта I категории в соответствии с пунктами 2 – 4 Порядка № 1029, утверждаются, выдаются и переоформляются в соответствии с пунктами 10 – 21 Порядка № 1029.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Вместе с тем, по информации, направленной межрегиональным отделом государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей служебными записками от 29.09.2021 № 08-2548 и от 02.02.2022 № 08-192, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории ООО «ЮПТК» – 18-0130-001762-П, отсутствуют.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, юридическое лицо ООО «ЮПТК» осуществляет эксплуатацию объекта I категории подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (наименование объекта – Территория ООО «ЮПТК», код объекта негативного воздействия 18-0130-001762-П, адрес местонахождения объекта – Волгоградская обл., Городищенский район, Орловское сельское поселение, ж/д станция Орловка), с 16.11.2020 и на момент составления протокола, а именно – до 07.04.2022, в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные факты подтверждаются служебной запиской межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей Межрегионального управления от 29.09.2021 № 08-2548, служебной запиской межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрирования платежей Межрегионального управления от 02.02.2022 № 08-192 и другими материалами дела.

Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по исполнению требований природоохранного законодательства, организацией проводится планомерная разработка данного проекта, но из-за пандемии и трудного финансового положения произошли незначительные сдвиги сроков исполнения, что законом не установлены конкретные сроки для разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, являются несостоятельными, поскольку в нарушение вышеуказанных норм законодательства, юридическим лицом ООО «ЮПТК», на протяжении длительного периода времени, а именно с 16.11.2020 и на момент составления протокола 07.04.2022, осуществляет эксплуатацию объекта I категории подлежащего федеральному государственному экологическому надзору (наименование объекта – Территория ООО «ЮПТК», код объекта негативного воздействия 18-0130-001762-П, адрес местонахождения объекта – Волгоградская обл., Городищенский район, Орловское сельское поселение, ж/д станция Орловка), в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что могло принести угрозу причинения вреда окружающей среде, ввиду бесконтрольного образования отходов и попадания их в окружающую среду.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу и обоснованно отвергнуты по основаниям, указанным в обжалуемом акте. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу актов не является.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины общества в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ.

Действия ООО «ЮПТК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Административное наказание назначено ООО «ЮПТК» в пределах санкции ч. 7 ст.8.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «ЮПТК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст.8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Одновременно с вынесением приведенного выше постановления государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2, вынесено представление №10/30-22-Э об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым на ООО «ЮПТК» возложена обязанность по их устранению.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий; организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нормы указанной статьи и главы 30 КоАП РФ не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.

Представление №10/30-22-Э от 28.04.2022 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в рамках рассматриваемого дела вынесено уполномоченным на то должностным лицом, является мотивированным, в нем приведены выводы, изложенные в оспариваемом постановлении, а также указано на обязанность ООО «ЮПТК» принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ, состав которого в действиях ООО «ЮПТК» административным органом доказан.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 №10/30-22-Э от 28 апреля 2022 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям ФИО2 №10/30-22-Э от 28 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ЮПТК» – оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «ЮПТК» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Г. Полубоярова