ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/18 от 03.07.2018 Воскресенского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<дата><адрес>

Судья <адрес> городского суда <адрес> ФИО7 при секретаре ФИО4, рассмотрев в порядке пересмотра по жалобе ФИО3 дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника ИФНС России по <адрес> ФИО8 от <дата> президент ООО «<данные изъяты>» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

<дата> в 12 часов 00 минут в ходе проверки соблюдения требований Федерального Закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», проведенной по адресу: <адрес>, где ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов, установлено, что при приеме от клиента ФИО1 лотерейной ставки в лотерее «Русское лото» в размере 100 рублей и выдаче ей лотерейного билета , ее идентификация до приема на обслуживание организацией ООО «<данные изъяты>» не проводилась. Оператором ФИО2 не установлена личность клиента, его данные, Ф.И.О и т.д., позволяющие идентифицировать физическое лицо. В результате президентом ООО «<данные изъяты>» ФИО3 нарушены требования п.п.1 п.1п.1 ст.7 Федерального Закона РФ от <дата> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», за что предусмготрена ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением президент ООО «<данные изъяты>» ФИО3, обратился с жалобой, в которой просит признать указанное постановление незаконным и отменить, производство по делу в отношении него прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что в его действиях отсутствует нарушение законодательства и ст.15.27 ч.1 КоАП РФ. В соответствии с действующими правилами идентификация клиентов не проводится при осуществлении операций по приему от клиентов- физических лиц платежей (при покупке клиентами лотерейных билетов), если их сумма не превышает 15000 рублей. В соответствии с п.1.1 ст.7 Федерального Закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», идентификация клиента-физического лица, не проводитсяч при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов-физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15000 рублей. Учитывая минимальную стоимость лотерейного билекта и единичную его покупку у кассира не возникло подозрения, что данная операция осуществляется в противоправных целях.

Заявитель ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела уведомлен, об отложении дела слушанием не просил, причины неявки суду не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие.

Исследовав представленные материалы, доводы жалобы, суд считает, что жалоба ФИО3 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Данное дело об административном правонарушении возбуждено определением от <дата>, вынесенным ст.госналогинспектором ИФНС России по <адрес>ФИО6 по тем основаниям, что <дата> в 12 часов 00 минут в букмекерской конторе, принадлежащей ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, лит.Б, при приеме от клиента ФИО1 лотерейной ставки в лотерее «Русское лото» в размере 100 рублей и выдаче ей лотерейного билета , ее идентификация до приема на обслуживание организацией ООО «<данные изъяты>» не проводилась. Оператором ФИО2 не установлена личность клиента, его данные, Ф.И.О и т.д., позволяющие идентифицировать физическое лицо.

Проверка соблюдения требований Федерального Закона РФ от <дата> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», по адресу: <адрес> проведена на основании поручения от <дата>, выданного заместителем начальника ИФНС России по <адрес>.(л.д.17). При проверке <дата> составлен акт, в котором зафиксированы указанные нарушения законодательства. <дата> было вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вышеуказанного содержания.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Как следует из содержания обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении, ФИО3, как президент ООО «Санторин», был привлечен к административной ответственности по ст.15.27 ч.1 КоАП РФ за нарушение п.1 ч.1 ст.7 Федерального Закона РФ от <дата> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», согласно которой, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4-2 настоящей статьи, установив в отношении физических лиц следующие сведения: фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Содержание указанной нормы свидетельствует о ее неприменении к случаям, установленным, в том числе, п.1.1 данной статьи, предусматривающего, что идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

При этом, суд не соглашается с доводами о неприменении п.1.1 ст.7 указанного федерального закона к деятельности по получению лотерейных ставок, оформляемых реализацией лотерейных билетов по основаниям неоказания услуг при этой деятельности, поскольку в соответствии со ст.2 Федерального Закона РФ от <дата> № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», указанный Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц. А согласно ст.6 этого Федерального закона, к такой деятельности по операциям с движимым имуществом этот закон относит и получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, как сделки с движимым имуществом. При этом, положения ст.2 указанного Федерального закона не ограничивают круг отношений, к которым применяются положения этого закона, правоотношениями по оказанию услуг.

Согласно материалам дела, операция с физическим лицом ФИО1 была осуществлена на сумму 100 рублей, до есть на сумму, не превышающую 15000 рублей, в связи с чем данная операция подпадает под п.1.1 ст.7 Федерального Закона РФ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», доказательств наличия у оператора оснований подозревать, что данная операция, носящая единичный характер на сумму 100 рублей, осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, материалы дела не содержат, в постановлении по делу об административном правонарушении на такие обстоятельства не указано.

Таким образом, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 ч.1 КоАП РФ, не подтверждается имеющимися в материалах дела об административном правонарушении доказательствами, а в силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Кроме того, с 07.04.2018 года вступил в законную силу Федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6.1 и 20 Федерального закона № 138-ФЗ от 11.11.2003 года «О лотереях», которым были внесены изменения, согласно которым, заключение договоров об участии в лотерее, оформляемых выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции, а также выплата, передача или предоставление выигрышей по таким договорам при сумме расчета, составляющей менее 15000 рублей, в случае возникновения в достижении участником лотереи возраста восемнадцати лет осуществляется оператором лотереи, распространителем с установлением возраста участника лотереи, при этом, идентификация такого участника лотереи в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не проводится.

Исходя из положений ст.1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Согласно ст. 24.5 п.1 п.п2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Исходя из положений ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при отсутствии состава административного правонарушения выносится постановление об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу ФИО3 удовлетворить.

Постановление начальника ИФНС России по <адрес>ФИО5 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении президента ООО «<данные изъяты>» ФИО3 и о назначении ему административного наказания в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ в отношении президента ООО «<данные изъяты>» ФИО3 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, в порядке, установленном ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>