ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-961/2021 от 13.10.2021 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

13 октября 2021 г. судья Дзержинского городского суда Нижегородской области Швецов Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу публичного акционерного общества «ГАЗ» на постановление о назначении административного наказания от 10 июня 2021 года,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 от 10 июня 2021 года ПАО «ГАЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

ПАО «ГАЗ», оспаривая свою виновность в совершении правонарушения, обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, либо снизить размер штрафа до 50 000 рублей, ссылаясь на то, что контрольно- регулирующий пруд в количестве 1 ед. введен в эксплуатацию. ПАО «ГАЗ» ежегодно направляет Отчет по результатам проведения мониторинга на полигоне промышленных отходов. Мониторинг скважин проводился ежегодно в полном объеме, в том числе в скважинах и . На момент проверки скважины оказались срезаны. Для проведения мониторинга в полном объеме в 2021 года скважины будут восстановлены. Пленка, загрязненная ЛКМ входит в состав шлама гидрофильтров окрасочных камер. При транспортировке отходов шлама гидрофильтров окрасочных камер на полигон для размещения, пленка является дополнительной мерой для предотвращения создания угрозы негативного влияния на окружающую среду посредством прослойки кузова автомобиля и укрытия отхода от попадания атмосферных осадок. Подробно доводы заявителя изложены в жалобе.

В судебном заседании представитель ПАО «ГАЗ» ФИО2 доводы жалобы поддержала, просит постановление отменить, либо снизить размер штрафа.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа

Изучив материалы дела, выслушав представителя ПАО «ГАЗ» ФИО2, судья находит жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 от 10 июня 2021 года ПАО «ГАЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. (п.1) Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (п.2) Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды Публичным акционерным обществом «ГАЗ» в период с 12.04.2021 по 17.05.2021 (20 рабочих дней) установлено следующее:

ПАО «ГАЗ» получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проекта строительства (реконструкции) полигона неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов ОАО «ГАЗ» (далее - ГЭЭ).

Полигон промышленных отходов ПАО «ГАЗ» включен в ГРОНВОС приказом Минприроды от ДД.ММ.ГГГГ (номер объекта: ).

На Полигоне промышленных отходов ( <адрес>) подлежат размещению отходы производства и потребления ПАО «ГАЗ», а также осуществляется прием отходов от сторонних организаций.

Вместе с тем, эксплуатация объекта (Полигон промышленных отходов) проводится с отступлением от проектной документации строительства (реконструкции) полигона неутилизируемых нетоксичных, III и IV классов опасности промышленных отходов ОАО «ГАЗ», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно:

1.Согласно проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, полигон захоронения промышленных отходов ОАО «ГАЗ» предназначен для централизованного приема и захоронения промышленных отходов на расчетный срок эксплуатации в течение 25 лет с соблюдением всех экологических требований по минимизации их воздействия на окружающую среду.

Территория земельного участка расположена северо-восточнее <адрес> и <адрес>.

В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ (р.2.7, р.4.2 т.1 «Общая пояснительная записка. Технологические, общестроительные и энергетические решения»), в объеме работ предусматривается ограждение из колючей проволоки высотой 2,3 м по ж/бетонным столбам с «насадкой» высотой 0,5 м по периметру полигона.

В ходе визуального осмотра и обследования объекта 22.04.2021 установлено, что у территории полигона промышленных отходов ПАО «ГАЗ» отсутствует ограждение по всему периметру (Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 22.04.2021 № б/н).

В соответствии с объяснениями от 21.04.2021, полученными от главного эколога - начальника ОЭТД ПАО «ГАЗ» ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), от проникновения посторонних лиц на территорию полигона промышленных отходов ПАО «ГАЗ» в качестве антивандальных мер служат навалы строительных отходов около емкостей для захоронения отходов 3 класса опасности.

2. Согласно проектной документации, получившей положительное ГЭЭ, территория полигона разделена на 2 зоны - производственную и вспомогательную.

В производственной зоне располагаются:

• емкостные сооружения для захоронения пастообразных отходов III класса опасности;

• карты для захоронения отходов IV класса опасности и нетоксичных отходов.

Во вспомогательной зоне размещаются:

• административно-бытовой корпус с КПП и весовой;

• склад дизельного топлива;

• склад ГСМ;

• дизель-генераторная электростанцией;

• навес-стоянка для спецавтотранспорта;

• мойка для спецавтотранспорта с системой очистки стоков;

• контрольно-наблюдательные скважины;

• контрольно-регулирующие пруды;

• пруд-накопитель поверхностных вод;

• сборник хозяйственно-бытовых стоков;

• резервуар противопожарного запаса воды.

В соответствии с экспликацией зданий и сооружений (0197-ГП-62), в I очередь строительства должен быть организован 1 контрольно-регулирующий пруд, всего - 2 шт.

Строительство пруда-накопителя (испарителя) дождевых вод в I очередь строительства не предусмотрено, всего предусмотрен 1 пруд-накопитель.

Также в соответствии с составом зданий и сооружений в I-й очереди строительства с учетом технических решений, принятых при рабочем проектировании, по рабочей документации предусмотрен 1 контрольно-регулирующий пруд, по утвержденному проекту - 2; предусмотрен 1 пруд накопитель, по рабочей документации - 0.

Согласно примечаниям к 0197-ГП-62 состав и объемы сооружений I-ой очереди строительства скорректированы с учетом технических решений, принятых при рабочем проектировании.

В соответствии с заключением ГЭЭ проектом в I очередь строительства планируется строительство пруда-накопителя. Дно и откосы пруда-накопителя выполняются водонепроницаемыми из одного слоя полимерной пленки, стабилизированной сажей.

Контрольно-регулирующие пруды решены железобетонными, размерами в плане 4x4 и глубиной 1,6 м каждой секции. Внутренняя поверхность бетона запроектирована устройством гидроизоляции составом <данные изъяты>.

В составе Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует пруд-накопитель. Указанным разрешением введен в эксплуатацию контрольно-регулирующий пруд.

21.04.2021 произведен отбор проб жидкого отхода из контрольно-регулирующего пруда.

В акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 22.04.2021 №б/н указано на наличие на территории ни полигона одного контрольно-регулирующего пруда.

В соответствии с чертежами (контрольно-регулирующий пруд в разрезе 1-1 (М 1:100) и ведомостью объемов работ 0197-ГП-55, устройство контрольно-регулирующего пруди осуществлялось следующим образом:

1. Устройство обвалования.

2. Протравливание грунта гербицидами (дно, внутренние откосы и верх обвалования).

3. Устройство выравнивающего слоя из песка h=10см на дне карты.

4. Устройство противофильтрационного экрана из полимерной пленки на дне карты, на внутренних откосах карты и верху обвалования.

5. Защитный слой песка.

6. Устройство канавы для закрепления полимерной пленки.

7. Заполнение канав щебнем.

8. Укрепление внешних откосов обвалования растительным грунтом с посевом трав.

Таким образом, фактически ПАО «ГАЗ» выполнено устройство пруда- накопителя. днище и откосы которого выполнены водонепроницаемыми из одного слоя полимерной пленки, стабилизированной сажей. Однако разрешение на ввод в эксплуатацию пруда- накопителя отсутствует.

На полигоне отсутствуют контрольно-регулируюшие пруды, в виде железобетонной 2-х секционной конструкции размерами в плане 4x4 и глубиной 1.6 м каждой секции с устройством гидроизоляции составом <данные изъяты>. предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.

3. В соответствии с гл. I т.IV программы ведения мониторинга геологической среды на территории полигона неутилизируемых промышленных отходов ОАО «ГАЗ» основными задачами проведения мониторинга в пределах данного участка, в т.ч. и на территории полигона промотходов ОАО «ГАЗ» является:

- оценка природной защищенности геологической среды;

- изучение загрязнения природных сред;

- разработка мероприятий по снижению или предотвращению негативного воздействия полигона на окружающую среду;

- оценка степени влияния на подземные воды и другие компоненты геологической среды каждого техногенного объекта в отдельности.

Программой ведения мониторинга геологической среды на территории полигона неутилизируемых промышленных отходов ОАО «ГАЗ» предусматривается расширение режимной наблюдательной сети, преимущественно ниже по потоку подземных вод от полигона ОАО «ГАЗ».

В соответствии с IV томом проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ «Программа ведения мониторинга геологической среды на территории полигона неутилизируемых промышленных отходов ОАО «ГАЗ», в ДД.ММ.ГГГГ Центральной геолого-геофизической экспедицией ВГТП <данные изъяты> в районе существующей свалки промотходов ОАО «ГАЗ» организована режимная наблюдательная сеть, состоящая из 8-ми скважин. В ДД.ММ.ГГГГ ТЦМН с целью получения информации о состоянии подземных вод была выполнена прокачка скважин до полного осветления воды с отбором проб воды на различные виды анализов.

По результатам выполненного опробования по существующей наблюдательной сети скважин невозможно однозначно оценить влияние полигона АО «ГАЗ» на состояние подземных вод.

Учитывая расположение вблизи полигона действующей свалки ТБО <адрес>, а также довольно значительную удаленность существующих наблюдательных скважин, ориентированных относительно полигона вниз по потоку подземных вод, режимная наблюдательная сеть скважин должна быть значительно расширена. Дополнительно к существующей наблюдательной сети предусматривается бурение еще 5 кустов скважин (№№ кустов с 4 по 8). В каждом кусте намечается по две скважины: одной - на верхнюю часть, другой - на нижнюю часть водоносного средне-верхнечетвертичного аллювиального горизонта.

Кусты №№5 (скв. 12,13), 6 (скв.14,15), 7 (скв. 16,17) размещаются с восточной стороны полигона, т.е. вниз по потоку подземных вод от него. При этом кусты №№ 5,6 должны находиться в непосредственной близости (в 10-50 м) от существующего места складирования, куст №7 - у вновь проектируемой части полигона. Соответственно располагаются и кусты №4 (сквю 10.11), №8 (скв. 18,19), только вверх по потоку подземных вод от существующего и проектируемого участков складирования. Последние кусты, кроме того, дадут возможность оценить влияние полигона ТБО г.Н.Новгорода на подъемные воды и разграничить степень воздействия каждого техногенного объекта в отдельности. В первую очередь бурению подлежат кусты №4,5,6. Кусты №№7,8 обязательно бурятся до начала эксплуатации проектируемой части полигона (том IV проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ «Программа ведения мониторинга геологической среды на территории полигона неутилизируемых промышленных отходов ОАО «ГАЗ» - схема размещения полигона АО «ГАЗ» в <адрес> с нанесением пунктов наблюдений за объектами геологической среды).

Кроме проектируемых наблюдательных скважин для режимных наблюдений за подземными водами должны быть привлечены все существующие близ полигона промотходов наблюдательные скважины (№№1-8), находящиеся в ведении ОАО «ГАЗ». Необходим контроль качества, уровень и температура подземных вод.

Рекомендуемая режимная наблюдательная сеть на I этапе организации мониторинга за компонентами природной среды в районе полигона промотходов ОАО «ГАЗ» должна состоять из 8 существующих наблюдательных скважин и 10 проектируемых наблюдательных скважин.

С учетом потока грунтовых вод куст №3 (скв. 6,7,8) является показательным для оценки влияния свалки ТБО <адрес>.

Ввиду того, что скв. №3 является фоновой, а также в связи с тем, что оголовки скв. №№1,2 срезаны и местоположение указанных скважин в настоящее время ПАО «ГАЗ» неизвестно, при сложившихся условиях существующая сеть наблюдательных скважин не позволяет достоверно оценить влияние действующей карты полигона ПАО «ГАЗ» на состояние подземных вод, поскольку не проведено расширение режимной наблюдательной сети, которое позволило бы исключить влияние объектов негативного воздействия, расположенных выше по потоку грунтовых вод.

4. В соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ в таблице «Перечень промышленных отходов, направляемых на захоронение в емкостные сооружения» указаны наименования отходов III и IV классов опасности, направляемые на захоронение в емкостные сооружения.

В ходе осмотра территории Полигона промышленных отходов ПАО «ГАЗ» 21.04.2021 было зафиксировано захоронение отхода пленки, загрязненной ЛКМ, входящая в состав шлама гидрофильтров окрасочных камер с водяной завесой IV класса опасности в емкостных сооружениях.

Таким образом, отход - пленка, загрязненная ЛКМ- входящая в состав шлама гидрофильтров окрасочных камер с водяной завесой IV класса опасности, не входит в перечень промышленных отходов, направляемых на захоронение в емкостные сооружения, указанный в проектной документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.

ПАО «ГАЗ» эксплуатация объекта <данные изъяты> (Полигон промышленных отходов) проводится с отступлением от проектной документации строительства (реконструкции) полигона неутилизируемых нетоксичных, III и IV классовы опасности промышленных отходов ОАО «ГАЗ», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Допущенное нарушение создает угрозу охраняемым интересам общества и государства в области охраны окружающей среды.

В отношении ПАО «ГАЗ» 01.06.2021г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.4 КоАП РФ.

Вина ПАО «ГАЗ» полностью доказана материалами дела, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 01.06.2021г., актом проверки ПАО «ГАЗ» от 26.05.2021г., заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, приказом о включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов от 03.10.2016г., разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, выкопировкой из проектной документации «Программа ведении мониторинга геологической среды на территории полигона неутилизируемых промышленных отходов ОАО «ГАЗ», актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 22.04.2021г., протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 21.04.2021г., актом отбора проб природной воды от 21.04.2021г. Не доверять указанным доказательствам у судьи оснований не имеется.

В соответствии с ч.2 ст.8.4 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч.8 ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:

доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;

реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;

истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны:

представлять на экологическую экспертизу документацию в соответствии с требованиями статей 11, 12, 14 и 21 настоящего Федерального закона, в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с пунктом 8 статьи 14 настоящего Федерального закона;

оплачивать проведение государственной экологической экспертизы;

передавать федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и общественным организациям (объединениям), организующим проведение экологической экспертизы, необходимые материалы, сведения, расчеты, дополнительные разработки относительно объектов экологической экспертизы;

осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

передавать данные о выводах заключения государственной экологической экспертизы в кредитные организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное включение государственной экологической экспертизы.

Доводы жалобы о том, что постановление незаконно и необоснованно, в действиях ПАО «ГАЗ» отсутствует состав административного правонарушения, суд не принимает во внимание, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела. Выводы должностного лица, изложенные в постановлении, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании представленных доказательств, которым должностное лицо дало соответствующую оценку.

Доводы о том, что постановление возможно изменить в части назначенного наказания, снизить размер назначенного административного штрафа менее минимального размера, суд не принимает во внимание, в силу следующего.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, финансовое и имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Административное наказание ПАО «ГАЗ» назначено должностным лицом в пределах санкции ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств.

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3. ст. 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таких исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями судом не установлено.

При таких обстоятельствах, административный орган правомерно пришел к выводу о совершении ПАО «ГАЗ» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.4 КоАП РФ.

Судья считает, что правильно и обоснованно должностным лицом применены нормы и санкции действующего КоАП РФ. Оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Что касается пропуска заявителем срока на подачу жалобы, то судья считает, что срок для обжалования постановления о назначении административного наказания пропущен по уважительной причине, следовательно данный срок подлежит восстановлению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, судья,

р е ш и л :

восстановить публичному акционерному обществу «ГАЗ» процессуальный срок для подачи жалобы на постановление о назначении административного наказания от 10 июня 2021 года.

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО1 от 10 июня 2021 года о назначении административного наказания публичному акционерному обществу «ГАЗ» в виде административного штрафа в размере 100000 рублей за административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.8.4 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья п/п Д.И. Швецов

Копия верна.

Судья -