ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/2021 от 16.11.2021 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 12-95/2021

86MS0018-01-2021-004312-24

Р Е Ш Е Н И Е

г.Лангепас 16 ноября 2021 года

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Майорова И.В.,

рассмотрев жалобу должностного лица ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от 30.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 Лангепасского судебного района ХМАО-Югры, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Лангепасского судебного района ХМАО-Югры, от 30.08.2021 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей, за то, что являясь должностным лицом – директором БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения», в срок до 01.06.2021 ей не исполнены требования пунктов 4, 11, 12, 13 и 21 предписания по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны №1-ГО/1/1 от 15.06.2020, а именно, в здании учреждения, по адресу: <адрес>, расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), однако паспорт ЗС ГО и приложения к нему не согласованы и не заверены органами технической инвентаризации, организацией, балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям (пункт 4); не обеспечен аварийный запас питьевой воды в напорных емкостях и проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток (пункт 11); группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечена средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки и связи согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 (пункт 12); для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий (пункт 13); отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства радиационной и химической защиты (пункт 21).

Не согласившись с указанным выше постановлением мирового судьи, ФИО3, обратилась с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на следующие доводы.

Автор жалобы указывает, что согласно письма от 25.10.2018 №11072/06 МТУ Росимущества в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, письма от 03.12.2018 Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 11.12.2018 №13-Исх-13378 в реестре федеральной собственности, собственности ХМАО-Югры отсутствуют сведения об объекте: защитное сооружение гражданской обороны (убежище, противорадиационное укрытие) инв. №155-85, встроенное в здание 1-го этажа, находящееся по адресу: 628672, ХМАО-Югра, <адрес>. Согласно выписки №470 из реестра государственного имущества ХМАО-Югры по состоянию на 09.11.2018 в состав реестра государственного имущества ХМАО-Югры включено здание с реестровым номером объекта 020000045228. Объектом проверки являлось исполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно, защитное сооружение гражданской обороны (убежище, противорадиационное укрытие) инв. №155-85, встроенное в здание 1-го этажа, находящееся по адресу: 628672, ХМАО-Югра, <адрес>. Как следует из вышеуказанных писем, защитное сооружение гражданской обороны как объект отсутствует в реестре федеральной и окружной собственности, следовательно его проверка и предписания не могут быть расценены как законные и подлежащие обязательному исполнению должностным лицом.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, извещенная о времени месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направила в адрес суда заявление, в котором просила о рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи в свое отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Как следует из материалов дела, отделом надзорной деятельности и профилактической работы (по городам Лангепас и Покачи) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведена проверка в отношении БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения», в ходе которой выявлены нарушения по выполнению требований в области гражданской обороны, ввиду чего 15.06.2020 юридическому лицу выдано предписание по устранению нарушений и мероприятий в области гражданской обороны №1-ГО/1/1 в срок до 01.06.2021. Согласно указанному предписанию юридическому лицу необходимо устранить 25 нарушений (л.д.9-12)

В результате внеплановой выездной проверки, проведенной административным органом 28.07.2020 установлено, что должностным лицом БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения», в установленный в предписании срок (до 01.06.2021) не исполнены требования пунктов 4, 11, 12, 13 и 21 предписания, а именно:

- в здании Учреждения, по адресу: <адрес>, расположено ЗС ГО (укрытие), однако паспорт ЗС ГО и приложения к нему не согласованы и не заверены органами технической инвентаризации, организацией, балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям (пункт 4);

- не обеспечен аварийный запас питьевой воды в напорных емкостях и проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток (пункт 11);

- группа (звено) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечена средствами радиационной и химической разведки, специальной обработки и связи согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в приложении № 2 (пункт 12);

- для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий (пункт 13);

- отсутствуют паспорта, формуляры, акты лабораторных испытаний и свидетельства на имеющиеся средства радиационной и химической защиты (пункт 21).

Установив указанные обстоятельства, а именно невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), мировой судья пришел к выводу о привлечении ФИО1 (как должностного лица - директора БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения») к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Суд соглашается с выводами мирового судьи.

В своей жалобе должностное лицо указывает, что из сведений, содержащихся в письмах МТУ Росимущества в <адрес>, ХМАО-Югре и ЯНАО, Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры, следует, что защитное сооружение гражданской обороны как объект отсутствует в реестре федеральной и окружной собственности, следовательно его проверка и предписания не могут быть расценены как законные и подлежащие обязательному исполнению должностным лицом.

Суд находит указанные доводы жалобы должностного лица не состоятельными ввиду следующего.

Пунктом 1 ст.9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлением Правительства Российской Федерации №1309 от 29.11.1999 утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее - Порядок).

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации №1309 от 29.11.1999 установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляет методическое руководство и контроль за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В пункте 2 Порядка установлено, что «противорадиационное укрытие», «укрытие» относятся к объектам гражданской обороны, закреплены их понятия. Так определено, что противорадиационное укрытие - это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени. В свою очередь под укрытием понимается защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

Пунктом 8 Порядка установлено, что создание объектов гражданской обороны организуют Федеральные органы исполнительной власти.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях, в том числе: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п.9 Порядка).

Организации: создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны; обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, в том числе сооружений метрополитенов, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п.10 Порядка).

Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов (п.12 Порядка).

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п.13 Порядка).

Приказом МЧС России №583 от 15.12.2002 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), абз.2 п.1.2 которых установлено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны.

В силу п.2.2 Правил, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт ЗС ГО оформляется, в том числе, в случае изменения типа ЗС ГО. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.

Установлено и подтверждается материалами дела, что БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения» является юридическим лицом целью деятельности которого является удовлетворение потребностей населения ХМАО-Югры в социальных услугах. Из устава юридического лица, сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, следует, что местом нахождения юридического является: <адрес> (л.д.24-25).

<адрес>ю <данные изъяты> <персональные данные> кв.м., расположенное по адресу: <адрес> является собственностью ХМАО-Югры, и используется БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения» на праве оперативного управления (л.д.19).

В соответствие с паспортом №155-85 здание отнесено к «противорадиационным укрытиям» (л.д.20-22). В свою очередь, актом об изменении типа ЗС ГО №155-85 БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения», утвержденным директором Департамента гражданской защиты населения ХМАО-Югры, тип защитного сооружения гражданской обороны юридического лица изменен с «противорадиационное укрытие» на «укрытие» (л.д.13-16).

Из ответа административного органа в адрес мирового судьи, следует, что на момент внеплановой выездной проверки, БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения» актуализированный паспорт ЗС ГО, имеющий статус «укрытие», предоставлен не был.

С учетом приведенных положений постановления Правительства Российской Федерации №1309 от 29.11.1999, Приказа МЧС России №583 от 15.12.2002 и установленных обстоятельств (а именно оформления в отношении объекта недвижимости паспорта №155-85 «противорадиационного укрытия», изменение типа защитного сооружения гражданской обороны юридического лица), суд приходит к выводу о том, что здание по адресу: <адрес>, находящееся в оперативном управлении БУ ХМАО-Югры «Лангепасский комплексный центр социального обслуживания населения» фактически является защитным сооружением гражданской обороны, в связи с чем, исполнение предписываемых юридическому лицу требований (предписаний) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является для него обязательным.

Отсутствие в реестре федеральной и окружной собственности сведений о принадлежности объекта недвижимости к защитным сооружениям гражданской обороны, не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости не относится данной категории объектов. Более того, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что сведения о принадлежности объекта к защитным сооружениям гражданской обороны, должны быть указаны в реестре федеральной и окружной собственности.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что мировой судья принял законное и обоснованное решение, основанное на доказательствах, имеющихся в деле. При назначении наказания мировой судья учел данные о личности ФИО1, ее имущественное положение, характер совершенного административного правонарушения. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 3.8, 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка №2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №1 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от 30.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано или опротестовано путем подачи жалобы или протеста в порядке, предусмотренном ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья И.В.Майорова