дело № 12-95/2022
УИД 26RS0002-01-2022-001475-58
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2022г. г.Ставрополь
Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края Крикун А.Д.,
с участием: представителя ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ по доверенности Булгаковой М.И., представителя отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю – инспектора ОВМ Борисенко Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ на постановление от 11.02.2022 начальника отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Колдасова С.М. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Колдасова С.М. от 11.02.2022 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ обратилось в Ленинский районный суд г. Ставрополя с жалобой.
В обоснование жалобы ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ указало, что в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 №119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» в целях выполнения рекомендаций Роспотребнадзора, и в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции среди обучающихся и работников университета, учебный процесс 2020/2021, 2021/2022 учебных годов (учебные занятия по дисциплинам, практики, промежуточная аттестация обучающихся) в университете организован с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для иностранных граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
Гражданин Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения, был зачислен 30.10.2020 на обучение в университет на 1 курс по направлению подготовки 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета). С учетом санитарно – эпидемиологической обстановки в России данный иностранный гражданин на территорию Российской Федерации в целях обучения в 2020/2021 учебном году не пребывал, образовательные услуги оказывались университетом в дистанционной форме.
Х. Х. въехал на территорию России 12.09.2021 по однократной визе, которая дает право иностранному гражданину пересечь государственную границу Российской Федерации один раз при въезде и один раз при выезде из России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы.
Х. Х. своевременно поставлен университетом на миграционный учет с 21.09.2021 по 17.11.2021.
В связи с невыполнением всех видов учебной работы, предусмотренных утвержденной рабочей программой дисциплины «биология», и отсутствием по дисциплине минимально допустимого количества рейтинговых баллов гражданин Ливана Х. Х. отчислен из университета 06.10.2021.
Поскольку в октябре 2021 года продолжалась приемная компания по приему на обучение иностранных граждан на 2021/2022 учебный год, и в связи с трудной эпидемиологической обстановкой на родине, Х. Х. обратился с просьбой о зачислении его на 1 курс, успешно прошел вступительные испытания, по результатам которых зачислен на обучение в университет с 01.11.2021 на первый курс по направлению 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета).
В период между прекращением обучения и новым зачислением в университет в 2021 году Х. Х. с территории России не выезжал. Сведения о зачислении Х. Х. с 01.11.2021 на 1 курс университетом направлены своевременно.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что административное правонарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда, в том числе имущественного ущерба, не повлекло существенную угрозу вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, доказательства наступления негативных последствий отсутствуют, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ просит с учетом ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление от 11.02.2022 изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа, объявив юридическому лицу устное замечание.
В судебном заседании представитель ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ по доверенности Булгакова М.И. поддержала доводы, указанные в жалобе, просила удовлетворить ее по основаниям, изложенным в ней.
Представитель отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю – инспектора ОВМ Борисенко Т.П. считала, что оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется. Просила оставить постановление от 11.02.2022 без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд не связан доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат выяснению по делу об административном правонарушении следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности урегулированы Федеральным законом от 25 февраля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно требованиям пункта 7 статьи 5 названного Федерального закона на образовательную организацию, в которой обучается иностранный гражданин, указанный в абзаце первом, втором, третьем, пятом настоящего пункта, возложена обязанность уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о завершении или прекращении обучения данного иностранного гражданина в указанной образовательной организации в течение трех рабочих дней.
Частью 1 статьи 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление образовательной организацией территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о предоставлении иностранному гражданину или лицу без гражданства академического отпуска, о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина или лица без гражданства в образовательной организации либо о самовольном убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из образовательной организации, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, либо нарушение образовательной организацией установленного порядка подачи такого уведомления, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании материала проверки КУСП <номер обезличен> от 22.12.2021, инспектором отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Севостьяновым А.Г. 24.12.2021 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с тем, что университет не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об отчислении гражданина Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения, в течении трех рабочих дней с даты его отчисления, тем самым нарушив порядок подачи уведомления, определенный п. 7 ст. 5 ФЗ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Постановлением начальника отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Колдасова С.М. от 11.02.2022 ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб.
Однако суд не может согласиться с указанными в постановлении выводами.
Как следует из материалов проверки и установлено судом, гражданин Ливана Х. Х., <дата обезличена> года рождения, был зачислен 30.10.2020 на обучение в ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ на 1 курс по направлению подготовки 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета), что подтверждается приказом № 2163-ДУ.
В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 26.03.2020 №119 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 на территории Ставропольского края» в целях выполнения рекомендаций Роспотребнадзора, и в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции среди обучающихся и работников университета, учебный процесс 2020/2021, 2021/2022 учебных годов (учебные занятия по дисциплинам, практики, промежуточная аттестация обучающихся) в университете организован с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для иностранных граждан, находящихся за пределами Российской Федерации.
С учетом санитарно – эпидемиологической обстановки в России Х. Х. на территорию Российской Федерации в целях обучения в 2020/2021 учебном году не пребывал, образовательные услуги оказывались университетом в дистанционной форме.
В представленном отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю суду материале проверки имеется досье на физическое лицо Х. Х., из которого следует, что указанный иностранный гражданин въехал на территорию России 12.09.2021 по приглашению университета по однократной визе, которая дает право иностранному гражданину пересечь государственную границу Российской Федерации один раз при въезде и один раз при выезде из России.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы. Срок пребывания Х. Х. установлен по 17.11.2021.
Х. Х. был поставлен на миграционный учет с 21.09.2021 по 17.11.2021.
Однако, в связи с невыполнением всех видов учебной работы, предусмотренных утвержденной рабочей программой дисциплины «биология», и отсутствием по дисциплине минимально допустимого количества рейтинговых баллов гражданин Ливана Х. Х. отчислен из университета 06.10.2021, что подтверждается приказом <номер обезличен>-ДУ.
В связи с тем, что в октябре 2021 года продолжалась приемная компания по приему на обучение иностранных граждан на 2021/2022 учебный год, и с трудной эпидемиологической обстановкой на родине, Х. Х. обратился с просьбой о зачислении его на 1 курс, успешно прошел вступительные испытания, по результатам которых зачислен на обучение в университет с 01.11.2021 на первый курс по направлению 31.05.03 «Стоматология» (уровень специалитета), что подтверждается приказом от 28.10.2021 <номер обезличен>-ДУ.
Изучив представленный материал проверки, суд приходит к выводу о нарушении отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ.В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1,3, и 4 ст. 28.6 кодекса. Статьей 25.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Согласно ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о составлении протокола об административном правонарушении. Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, и в зависимости от конкретных обстоятельств дела оно может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено. В соответствии со ст. 25.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя. На основании п. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.Из изложенного следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола. Однако, указанные требования закона отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю не соблюдены при составлении протокола об административном правонарушении.Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 08.09.2021 местом регистрации юридического лица ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ указан адрес: <адрес обезличен>. В материалах проверки имеется уведомление инспектора отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Севостьянова А.Г. (без даты и номера) о составлении протокола, из которого следует, что законному представителю ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ надлежит явиться 04.02.2022 в 10:00 в отдел для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, либо направить представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу <номер обезличен>. Однако, доказательства направления данного уведомления ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ по месту регистрации юридического лица (<адрес обезличен>), материалы проверки не содержат. Согласно сопроводительному письму, уведомление о времени и месте рассмотрения административного протокола вручено начальнику общего отдела ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ Фадеевой Е.А. 09.02.2022, т.е. после составления протокола ЮЛ <номер обезличен> от 04.02.2022 об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении от 04.02.2022 был составлен инспектором Севостьяновым А.Г. в отсутствие представителя ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях. Сведений о том, что инспектором предпринимались попытки выяснить причины неявки представителя юридического лица и известить его иными способами, в материалах проверки не имеется. Таким образом, в данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю не соблюден.
Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю не установлен надлежащий субъект административного правонарушения.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностными лицами, помимо прочего понимаются совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций.
Согласно пункту 3.26 должностной инструкции, утвержденной врио ректора ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ 02.03.2015, оказание помощи паспортно – визовой службе в подготовке документов для продления визы и регистрации иностранных граждан, своевременное предоставление документации в соответствующие органы о прибытии на территорию России и их убытии по завершению и прекращению обучения, возложена на специалиста по учебно – методической работе 1 категории деканата факультета иностранных студентов.
Однако, отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю не установлены уполномоченное должностное лицо, исполняющее обязанности специалиста по учебно – методической работе 1 категории деканата факультета иностранных студентов; какие требования закона нарушены должностным лицом; предприняты ли должностным лицом все меры по соблюдению требований закона в рамках своих должностных обязанностей; совершено ли должностным лицом тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 18.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Статья 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает общие правила назначения наказания.
При назначении административного наказания юридическому лицу также учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В данном случае величина минимальной санкции по ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 500 000 руб.
Вместе с тем, разрешая вопрос о виновности ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении отделом по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю не истребованы сведения об имущественном и финансовом положение привлекаемого к ответственности юридического лица, не учтены вышеприведенные нормы закона.
Также, административным органом при рассмотрении дела не был истребован у юридического лица приказ об организации 2021-2022 учебного года, учитывая, что ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ привлечено к административной ответственности за правонарушение, совершенное в октябре 2021 года.
В связи с изложенным, прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не представляется возможным.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене постановления от 11.02.2022 в отношении ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ и о возвращении дела на новое рассмотрение в отдел по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю.
Поскольку дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение, жалоба ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю Колдасова С.М. от 11.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ – отменить.
Направить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 18.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ на новое рассмотрение в отдел по вопросам миграции ОП №1 УМВД России по г.Ставрополю.
Жалобу ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ – оставить без рассмотрения по существу.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения сторонами административного производства.
Судья А.Д. Крикун