ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/16 от 31.03.2016 Советского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №12-95/16

Р Е Ш Е Н И Е

«31» марта 2016 года г.Новосибирск

Федеральный суд общей юрисдикции Советского района

г.Новосибирска в с о с т а в е:

председательствующего судьи Гущина Г.М.,

при секретаре Гаврюшовой Ю.С.,

с участием представителя МБОУ СОШ №112 ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» (далее по тексту - МБОУ СОШ №112) на постановление мирового судьи судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 09 февраля 2016 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 09 февраля 2016 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, по которой ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 90000 рублей.

Как установлено мировым судьей, 15 декабря 2015 года в 16-00 часов при осуществлении мероприятий по контролю за выполнением законного предписания ОНД по г.Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области от 17.06.2015 года в здании и помещениях МБОУ СОШ №112, расположенных по <адрес>, было выявлено, что МБОУ СОШ №112 не выполнило в полном объеме в установленный срок - до 30 ноября 2015 года законное предписание ОНД по Советскому району г.Новосибирска УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области от 17 июня 2015 года, а именно: п.16 - в зальных помещениях(актовый зал) для покрытия пола применен материал с классом материала более КМ2 (не предоставлены документы, характеризующие пожарную опасность материалов отделки пола - паркетная доска и ковролин)(№123-Ф3 ст.134 п.6 табл.29); п.17 - в отступление от проекта не выполнены двери в проемах стен перехода противопожарными 1-го типа(по факту установлены с одной стороны перехода) (СП 2.13130.2012); п.18 - для путей эвакуации для покрытия пола(выход из актового зала со сцены, в подвальном помещении в коридоре) применены материалы с классом материала более КМ2(не предоставлены документы, характеризующие пожарную опасность материалов отделки пола - паркетная доска, ковролин) (№123-Ф3 ст.134 п.6 табл.28); п.20 - не разработана и не зарегистрирована в ОНД по г.Новосибирску декларация пожарной безопасности на здание школы(№123-Ф3 ст.64), то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» обратилось с жалобой в Советский районный суд г.Новосибирска, в которой указало, что с указанным постановлением не согласно, считает его незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

1.)На основании распоряжения главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору от 18.11.2015 г. проведена проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №112, по итогам которой был составлен акт проверки от 15 декабря 2015 г. В акте проверки указано, что школа №112 не выполнила в срок предписание от 17.06.2015 г..

В представленных в суд документах содержатся недостоверные сведения. Все документы, характеризующие пожарную опасность материалов отделки пола «паркетная доска и ковролин», применяющиеся для покрытия пола в зальных помещениях(актовый зал) и выхода из актового зала со сцены были своевременно представлены пожарному инспектору при проверке.

2.)Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Строительство пристройки дополнительного объема и реконструкция здания школы №112 закончены и введены в эксплуатацию в ноябре 2013 года и оформлены актами приемки объекта капитального строительства, которые подписаны всеми уполномоченными лицами, в том числе заказчиком «УКС мэрии г.Новосибирска», генеральным подрядчиком ЗАО «БСТ», комиссией госстройнадзора.

07 ноября 2013 г. инспекцией государственного строительного надзора Новосибирской области был составлен Акт итоговой проверки при строительстве объекта капитального строительства, согласно которому нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации не выявлено.

Согласно заключению инспекции государственного строительного надзора Новосибирской области от 07.11.2013 г. объект капитального строительства - пристройка к школе №112 соответствует требованиям технических регламентов(норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Срок гарантии на объект капитального строительства - пристройка к школе №112 установлен 5 лет.

МБОУ СОШ №112 неоднократно направляла письма в УКС мэрии г.Новосибирска и Главное управление образования мэрии города Новосибирска с требованиями об устранении выявленных нарушений.

На требования заявителя УКС мэрии г.Новосибирска направил ответ о соответствии объекта капитального строительства - пристройка к школе №112 требованиям пожарной безопасности.

Средняя общеобразовательная школа №112 является муниципальным бюджетным учреждением города Новосибирска. Учредителем учреждения является муниципальное образование город Новосибирск. В соответствии с Уставом города Новосибирска функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет мэрия города Новосибирска. От имени мэрии функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Главное управление образования мэрии города Новосибирска и департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска. Имущество Учреждения принадлежит на праве собственности городу Новосибирску. Финансирование указанного учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета, а именно из бюджета г.Новосибирска.

Статья 37 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации:

-соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

-разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Статья 38 Закона №69-ФЗ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности как лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственников имущества.

Согласно уставу средняя общеобразовательная школа №112 является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, имущество на праве оперативного управления.

Часть 2 ст.9.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устанавливает, что типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Пункт 3 ч.2 ст.15 Закона №7-ФЗ предусматривает, что учредителем бюджетного или казенного учреждения является муниципальное образование в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

Согласно ст.9.2 Закона №7-ФЗ бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии со ст.296 ГК РФ. Право оперативного управления за МБОУ САШ №112 было зарегистрировано только 14 декабря 2015 г.

Учреждения владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно муниципальное образование - г.Новосибирск.

Часть 1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Закона.

Пункт 2 ст.63 Закона №123-ФЗ предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу ст.210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.

3.)Кроме того, необоснованны и требования пожарного надзора относительно предписания, касающегося декларации пожарной безопасности на здание школы.

Согласно ст.64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом.

Декларация пожарной безопасности на здание разработана и зарегистрирована в соответствии с требованиями действующего законодательства. Копия указанной Декларации имеется в материалах дела(регистрационный от 07.04.2010 г.)

Как указывало выше, строительство пристройки дополнительного объема и реконструкция здания школы №112 закончены и введены в эксплуатацию в ноябре 2013. Право оперативного управления на реконструированное задние пристройки у школы возникло только 14 декабря 2015 г.

На реконструированное здание школы декларация пожарной безопасности разработана и неоднократно была представлена на регистрацию в регистрирующий орган(копии сопроводительных писем имеются в материалах дела), однако лица, от которых зависит регистрация этого документа, до настоящего времени ее не зарегистрировали.

При указанных обстоятельствах, по мнению заявителя, в действиях МБОУ СОШ №112 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

Представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» ФИО1 доводы жалобы поддержала и просила их удовлетворить.

Ознакомившись с доводами жалобы и заслушав представителя МБОУ СОШ №112, а также исследовав материалы дела в полном объеме, суд находит постановление мирового судьи от 09 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении о привлечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законным и обоснованным.

В соответствии с ч.13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

Обстоятельства совершения правонарушения и вина муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, мировым судьей установлена и подтверждена совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.12.2015 года, предписанием от 17.06.2015 года, со сроком исполнения до 30.11.2015 года и отметками о невыполнении пунктов 16, 17, 18, 20 предписания, распоряжением органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица от 18.11.2015 г. , актом проверки от 15.12.2015 года, уставными документами МОУ СОШ №112, актом приема-передачи(закрепления) от 23.11.2009 г., приказом от 25.11.2009 г. Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, актом приема-передачи (закрепления) от 11.11.2015 г., приказом от 11.11.2015 г. Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска, договором от 24.03.2014 года безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной казны г.Новосибирска, актом приёма-передачи нежилого помещения, здания, сооружения по договору безвозмездного пользования от 24.03.2014 г., выпиской из ЕГРЮЛ, и другими доказательствами.

Так, согласно предписания от 17.06.2015 года заместителя главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору ОНД по г.Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области, адресованного МБОУ СОШ №112, юридическому лицу необходимо было устранить нарушение требования пожарной безопасности, выявленное в ходе проверки - срок выполнения до 30 ноября 2015 года. Предписание для исполнения получено представителем МБОУ СОШ №112 18 июня 2015 года.

Из ответа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска на запрос мирового судьи следует, что Департаментом переданы в оперативное управление МБОУ СОШ №112 объекты недвижимости, расположенные по <адрес> - здание пристройки к школе, общей площадью 8624,5 кв.м. и здание школы общей площадью 2019,2 кв.м.

Согласно приказа от 25.11.2009 года Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, здание школы общей площадью 2019,2 кв.м., расположенное по <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112», что подтверждается актом приема-передачи(закрепления) от 25.11.2009 года данное имущество принято МБОУ СОШ №112 в оперативное управление.

Договором от 24.03.2014 года безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной казны г.Новосибирска МБОУ СОШ №112 было предоставлено в безвозмездное временное пользование здание по <адрес> общей площадью 8624,5 кв.м. В соответствии с п.2.2.2 данного договора МБОУ СОШ №112, как ссудополучатель, обязуется содержать объект недвижимости в технически исправном и надлежащем состоянии, в том числе осуществлять обслуживание и текущий ремонт инженерно-технических коммуникаций в предоставленном помещении, выполнять правила гражданской обороны и пожарной безопасности за счет собственных средств.

Согласно приказа от 11.11.2015 года Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, нежилое здание общей площадью 8624,5 кв.м., расположенное по <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112».

Все выше указанные доказательства получены в соответствии с нормами КоАП РФ, являются достоверными и допустимости, и в своей совокупности достаточными для установления вины МБОУ СОШ №112 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ.

В силу ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Судом установлено, что МБОУ СОШ №112 является юридическим лицом, которое на основании п.1.10 Устава в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными нормативными правовыми актами, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В соответствии с п.1.8. Устава учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Мировой судья установил, что МБОУ СОШ №112 не выполнило в установленный срок - до 30 ноября 2015 года предписание от 17.06.2015 года заместителя главного государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору ОНД по г.Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области.

Данные обстоятельства нашли свое подтверждение выше изложенными доказательствами, которым мировым судьей дана надлежащая и правильная оценка.

По убеждению суда, предписание от 17.06.2015 года являлось законным и обоснованным, вынесенным в установленном законом порядке надлежащим должностным лицом, в связи с чем являлось обязательным для исполнения МБОУ СОШ №112.

Нарушения правил пожарной безопасности, допущенные МБОУ СОШ №112, выявленные в ходе проверки и указанные в данном предписании, объективно нашли свое подтверждение представленными в суд материалами, в связи с чем утверждение представителя МБОУ СОШ №112 об обратном является необоснованным.

Доводы заявителя жалобы о том, что вина МБОУ СОШ №112 не доказана, поскольку в представленных в суд документах содержатся недостоверные сведения, так как все документы, характеризующие пожарную опасность материалов отделки пола «паркетная доска и ковролин», применяющиеся для покрытия пола в зальных помещениях(актовый зал) и выхода из актового зала со сцены были своевременно представлены пожарному инспектору являются несостоятельными и опровергаются материалами дела, в том числе сертификатом пожарной безопасности на напольные покрытия, представленные заявителем при проверке, срок действия которых истек в 2012 году(л.д.86).

Также суд считает несостоятельным утверждение заявителя жалобы о том, что МБОУ СОШ №112 не должна нести ответственность за нарушение правил пожарной безопасности и не выполнение требований предписания, поскольку за это должна нести ответственность мэрия г.Новосибирска, которая является собственником недвижимого имущества, переданного в оперативное управление МБОУ СОШ №112.

Доводы жалобы в этой части опровергаются договором от 24.03.2014 года безвозмездного пользования недвижимым имуществом муниципальной казны г.Новосибирска, согласно которому МБОУ СОШ №112 было предоставлено в безвозмездное временное пользование здание по <адрес> общей площадью 8624,5 кв.м. В соответствии с п.2.2.2 данного договора МБОУ СОШ №112 взяло на себя обязательство содержать указанный объект недвижимости в технически исправном и надлежащем состоянии, в том числе выполнять правила пожарной безопасности за счет собственных средств.

Утверждение заявителя жалобы о том, что декларация пожарной безопасности на здание школы была им разработана и зарегистрирована в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нашла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку из представленных в суд материалов следует, что из-за наличия технической ошибки в представленной документации, указанная декларация пожарной безопасности на реконструированное здание МБОУ СОШ №112 до настоящего времени не зарегистрирована.

Также не нашло своего подтверждения указание представителя МБОУ СОШ №112 о том, что нарушений проекта при выполнении дверей в проемах стен перехода не имеется, поскольку данные о том, что указанное нарушение заявителем устранено, суду не представлено.

При указанных обстоятельствах утверждение заявителя жалобы о том, что МБОУ СОШ №112 были приняты все зависящие от него меры по устранению допущенных нарушений, указанных в предписании, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем мировой судья пришел к обоснованному выводу о том, что МБОУ СОШ №112 совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, а именно: не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере образования.

При рассмотрении административного дела мировым судьей нарушений норм процессуального права не допущено, административное наказание МБОУ СОШ №112 назначено в минимальных пределах санкции ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в связи с чем законных оснований для его уменьшения суд не усматривает.

Исходя из финансового и материального положения МБОУ СОШ №112, характера и общественной опасности допущенных им нарушений, вида и размера наказания, которое назначено мировым судьей в минимальных пределах, суд не находит оснований для назначения МБОУ СОШ №112 наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N4-П, а также для рассрочки или отсрочки назначенного наказания.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 09 февраля 2016 года о привлечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

р е ш и л :

Постановление мирового судьи судебного участка Советского судебного района г.Новосибирска от 09 февраля 2016 года о привлечении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №112» – без удовлетворения.

Судья Гущин Г.М.