ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/18 от 07.11.2018 Мясниковского районного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

7 ноября 2018 года с. Чалтырь Мясниковского района

Ростовской области

Судья Мясниковского районного суда Ростовской области Даглдян М.Г., с участием представителя МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» ФИО2 на постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 18.09.2018 года по делу № 14-06/239/18 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Отдел образования Администрации Мясниковского района»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 18.09.2018 г. МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Указанное постановление МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» обжаловало в суд. В своей жалобе начальник МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» ФИО2 указала, что основанием для привлечения МУ к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ явилось непредставление до 1 апреля соответствующего календарного года в территориальный федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2017 г. МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» эксплуатирует опасные производственные объекты III класса опасности, сети газопотребления, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным № А29-03862. Ознакомившись с вынесенным постановлением, МУ несогласно с изложенными выводами по следующим основаниям. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. № 4-П, положения ч.1 ст.9.1 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение обстоятельства. Кодекс Российской Федерации административных правонарушениях предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации административных правонарушениях. Размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основании требований Конституции РФ, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. При вынесении решения МУ просит суд учесть обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие существенных негативных последствий указанного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, раскаяние в содеянном, учитывая, что назначение бюджетному учреждению, не осуществляющему коммерческую деятельность, штрафа в размере 200 000 руб. не соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях, а также критериям соразмерности и справедливости наказания совершенному административному правонарушению. МУ полагает, что назначенный штраф подлежит снижению ниже низшего предела, что будет отвечать принципу справедливости наказания и его соразмерности совершенному правонарушению. Исключительными обстоятельствами для снижения административного штрафа ниже нижнего предела в данном случае являются: 1) Отсутствие угрозы общественным отношениям. Бюджетное учреждение надлежащим образом организовало производственный контроль за соблюдением требований безопасности, что подтверждается Положением о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденным приказом начальника МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» от 09.01.2014 г. № 3. 2) Характер правонарушения. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», все опасные производственные объекты, в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, делятся на 4 класса опасности ОПО. Обязанность представлять сведения за газораспределительные сети и сети газопотребления III класса, для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно, возникла с 01.09.2016 г. Административный штраф за непредставление сведений о производственном контроле за более опасные производственные объекты I-II класса равен по размеру штрафу за непредставление сведений о производственном контроле за объектами III класса, что не отвечает требованиям справедливости, соразмерности, а также характеру совершенного деяния. 3) Первичность нарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств. Ранее МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» не привлекалось к ответственности по указанной статье. 4) Быстрое прекращение нарушения. После составления Постановления о привлечении к административной ответственности, бюджетное учреждение направило сведения об организации производственного контроля за 2017 г. Согласно Положению о МУ «Отдела образования Администрации Мясниковского района», бюджетное учреждение осуществляет деятельность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организациях отдыха детей в каникулярное время. МУ не имеет в распоряжении самостоятельных денежных средств. Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Таким образом, оплата административного штрафа в размере 200 000 руб. приведёт к серьезным последствиям. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Обжалуемое постановление направлено в МУ по почте, и получено, согласно штампу Почты России, 25.09.2018 г. На основании изложенного, МУ «Отдела образования Администрации Мясниковского района» просило:

1. Отменить постановление о назначении административного наказания по делу № 14-06/236/18 от 18.09.2018 г. в отношении МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

2. Вынести по делу новый судебный акт, в котором установить размер административного штрафа менее минимального размера, либо заменить штраф наказанием в форме устного предупреждения, ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Представитель МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы на постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 18.09.2018 г. поддержала, просила жалобу удовлетворить.

Представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» ФИО1, проверив законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела усматривается, что при проведении проверки наличия сведений по организации производственного контроля за 2017 г. на опасных производственных объектах III класса опасности, сетях газопотребления, было установлено, что МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», эксплуатирующим опасные производственные объекты III класса опасности, сети газопотребления, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов за регистрационным № А29-03862, по адресам: <адрес>; <адрес>, сл. Петровка, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>ёлый, <адрес>; <адрес>, не представлены в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, до 1 апреля соответствующего календарного года в территориальный федеральный орган исполнительней власти в области промышленной безопасности (Северо-Кавказское управление Ростехнадзора) сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2017 г. на указанных объектах. Своими действиями МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» нарушило требования ч.1 ст.9, ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Частью 1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. В силу ч.2 ст.11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. При рассмотрении дела установлено, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора указало, что МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» также не представило сведения по организации производственного контроля за 2016 г.

Учитывая, что МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», эксплуатирующее опасные производственные объекты, допустило нарушение требований ст.ст. 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», что подтверждено совокупностью исследованных доказательств и не отрицалось представителем МУ в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

При этом, следует отметить, что несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий в местах массового пребывания детей.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Постановление от 18.09.2018 г. по делу об административном правонарушении № 14-06/239/18, которым МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, вынесено уполномоченным на то должностным лицом - заместителем начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в нем подробно изложено существо правонарушения, приведены нормы закона, нарушение которых вменяется МУ, копия его для сведения направлена в адрес МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района», что подтверждено документально.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях МУ объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления, направлены исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.

Административное наказание должностным лицом назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также с учетом того, что выявленные нарушения могут повлечь крайне неблагоприятные социальные последствия, представляют угрозу для жизни и здоровья несовершеннолетних детей, является справедливым и соразмерным содеянному.

Вопреки доводам жалобы, оснований, при которых юридическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, в соответствии с ч.ч. 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ может быть назначено административное наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, не усматривается, поскольку представленные в материалы дела документы не свидетельствуют о том, что оплата назначенного наказания повлечет существенное ограничение прав МУ и приведет к наступлению для него необратимых негативных имущественных последствий, обусловленных созданием реальной угрозы для дальнейшего нормального ведения деятельности. Исключительные обстоятельства для снижения назначенного МУ административного наказания также отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 18.09.2018 года по делу № 14-06/239/18 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Отдел образования Администрации Мясниковского района» оставить без изменения, а жалобу начальника МУ «Отдел образования Администрации Мясниковского района» ФИО2 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение 10 дней.

Судья Даглдян М.Г.