ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-963/2021 от 24.08.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Фролова Н.Е. Дело № 21-477/2021

УИД 22RS0069-01-2021-002339-13

№ 12-963/2021 (в суде 1 инстанции)

РЕШЕНИЕ

24 августа 2021 года <...>

Судья Алтайского краевого суда Кайгородова О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ф.А.М. на решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23 июня 2021 года по делу по жалобе Ф.А.М. на постановление заместителя командира роты *** ОБДПС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю капитана полиции Б.В.А.В.А.В.А. от 11 мая 2021 года, которым

Ф.А.М., ДД.ММ.ГГ г.р., уроженец <адрес>, проживающий по адресу: <адрес> работающий водителем в АО «Барнаульская генерация»,

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<адрес>, ДД.ММ.ГГ в 10 часов 35 минут Ф.А.М. управлял транспортным средством для перевозки пассажиров ***, рег.знак ***, двигался в <адрес> в сторону <адрес> в районе <адрес>, с нарушением требований установленных пунктом 12 Приложения *** к Приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГ N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" без карты водителя. Действия Ф.А.М. квалифицированы по части 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.

Ф.А.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить. В обоснование указал, что нормативно-правовое обоснование, изложенное в оспариваемом постановлении должностного лица направлено на подтверждении позиции административного органа относительно обязанности юридического лица, владеющего транспортным средством, установить тахограф на транспортном средств, что не имеет отношения к вмененному водителю административному правонарушению, поскольку водитель не является лицом, принимающим решение по оснащению транспортного средства тахографами и дальнейшему их использованию. Кроме того, полагает, что транспортное средство, находившееся под его управлением, относится к транспортным средствам для коммунального хозяйства, так как эксплуатируется АО «Барнаульская генерация», в связи с чем не подлежит оснащению тахографом.

Решением судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23 июня 2021 года постановление оставлено без изменения, жалоба Ф.А.М. - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Ф.А.М. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи. В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные при обращении в районный суд, полагая, что им не дана надлежащая оценка. Также указано на то, что в постановлении должностного лица, а также в решении судьи не определено какие из установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию имеющегося тахографа были нарушены Ф.А.М., при том, что тахограф на транспортном средстве был установлен.

В судебном заседании Ф.А.М., защитник Р.И.Ю. доводы жалобы поддержали. Ф.А.М. пояснил, что в момент проверки транспортного средства сотрудником ГИБДД тахограф в автомобиле был. Но он не был включен, карту водителя в него Ф.А.М. не вставлял и не использовал тахограф во время движения, поскольку, работодатель в лице механика таких указаний не давал. Тахографы были поставлены на автомобили, но было разъяснено, что их не использовать, поскольку автомобиль относится к коммунальному и установка тахографа на нем не требовалась, в связи с чем работодатель и не продлял карты водителей.

Допрошенный в судебном заседании инспектор ДПС взвода *** роты *** ОБДПС ГИБДД УМВД России по <адрес>Ч.А.В., которым был составлен протокол об административном правонарушении, в судебном заседании пояснил, что в момент остановки транспортного средства ***, рег.знак *** под управлением Ф.А.М., тахограф в автомобиле был, но он не работал. На требование предъявить карту водителя, Ф.А.М. предъявлена карта, которая являлась просроченной. Позднее уже в присутствии механика АО «Барнаульская генерация» с тахографа была распечатана лента. Каким образом осуществлялась распечатка ему неизвестно, эту манипуляцию осуществлял механик.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав пояснения Ф.А.М., его защитника Р.И.Ю., допросив свидетеля Ч.А.В., проанализировав доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи.

В соответствии с частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> от 31 марта 2021 года - 29 марта 2021 года в 10 часов 35 минут Ф.А.М. управлял транспортным средством ***, рег.знак ***, двигался в <адрес> от <адрес> в сторону <адрес> в районе <адрес>, с нарушением установленных правил использования цифрового тахографа, технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, корректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (без карты водителя), совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренные ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 N 1213 утверждены Требования к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы.

Приказ Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" утверждены правила использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средстве. (далее по тексту Правила)

В соответствии с п.1.1 Правил использование тахографов должно осуществляться водителями - в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха.

Согласно п. 11 Правил, водители транспортных средств обязаны:

1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);

2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя - в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);

3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;

4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;

5) осуществлять вывод на печать информации;

6) не использовать поврежденную карту водителя;

7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;

8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;

9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.

В силу п. 12 Правил водителям запрещается:

1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;

2) использование тахографа без карты водителя;В данном случае, как следует из материалов дела, на транспортном средстве ***, рег.знак *** под управлением Ф.А.М. тахограф был установлен, вместе с тем, водителем не использовалась карта водителя. Срок действия карты водителя, предъявленной по требованию сотрудника ГИБДД, истек 03 февраля 2021 года. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ<адрес>; распечаткой ленты тахографа, копией карты водителя со сроком действия с 03 февраля 2018 года по 03 февраля 2021 года. Административное наказание назначено с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, предусмотренном санкцией вмененной статьи.Доводы жалобы о том, что в тексте оспариваемого постановления и решении судьи районного суда приведено только правовое обоснование обязанности юридического лица, собственника транспортного средства устанавливать в транспортном средстве тахограф, тогда как объективная сторона вмененного Ф.А.М. правонарушения заключалось в ином, подлежат отклонению, поскольку указанное обстоятельство не влияет на правильность квалификаций действий водителя Ф.А.М. В данном случае протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГФ.А.М. вменено именно управление транспортным средством ***, рег.знак ***, с нарушением требований установленных пунктом 12 Приложения № 3 к Приказу Минтранса России от 28.10.2020 N 440 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", а именно управление транспортным средством для перевозки пассажиров без карты водителя. В оспариваемом постановлении должностного лица от 11 мая 2021 года объективная сторона правонарушения, за совершение которого Ф.А.М. привлечен к административной ответственности, изложена в точном соответствии с протоколом об административном правонарушении.Правовое обоснование необходимости установки на транспортном средстве тахографа, приведено в тексте оспариваемого постановления должностного лица, а также в решении судьи районного суда в связи с представленными в материалы дела письменными доводами, в том числе изложенными в жалобе, о том, что на данном виде транспортного средства установка тахографа не требуется. Следует учесть, что в случае если оснащение транспортного средства тахографом в силу закона не требуется, управление таким транспортным средством без карты водителя не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем в оспариваемых актах и приведено правовое обоснование обязанности юридического лица оснастить транспортное средство ***, рег.знак ***, тахографом.Доводы жалобы о том, что указанное в постановлении транспортное средство является транспортным средством для коммунального хозяйства и не подлежит оснащению тахографом, были оценены должностным лицом ГИБДД и судьей районного суда и обоснованно отклонены.Согласно абзацу 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, указаны в Приложении № 2 к приказу Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2020 года № 61118). Согласно данному Приложению оснащению тахографами подлежат, в том числе, транспортные средства категорий М2 ( которым относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.Согласно пункту 2 Приложения № 2 не подлежат обязательному оснащению тахографами эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог.Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2012 года № 1052-ст введен в действие Межгосударственный стандарт «Машины городского коммунального хозяйства и содержания дорог. Специальные требования безопасности. ГОСТ 31544-2012». В соответствии с названным документом в состав специализированных автотранспортных средств для городского коммунального хозяйства и содержания дорог входят машины для санитарной очистки городов; машины для зимней очистки городов; машины для летней очистки городов; машины круглогодичного использования для уборки городов; машины коммунальные разного назначения; снегоочистители. Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877, предусмотрены дополнительные требования безопасности, предъявляемые к транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог.Следовательно, при отнесении автомобиля к специальным транспортным средствам для коммунального хозяйства и содержания дорог применительно к положениям приказа Минтранса России от 28 октября 2020 года № 440 следует учитывать, что такие транспортные средства должны быть специально оборудованы для осуществления соответствующих функций в соответствии с вышеприведенными Техническим регламентом и Международным стандартом.В данном случае оснований для отнесения спорного автомобиля к специальным транспортным средствам для коммунального хозяйства не усматривается. Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда Российской Федерации по делу № 35-АЛ16-4 от 30 мая 2016 года.В данном случае транспортное средство ***, рег.знак *** относится к транспорту категории «Д»/М2, типу специализированный пассажирский и не входит список специализированных транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографом. Сам по себе факт использования транспортного средства АО «Барнаульская генерация», уставная деятельность которого осуществляется в области коммунального хозяйства, не влечет освобождение от установки тахографа.

Уточнение судьей районного суда редакции ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы не влечет отмену оспариваемого решения, поскольку квалификация действий Ф.А.М. по ч. 1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении, а также в постановлении должностного лица о привлечении к административной ответственности, дана верно, в соответствии с действующей редакцией статьи, наказание назначено также в пределах санкции статьи в действующей редакции. Приведение в мотивировочной части постановления о привлечении к административной ответственности текста статьи в иной редакции, в данном случае не влияет на квалификацию действий, в связи с чем не может являться основанием для отмены постановления должностного лица.

Поскольку при рассмотрении дела об административном правонарушении нарушений процессуальных требований, влекущих за собой отмену либо изменение решения и постановления, не допущено, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Октябрьского районного суда г.Барнаула от 23 июня 2021 года и постановление заместителя командира роты *** ОБДПС ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю капитана полиции Б.В.А. от 11 мая 2021 года оставить без изменения, жалобу Ф.А.М. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья О.Ю. Кайгородова