ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/2021 от 09.06.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 12-95/2021

Р Е Ш Е Н И Е

09 июня 2021 года г. Сальск

Судья Сальского городского суда Ростовской области Пивоварова Н.А., рассмотрев жалобу начальника Управления образования Сальского района ФИО1 на постановление и.о. руководителя Ростовского УФАС России от 15 апреля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о. руководителя Ростовского УФАС России от 15 апреля 2021 год, начальник Управления образования Сальского района ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, начальник управления образования Сальского района ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что не согласна с вынесенным постановлением, считает его незаконным, необоснованным, несправедливым.

Указала, что 27 апреля 2020 года на основании аукциона в электронной форме, между Управлением образования Сальского района (далее - Заказчик) и ООО «Спецэлектромонтаж» (далее -Подрядчик) был заключен муниципальный контракт по выполнению работ по объекту: капитальное строительство детского ясли-сада на 80 мест, по адресу: ул. Чернышевского, 133 «е», г. Сальск, Ростовская область.

Администрация Сальского района заключила Соглашение от 19 марта 2020 года с Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о предоставлении субсидии на создание дополнительных дошкольных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет. Главным распорядителем бюджетных средств по данному объекту капитального строительства является Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

В соответствии с п. 2.1 Муниципального контракта , цена контракта по итогам электронного аукциона составила 160685444,95 руб.

Цена работ, подлежащих финансированию в 2020 году составляет 49217661 руб., в том числе налог на добавленную стоимость по действующей ставке (20%) 8202943,5 руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 46215383,68 руб., за счет средств местного бюджета - 3002277,32 руб.

Цена работ, подлежащих финансированию в 2021 году составляет 111467783,95 руб., в том числе налог на добавленную стоимость по действующей ставке (20%) 18577963,99 руб., в том числе за счет средств областного бюджета – 104668249,13 руб., за счет средств местного бюджета - 6799534,82 руб.

В соответствии с п. 3.1 Муниципального контракта начало выполнения работ - с даты передачи муниципальным заказчиком подрядчику строительной площадки до 01 декабря 2020 года; в 2021 году - с 01 января 2021 года до 01 декабря 2021 года.

Общая сумма выполнения работ Подрядчиком в 2020 году 4921733,10 руб. (за счет средств областного бюджета – 4621538,37 руб., за счет средств местного бюджета – 300227,73 руб.).

Указанные средства Заказчиком оплачены Подрядчику 31 июля 2020 года. Работы, выполненные сверх суммы аванса в 2020 году на сумму 2974053,45 руб. за счет средств областного бюджета - не оплачены.

Управлением образования Сальского района неоднократно направлялись документы на получение субсидий главному распорядителю бюджетных средств (Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области), 12 раз, однако, документы необоснованно возвращались Заказчику на доработку в связи с замечаниями.

Подрядчик в свою очередь не выполнил работы по первому этапу строительства в установленные Контрактом сроки (до 01 декабря 2020) на сумму 49217661 руб. Фактическое выполнение работ по первому этапу Подрядной организацией составило 2974053,45 руб. Подрядной организацией нарушены условия муниципального контракта и как результат произошло неосвоение денежных средств по муниципальному контракту в размере 46243607,55 руб.

Министерство строительства Ростовской области считало, что представленные на рассмотрения документы на оплату выполненных работ по строительному объекту на общую сумму 2974053,45 руб., оплате не подлежат, оплату возможно произвести только после предоставления акта выполненных работ на всю сумму первого этапа работ, предусмотренных в графике оплаты строительных работ (Приложение № 3 к муниципальному контракту) на сумму 49217661 руб.

Однако пунктом 2.5 Муниципального контракта предусмотрено, что оплата Подрядчику за выполненные работы осуществляется Муниципальным заказчиком поэтапно, в соответствии с графиком производства и оплаты работ, графиком производства работ по месяцам в течение тридцати дней с даты подписания Муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ.

Министерство строительства Ростовской области предлагала Администрации Сальского района переделать и изменить акты выполненных работ на оплату (КС-2), справки по работам (КС-3), которые ранее были авансированы, а также документацию сверх авансирования.

Заказчик в феврале 2021 года по указанному строительному объекту за 2020 года произвел подрядчику платёж на сумму 2974053,45 руб., что подтверждается платежными поручениями ().

Заказчик и Администрация Сальского района своевременно выполнили свои обязательства, установленные соглашением от 19 марта 2020 года , заключенным между Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрации Сальского района о предоставлении субсидии на создание дополнительных дошкольных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, перечислив собственные средства, предоставленные из бюджета Сальского района.

Заявитель считает, что необоснованно привлечена к административной ответственности. Административным органом при рассмотрении дела не применена ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе КоАП РФ предусмотрена статья 4.1.1. о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

На основании вышеизложенного просила постановление от 15 апреля 2021 года отменить, производство по делу прекратить.

Начальник управления образования Сальского района ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, пояснила, что должностным лицом заказчика были выполнены все необходимые меры в полном объеме для выполнения условий муниципального контракта.

В материалы дела представлены документы, которые подтверждают, что начальником Управления образования своевременно направлялись документы на финансирование из областного бюджета в Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, которое является главным распорядителем средств областного бюджета.

Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области документы возвращались на доработку в связи с замечаниями. Следует отметить, что в полном объеме представленный пакет документов не проверялся, каждый раз после направления документов с устраненными замечаниями, возвращались вновь с указанием новых замечаний.

Установленные нарушения имели место по независящим от начальника Управления образования Сальского района обстоятельствам, подрядчик несвоевременно предоставлял локальные сметные расчеты, акты выполненных работ, в указанных документах имелись многочисленные ошибки. В штате Управления образования не имеется специалистов, которые могли надлежащим образом проверять представленные документы подрядчиком, однако все акты выполненных работ, согласовывались с директором по строительному контролю, а также отделом Администрации Сальского района по строительству и капремонту.

Денежные средства, поступавшие из областного бюджета, незамедлительно направлялись подрядчику.

Начальник Управления образования ФИО1 просила при вынесении решения учесть ее материальное положение, применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, назначить предупреждение.

Помощник Сальского городского прокурора Суворов Н.А. в судебном заседании указал, что представленными в материалы дела доказательствами, подтверждается факт нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты работ Подрядчику в рамках заключенного контракта, постановление и.о. руководителя Ростовского УФАС России от 15 апреля 2021 года вынесено обоснованно.

Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав ФИО1, помощника Сальского городского прокурора Суворов Н.А., изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 ст. 7.32.5 КоАП нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Из материалов дела следует, что Сальской городской прокуратурой Ростовской области проведена проверка соблюдения законодательства о контрактной системе Управлением образования Сальского района.

По результатам проверки прокуратурой Сальской городской прокуратурой Ростовской области в отношении начальника Управления образования Сальского района возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 15 апреля 2021 года, в рамках реализации национального проекта «Демография» Управление образования Сальского района (далее - Заказчик) заключило контракт: от 27 апреля 2020 года с ООО «Спецэлектромонтаж» (далее - Подрядчик) на капитальное строительство детского ясли-сада на 80 мест по адресу: <...>»е» на сумму 160685444,95 рублей (далее - Контракт).

Согласно ч.1 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 13.1. статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч.7 ст.94 Закона.В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Пунктом 2.5 Контракта предусмотрено, что оплата Подрядчику за выполненные работы осуществляется Муниципальным заказчиком поэтапно, в соответствии с графиком производства и оплаты работ, графиком производства работ по месяцам с лицевого счета, открытого Муниципальному заказчику в территориальном органе Федерального казначейства, на расчетный счет, открытый Подрядчиком в банке, осуществляющем банковское сопровождение Контракта в течение тридцати дней с даты подписания Муниципальным заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2). Оплата производится на основании счета, счет-фактуры (при необходимости), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанной Муниципальным заказчиком и Подрядчиком, составленной в соответствии с актами о приемке выполненных работ (форма КС-2).

В соответствии с п.п. 6.4, 6.6 Муниципального контракта от 27 апреля 2020 года для исполнения настоящего контракта муниципальный заказчик Управление образования Сальского района осуществляет приемку выполненных работ по актам о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкам о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), журналу выполненных работ (форма КС-6), предоставленной подрядчиком исполнительной документации, представляющей собой все документы и материалы за отчетный период; производит оплату выполненных работ в порядке, предусмотренном в разделе 2 настоящего контракта; оплачивает выполненные работы по контракту на отдельный счет, открытый подрядчиком в банке, осуществляющим банковское сопровождение.

Согласно пункту 2.7 Контракта предусмотрено авансирование в размере 10% объема финансирования работ по контракту на 2020 год (т.2 л.д.46-78).

Стороны 15 сентября 2020 года и 13 ноября 2020 года подписали акты о приемке выполненных работ. Срок оплаты, соответственно, до 15 октября 2020 года и 13 декабря 2020 года (включительно) (30 день после подписания акта). Первый авансовый платеж составил 4921766,10 руб., который оплачен по контракту Подрядчику 31 июля 2020 года (платежные поручения от 08 июля 2020 года). Однако оплата за остальные фактически выполненных работ Заказчиком произведена только 16 февраля 2021 года и 31 марта 2021 года (платежные поручения от 16 февраля 2021 года; от 31 марта 2021 года).

Таким образом, Заказчиком не произведена оплата работ в срок, предусмотренный п.2.5 Контракта, что является нарушением части 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 марта 2021 года (т.1 л.д.97-102); актом проверки от 25 марта 2021 года (т.1 л.д.107-110); контрактом от 27 апреля 2020 года (т.2 л.д.46-78); соглашением от 19 марта 2020 года (т.1 л.д.38-47); информационными письмами Администрации Сальского района Ростовской области; Пояснениями Заказчика; документами, подтверждающие факт направления Заказчиком заявок на финансирование; сообщениями Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о возвращении документов; справками о стоимости выполненных работ и затрат; счетами на оплату; локальными сметами; платежными поручениями об оплате и иными доказательствами получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, административный орган пришёл к правильному выводу о наличии в деянии начальника Управления образования Сальского района ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.

Достоверность, допустимость и относимость перечисленных доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Доводы начальника Управления образования о том, что были предприняты достаточных и зависящие от нее мер для соблюдения требований законодательства о контрактной системе закупок, основанием для освобождения от административной ответственности не являются.

Доводы жалобы суд расценивает, как избранный способ защиты.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу доказательств и не влекут отмены законного постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.

В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В соответствии с положениями ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, положения об Управлении образования, утвержденного решением Собрания депутатов Сальского района от 28 февраля 2018 года № 171, Управление образования Сальского района является некоммерческой организацией, а начальник Управления образования Сальского района является работником некоммерческой организации.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Статья 4.1.1 КоАП РФ применяется при выявлении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, установленных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Судом при рассмотрении дела установлены обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, а именно правонарушение должностным лицом совершено впервые, угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера отсутствует, а также не причинен имущественный ущерб.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В этой связи суд приходит к выводу, что внесение изменений в ч. 1 ст. 1.4, ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 КоАП РФ, Федеральным законом от 08 декабря 2020 N 410-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступивших в силу 19 декабря 2020 года, в части возможности применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ следует признать иным образом улучшающими положение лица, совершившего административное правонарушение, поэтому в данном случае ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ распространяются на рассматриваемые правоотношения.

Таким образом, суд усматривает основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа начальнику Управления образования Сальского района ФИО1 на предупреждение.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. руководителя Ростовского УФАС России от 15 апреля 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ начальника Управления образования Сальского района ФИО1 изменить в части назначенного наказания с учетом ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, заменить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей на административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление Постановление и.о. руководителя Ростовского УФАС России от 15 апреля 2021 года, оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение десяти суток с даты вручения либо получения.

Судья Н.А. Пивоварова