12-95/2015
РЕШЕНИЕ
25 декабря 2015 года город Коряжма
Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности от 28 октября 2015 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности от 28 октября 2015 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой о его отмене ввиду малозначительности совершенного правонарушения, либо применения положений ч. 2.2. ст. 4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Государственный инспектор Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности ФИО2 не согласна с жалобой ФИО1 полагает постановление является законным и обоснованным и отмене либо изменению не подлежит.
Совершенное ФИО1 административное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку, оно совершено в области промышленной безопасности.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав государственного инспектора ФИО2, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 25.08.2015 года № 58-7557/Рк проведена плановая выездная проверка в ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» соблюдения лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта.
В ходе проверки выявлено, что 21 сентября 2015 года в 12:00 ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» осуществляет свою деятельность с нарушением обязательных требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Учреждение эксплуатирует опасные производственные объекты кислородно-газификационную установку рег.№ А27-00381-0008, класс опасности – III, свидетельство о регистрации А27-00381.
Правовые экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Согласно ч.2 ст. 9 и ч. 1 ст. 11 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Работники опасного производственного объекта обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в том числе проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организации, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее – объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности устанавливает Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное Приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 29.01.2009 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
Пунктом 19 указанного Положения установлено, что аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. График аттестации направляется в соответствующие территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в порядке информирования.
В нарушение указанного требования не направлен график аттестации специалистов ИТР по вопросам промышленной безопасности ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору.
Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 г №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно подп. «и» п. 5 указанного Постановления, осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В нарушение указанного требования ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» не переработало «Положение о производственном контроле ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» в части структуры об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности об опасном производственном объекте. Также не разработан план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2015 год.
На обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением боле 0,07 мегапаскаля (МПа), к каким относится дифмамометр-уровнемер 3.20 направлены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 марта 2014 года №116.
Пунктом 218 указанных Правил установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
В этих целях необходимо, в том числе установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал; разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией.
В нарушение указанных требований в Учреждении отсутствует инструкция для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давление, отсутствует инструкция для ответственного за осуществлением производственного контроля и безопасную эксплуатацию под давлением, отсутствует запись результатов осмотра и проверки контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты в сменном журнале. Данный факт в жалобе не оспаривается.
В нарушение подп. «б» п. 312 указанных Правил ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» применяло дифмамометр-уровнемер 3.20 с истекшим сроком проверки.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» и подп. «и» п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий на опасном производственном объекте. В ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» не разработан план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на 2015 г., не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте «Кислородно-газификационная станция».
Отсутствует обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
В нарушение ст. 10 указанного Федерального закона и подп. «п» п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» не разработано и не согласовано в установленном порядке Положение «О порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объеме ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница».
Отсутствует журнал инцидентов, происшедших на опасных производственных объектах в нарушение ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г № 116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов».
В нарушение п. 35 Приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» ежеквартально территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не направляется информация о происшедших инцидентах на опасном производственном объекте.
Согласно подп. «г» п. 218 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации, необходимо установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал.
В нарушение указанного пункта в Учреждении отсутствует запись результатов осмотра и проверки контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты в сменном журнале.
Не разработано и не согласовано в установленном порядке Положение «О порядке проведения технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте
Отсутствует приказ о создании резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 «116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно пункту 2.3 Должностной инструкции главного инженера ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница» главный инженер является лицом, ответственным за производственный контроль в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
В жалобе не оспаривается, что ФИО1 принят на должность главного инженера ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница».
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом ГБУЗ АО «Коряжемская городская больница», ответственным за соблюдение промышленной безопасности, нарушил требования промышленной безопасности и условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных объектов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В жалобе ФИО1 не оспаривает событие административного нарушения и свою вину в его совершении. Приведенные им в жалобе доводы о малозначительности правонарушения необоснованны и не могут служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация административного правонарушения как малозначительное может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом разъяснения, данного в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
В пункте 21 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Из Приложения 1 к названному Федеральному закону следует, что воспламеняющиеся вещества - газы и горючие вещества - жидкости, газы относятся к категории опасных производственных объектов.
Высокий минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, указывает на высокую общественную опасность данного правонарушения, поскольку нарушение требований промышленной безопасности влечет за собой особого рода правовые последствия, а именно, угрозу общественным отношениям, поэтому не может быть признано малозначительным.
Данные о наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, личностью и имущественным положением заявителя, которые в силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ влекут назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, отсутствуют.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий и направлено на предупреждение совершения новых правонарушений в области обеспечения промышленной безопасности. Поэтому оснований для снижения минимального размера административного штрафа не усматриваю.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление государственного инспектора Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности от 28 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – лавного инженера ГБУЗ АР «Коряжемская городская больница» ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.
Судья - О.Е. Цыбульникова