ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/20 от 28.12.2020 Амурского городского суда (Хабаровский край)

дело № 12-95/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

28.12.2020 г. Амурск, Хабаровский край

Судья Амурского городского суда Хабаровского края Н.В. Хасанова, изучив жалобу Калентьевой Анны Геннадьевны на постановление государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Хабаровском крае Фефеловой Ирины Викторовны № 27/12-221-И/76-19 от 30.09.2020 о привлечении к административной ответственности должностного лица – начальника отдела общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Албазино» Калентьевой Анны Геннадьевны за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) в Хабаровском крае Фефеловой И.В. № 27/12-221-И/76-19 от 30.09.2020 должностное лицо – начальник отдела ООО «Ресурсы Албазино» Калентьева А.Г. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (л.д.31-33).

Не согласившись с указанным постановлением, в установленный законом срок (отправление почтовой связью 12.10.2020, л.д.15), Калентьева А.Г. подала жалобу на указанное постановление.

Определением судьи Комсомольского районного суда Хабаровского края от 15.10.2020 указанная жалоба направлена для рассмотрения в Амурский городской суд Хабаровского края. 26.10.2020 жалоба Калентьевой А.Г. поступила в Амурский городской суд Хабаровского края. 27.10.2020 судом истребованы материалы дела об административном правонарушении, которые поступили в суд 14.12.2020.

В жалобе Калентьева А.Г. просит постановление признать незаконным, изменить его, исключив пункты 1 и 2 постановления, назначить ей наказание в виде предупреждения, мотивируя свои требования тем, что факт несвоевременной выплаты ООО «Ресурсы Албазино» заработной платы за вторую половину февраля 2020 г. опровергается материалами проверки. Государственный орган сделал выводы по результатам изучения списка получателей № РА-95 от 16.03.2020, согласно которому ООО «Ресурсы Албазино» осуществлялось перечисление денежных средств работникам.|В ходе проведения проверки предоставлены список получателей № РА-92 от 13.03.2020 на перечисление заработной платы работникам ООО «Ресурсы Албазино» в количестве 1074 человек на общую сумму 107738057,49 рублей, а также список получателей № РА -95 от 16.03.2020 на перечисление денежных средств работникам ООО «Ресурсы Албазино» в количестве 16 человек на общую сумму 1248555,29 рублей. Анализ расчетных листков за февраль по указанным в списке получателей № РА-95 от16.03.2020 работникам позволяет однозначно установить, что суммы, включенные в список получателей № РА-95 от 16.03.2020, не являются текущей заработной платой за февраль 2020 г. и суммы заработной платы за февраль 2020 г. перечислены указанным работникам согласно списку получателей № РА-92 от 13.03.2020. Списки получателей от 13.03.2020, от 16.03.2020, расчетные листки на работников за февраль, март 2020 г. были предоставлены государственному органу, однако содержание указанных документов было необоснованно им проигнорировано, ввиду чего государственным органом был сделан не соответствующий материалам проверки вывод о нарушении подателем жалобы сроков выплаты заработной платы при перечислении заработной платы за вторую половину февраля 2020 г. Нарушение сроков выплаты окончательного расчета при увольнении не подтверждено материалами проверки. При вынесении постановления государственный орган необоснованно не принял во внимание ее доводы и представленные документы. Полагает, что начисление и выплата премии после увольнения работника в данном случае не может рассматриваться как нарушение сроков окончательного расчета при увольнении работника. Выплата уволенным работникам компенсации проезда после увольнения связана с тем, что соответствующие заявления о выплате, а также документы, подтверждающие суммы расходов работников, были получены работодателем после увольнения соответствующих работников. В отсутствие на день увольнения соответствующих заявлений и подтверждающих документов у работодателя отсутствовала обязанность возмещать работникам указанные расходы, равно как и отсутствовала сама возможность знать о факте несения работником таких расходов и о размере таких расходов. Таким образом, выплата работникам компенсации расходов по проезду, исчисленной на основании документов, полученных работодателем от работника после увольнения данного работника, не может рассматриваться как нарушение работодателем прав работника на своевременную оплату труда. Из приведенных в п. 1-3 Постановления эпизодов нарушений находят подтверждение исключительно два эпизода несвоевременной оплаты отпусков работникам ООО «Ресурсы Албазино» (п. 3 Постановления).

Назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей не отвечает принципам справедливости, назначение штрафа при наличии в санкции статьи такого вида наказания как предупреждение, в оспариваемом постановлении не мотивировано. Вменяемое заявителю административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, совершено впервые. Численность работников ООО «Ресурсы Албазино» в проверяемых периодах составляла более 1200 человек. Таким образом, в течение 2019-2020 года организация, ежемесячно исполняющая обязательства по оплате труда более чем 1200 работникам, допустила всего два эпизода нарушения сроков оплаты отпусков. Само по себе допущенное нарушение сроков оплаты отпусков не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинение имущественного ущерба. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при вынесении оспариваемого постановления не установлено. Однако при этом ей назначено более строгое наказание в виде штрафа, тогда как санкция статьи предусматривает и такой вид наказания, как предупреждение. Постановление должностного лица в этой части не мотивированно, в связи с чем, назначенное наказание не может являться справедливым (л.д.1-4).

В суд для рассмотрения жалобы должностное лицо - Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Фефелова И.В., извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явилось. В соответствии с частью 2 статьи 25.1, пунктами 2,4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.

При рассмотрении жалобы Калентьева А.Г. настаивала на доводах, изложенных в жалобе, пояснив, что к административной ответственности по указанным в постановлении фактам привлекается юридическое лицо и она, как должностное лицо, руководитель предприятия к такой ответственности не привлекался; имеющаяся в материалах дела доверенность дает ей право на предоставление соответствующей информации, в том числе и в ходе проведения проверок, что ею и было сделано.

Заслушав Калентьеву А.Г., проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6, части 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления; судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрено наступление административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 27/12-218-И/76-19 от 23.09.2020 должностное лицо – начальник отдела ООО «Ресурсы Албазино» Калентьева А.Г. (назначена приказом о переводе работника на другую работу от 01.10.2019 № АЛ197/1) допустила административное правонарушение, выразившееся в следующем:

1. В нарушение статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в ООО «Ресурсы Албазино не соблюдаются сроки выплаты заработной платы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами работников. Так, например, выплата заработной платы за первую половину марта 2020г. произведена 27.03.2020 (список получателей № РА-39 от 27.03.2020); выплата заработной платы за первую половину апреля 2020г. произведена 29.04.2020 (список получателей № РА-57 от 29.04.2020), выплата заработной платы за февраль 2020г. (вторую половину месяца) произведена 16.03.2020 (список получателей № РА-95 от 16.03.2020).

Согласно пункту 7.1.6 Правил внутреннего трудового распорядка предприятия выплата заработной платы осуществляется два раза в месяц: за первую половину месяца выплачивается ежемесячно 30 числа текущего месяца; за вторую половину месяца выплачивается ежемесячно 15 числа месяца, следующего за отчетным. При совпадении дня выплаты с выходным днем или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

За нарушение срока выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ) за февраль 2020г. расчёт и выплата процентов (денежной компенсации) работникам предприятия не произведены.

1. В нарушение ст.ст. 84.1,140,236 ТК РФ Нерословой М.Е., уволенной с 27.01.2020 (приказ об увольнении от 16.01.2020г. № АЛ 11-у), расчёт сумм, причитающихся работнику при увольнении в размере 43747,68 руб., не был выплачен в полном объёме. В день увольнения, 27.01.2020, работнику была выплачена сумма в размере 16169,48 руб. (список получателей № РА- 26 от 27.01.2020); оставшаяся часть причитающейся суммы в размере 27578,20 руб. работнику была выплачена 14.02.2020 (список получателей № РА- 58 от 14.02.2020).

Также, не был произведен в день увольнения в полном объёме расчёт сумм, причитающихся при увольнении, следующим работникам: Афонину С.С. (уволенному с 16.02.2020 (приказ об увольнении от 21.01.2020 № АЛ17-у); Гордееву А.Н. (уволенному с 05.12.2019 (приказ об увольнении от 25.11.2019 № АЛ289-у); Димову Р.Э. (уволенному с 30.06.2020 (приказ об увольнении от 29.06.2020 № АЛ133-у); Жеребцову М.К. (уволенному с 16.05.2020 (приказ об увольнении от 07.05.2020 № АЛЮО-у); Жуковец П.В. (уволенному с 05.04.2020 (приказ об увольнении от 31.03.2020 № АЛ78-у); Конову М.К. (уволенному с 06.02.2020 (приказ об увольнении от 23.01.2020 № АЛ22-у); Пилипко А.А. (уволенному с 23.10.2019 (приказ об увольнении от 08.10.2019 № АЛ238-у); Судакову Н.К. (уволенному с 06.11.2019 (приказ об увольнении от 29.10.2019 № АЛ262-у); Тенькову Ю.В. (уволенному с 15.10.2019 (приказ об увольнении от 10.10.2019 № АЛ247-у); Хуснутдинову А.А. (уволенному с 07.12.2019 (приказ об увольнении от 02.12.2019 № АЛ294-у); Шелеповой Е.С. (уволенной с 30.09.2019 (приказ об увольнении от 24.09.2019 №АЛ210-у). При этом, расчёт и выплата процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты сумм расчёта, причитающихся при увольнении, указанным работникам предприятия не произведены.

2. В нарушение части 9 статьи 136, статьи 236 ТК РФ Алиеву П.Р. при предоставлении отпуска с 31.12.2019 (приказ о предоставлении отпуска № АЛ2096 от 27.12.2019) выплата отпускных была произведена 15.01.2020 (список получателей № РА-12 от 15.01.2020); Богатову С.В. при предоставлении отпуска с 08.05.2020 (приказ о предоставлении отпуска от 08.05.2020 № АЛ674) выплата отпускных была произведена 15.05.2020 (список получателей № РА-169 от 15.05.2020); при предоставлении отпуска указанному работнику с 12.05.2020 (приказ о предоставлении отпуска от 14.05.2020 № АЛ716), выплата отпускных была произведена 20.05.2020 (список получателей № РА-176 от 20.05.2020).

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что в нарушение ст. 37 Конституции РФ, ст. ст. 2,20,21,22,136,140 ТК РФ, совокупностью собранных материалов в ходе проверки в действиях должностного лица - начальника отдела ООО «Ресурсы Албазино» Калентьевой А.Г. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, - невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере: менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Время совершения правонарушения указано: 15.10.2019, 23.10.2019, 06.11.2019, 07.12.2019, 27.12.2019, 27.01.2020, 06.02.2020, 16.02.2020, 16.03.2020. 27.03.2020, 05.04.2020, 29.04.2020, 06.05.2020, 16.05.2020.30.06.2020. Местом совершения административного правонарушения указано: место нахождения ООО «Ресурсы Албазино» - 682640, Хабаровский край, город Амурск, улица Шоссе Машиностроителей, дом 2, (л.д.8-10,38-40).

Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом о переводе работника на другую работу № АЛ97/1 от 01.10.2019 (л.д.104), Калентьева А.Г. переведена начальником отдела кадров ООО «Ресурсы Албазино» с 01.10.2019.

Часть 6 статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за: невыплату заработной платы работнику в установленный срок; неполную выплату заработной платы работнику в установленный срок; невыплату (неполную выплату) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, например выплат, которые причитаются работнику при увольнении; установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Таким образом, объективная сторона административного правонарушения по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ выражается в действиях или бездействии, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде, регулирующих выплату заработной платы и других выплат, вытекающих из трудовых отношений в случае, когда эти действия (бездействие) не содержат признаки уголовного преступления по статье 145.1 "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат" Уголовного кодекса РФ.

Субъектом ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ выступает работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также их должностные лица. При этом «начальник отдела», как указано в оспариваемом постановлении, причем без конкретизации какого именно, не является тем должностным лицом, которое привлекается к административной ответственности за невыплату или неполную выплату заработной платы в установленный срок.

С субъективной стороны правонарушение по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ может быть совершено как в форме умысла, так и по неосторожности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.

Положениями Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплено, что руководство текущей деятельностью общества отнесено к компетенции исполнительного органа общества (директора, генерального директора).

Изучив протокол об административном правонарушении № 27/12-218-И/76-19 от 23.09.2020, распоряжение о проведении плановой выездной проверки от 30.07.2020 № 27/12-3528-И/76-19 в ООО «Ресурсы Албазино», правила внутреннего распорядка ООО «Ресурсы Албазино», акт проверки от 02.09.2020 № 27/12-3528-И/76-19, приказ о переводе работника от 01.10.2019, доверенность № РА-2/04-133 от 21.09.2020 в их совокупности и взаимосвязи, в связи с вышеизложенным, прихожу к следующему:

Исходя из взаимосвязанных положений трудового и гражданского законодательства, а также статьи 2.4 КоАП РФ руководитель организации несет ответственность за наличие долгов по зарплате, возникших после его вступления в должность.

Из совокупного анализа части 1 статьи 2.1 и статьи 2.4 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, обязательным правовым основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности является наличие в его действиях противоправного (виновного) поведения (неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей).

Отсутствие либо недоказанность вины лица в совершении административного правонарушения означает отсутствие состава административного правонарушения, что относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу.

Поэтому при привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ необходимо в числе иных обстоятельств выяснять, имеется ли в действиях (бездействии) должностного лица противоправное виновное поведение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Судом установлено, что Калентьева А.Г. является начальником отдела кадров ООО «Ресурсы Албазино»; согласно выписке из ЕГРЮЛ сведения о том, что Калентьева А.Г. является лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, отсутствуют. Согласно доверенности № РА-2/04-133 от 21.09.2020, выданной ООО «Ресурсы Албазино» Калентьева А.Г. уполномочена представлять интересы доверителя в отношениях со всеми третьими лицами (физическими и юридическими), органами государственной, муниципальной власти и управления по всем вопросам деятельности доверителя, в том числе в Государственной инспекции труда по Хабаровскому краю: при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях со всеми правами, предоставленными законному представителю юридического лица Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе с правом участия при составлении протокола об административном правонарушении, дачи объяснений, замечаний, представления доказательств, получения копии протокола об административном правонарушении, правом участия при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе с правом подачи заявлений, получения копий определений, постановлений и других документов; при получении предписаний об устранении допущенных правонарушений, с правом подписи предписаний, представлением документов, подтверждающих исполнение предписаний. Совершать от имени Доверителя все иные действия и формальности, необходимые для исполнения и (или) документального, оформления действий, в рамках настоящей доверенности.

Наличие в ООО «Ресурсы Албазино» начальника отдела кадров, бухгалтера (-ов) или иных работников, осуществляющих непосредственное начисление и выплату заработной платы, не является тем обстоятельством, которое бы освобождало руководителя от обязанности обеспечить выплату заработной платы и иных выплат, вытекающих из трудовых отношений, однако начальник отдела кадров Калентьева А.Г. не является тем должностным лицом в ООО «Ресурсы Албазино», которое может быть привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Документов, свидетельствующих об обязанности Калентьевой А.Г. в части, по которой она привлекается к административной ответственности как должностное лицо, материалы дела не содержат, а доверенность № РА-2/04-133 от 21.09.2020 не является таким документом.

Таким образом, вынесенное Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Хабаровском крае Фефеловой И.В. № 27/12-221-И/76-19 от 30.09.2020 о привлечении к административной ответственности должностного лица – начальника отдела ООО «Ресурсы Албазино» Калентьевой А.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ вынесено в нарушение процессуальных норм предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ и подлежит отмене, а производство по административному делу об административном правонарушении в отношении Калентьевой А.Г. подлежит прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - отсутствие состава административного правонарушения.

Поскольку производство по административному делу об административном правонарушении подлежит прекращению по отсутствию состава административного правонарушения, то доводы, изложенные в жалобе в части отсутствия вины, несправедливости назначенного наказания, отсутствия события административного правонарушения, не принимаю во внимание.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9, пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление № 27/12-221-И/76-19 от 30.09.2020, вынесенное государственным инспектором труда (по правовым вопросам) в Хабаровском крае Фефеловой Ириной Викторовной, о привлечении к административной ответственности должностного лица – начальника отдела общества с ограниченной ответственностью «Ресурсы Албазино» Калентьевой Анны Геннадьевны, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ отменить; производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ – отсутствие состава административного правонарушения.

Копию решения направить лицам, участвующим в деле.

Решение в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края.

Судья Н.В. Хасанова