ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/2023 от 25.12.2023 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-95/2023

УИД29MS0034-01-2023-001294-84

РЕШЕНИЕ

25 декабря 2023 года город Новодвинск

Судья Новодвинского городского суда Архангельской области Губарева Ю.В.,

с участием старшего помощника прокурора города Новодвинска Суворовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2023 года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.15.5 ч. 1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2023 года глава городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе защитник ФИО1 просит отменить данный судебный акт, производство по делу прекратить. Само нарушение является малозначительным, при этом приняты меры по устранению нарушений.

Старший помощник прокурора города Новодвинска Суворова Е.Н. просила жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи – без изменения, положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не подлежат применению поскольку нарушения выявлены в ходе прокурорского надзора соблюдения бюджетного законодательства, которая не относится к государственному и муниципальному контролю.

ФИО2 в суд не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, с 16.11.2023 его полномочия досрочно прекращены в соответствии с решением городского Совета депутатов городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» № 52 от 16.11.2023.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, доводы жалобы, судья не находит предусмотренных законом оснований для ее удовлетворения.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Главным распорядителем бюджетных средств является орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено законом. (ст. 6 БК РФ)

В соответствии с абз. 2, 3 п. 2 ст. 78 БК РФ, порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 78.1 БК РФпри предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 настоящей статьи, обязательным условием их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются в том числе согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Как следует из материалов дела, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным заместителем прокурора г.Новодвинска Архангельской области «Город Новодвинск» ФИО2 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением администрации города от 24.01.2019 № 37-па утверждена муниципальная программа «Социальная поддержка граждан, общественных организаций и объединений на территории муниципального образования «Город Новодвинск» на 2021-2025 годы».

Порядок предоставления из бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержден постановлением администрации города от 09.02.2021 № 55-па.

Постановлением администрации города от 23.04.2021 № 219-па «О предоставлении субсидий отдельным некоммерческим организациям в 2021 году в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка граждан, общественных организаций и объединений на территории муниципального образования «Город Новодвинск» на 2021-2025 годы» местной общественной организации «Новодвинское городское отделение Архангельской региональной организации «Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» предоставлена субсидия в размере 175 тысяч рублей.

Прокуратурой города Новодвинска в ходе проверки установлено, что глава городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» ФИО2 17 мая 2021 года при подписании (заключении) между администрацией городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» и МОО «НТО АРО ООО «РСВА» соглашения от 17 мая 2021 года № 11-5/5 о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования «Город Новодвинск» на возмещение затрат всвязи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг), в нарушение п. 3 ст. 78.1 БК РФ не включил в текст указанного выше соглашения обязательное условие предоставления субсидии, - согласие лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашениям о предоставлении субсидии, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Названные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по вышеназванной статье постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2023 года.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются, подтверждены материалами проверки прокуратуры города, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечением исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно статьям 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Судья, вышестоящее лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1.1. статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14-15.15.16 и частью 20 статьи 19.5 указанного Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты РФ, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

Согласно ч.2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судьей.

При этом, в соответствии с ч.2 ст.29.9 КоАП РФ определение о передаче дел судьей, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Частью 1 ст.23.7.1 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подлежат рассмотрению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (в пределах своих полномочий).

Исходя из положений статей 28, 29, 31, 266.1 Бюджетного кодекса РФ, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контрольные функции в отношении средств бюджета соответствующего уровня.

Соответственно, мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО2 нарушены правила подведомственности рассмотрения данного дела, установленные ч. 1.1 ст. 23.1, ч. 2 ст. 23.1, ч.1 ст. 23.7.1, ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ, что свидетельствует о существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 17 мая 2023 года.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.15.5 КоАП РФ, составляет два года, при этом ФИО2 вменяется общественно-опасного деяния совершенное 17 мая 2021 года, соответственно двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности на день рассмотрения дела судом истек.

Поскольку срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению, и, исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности, в том числе о наличии либо отсутствии состава административного правонарушения в действиях привлекаемого к ответственности лица, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает его положение.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

Жалобу защитника ФИО1 – удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области от 17 апреля 2023 года о привлечении главы городского округа Архангельской области «Город Новодвинск» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО2, прекратить за истечением сроков давности, на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья Ю.В. Губарева