УИД 86RS0001-01-2021-005766-78
Дело № 12-965/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 октября 2021 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры ФИО1,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Югра-Экология» ФИО4 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3№-ОН от 16.08.2021г., которым юридическое лицо – АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3№-ОН от 16.08.2021г., юридическое лицо – АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель АО «Югра-Экология» ФИО4 обратилась в суд с жалобой об его отмене, мотивировав доводы жалобы тем, что нарушены процессуальные требования при вынесении обжалуемого решения, а именно на позднее составление протокола об административном правонарушении и позднее вынесение обжалуемого решения. Также указывает, что АО «Югра-Экология», являясь региональным оператором на территории субъекта РФ, обязанным соблюдать требования законодательства в области обращения с ТКО, осуществляет свою деятельность, в том числе по соблюдению схемы потоков ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в ХМАО – Югре, утвержденной распоряжением Правительства <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-рп, в связи с чем при заключении договора на эксплуатацию полигона в пгт. Междуреченский приостановка деятельности полигона, отказ в приеме ТКО от населения и юридических лиц, до разработки природоохранной документации, в том числе Декларации о воздействии на окружающую среду и ее представления в Территориальный орган Росприроднадзора, повлечет за собой нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки в <адрес>. Также указывает, что не является собственником объекта размещения отходов, фактически не осуществляло в 2020 году деятельность на объекте, указанный объект был передан Обществу без соответствующей документации, в связи с чем у Общества не имелось возможности в срок дот ДД.ММ.ГГГГ представить отчет производственного экологического контроля за отчетный период с 08.12.2020г. по 31.12.2020г.
В судебное заседание представитель административного органа, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель АО «Югра-Экология» ФИО2 доводы жалобы поддержала в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы.
Суд, заслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3№-ОН от 16.08.2021г., юридическое лицо – АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ за следующее. Дата совершения правонарушения 26.03.2021г.(служебная записка №-сз от 28.04.2021г.), место совершения правонарушения: <адрес>, зд. 15. АО «Югра-Экология» в срок до ДД.ММ.ГГГГ не представлен отчет производственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский» (код объекта - №П) за 2020 год. АО «Югра-Экология» заключен договор №/А/1 от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию полигона твердых бытовых и производственных отходов пгт. Мждуреченский сроком до 07.12.2025г.
Таким образом АО «Югра-Экология», являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Российской Федерации, не представило в срок до ДД.ММ.ГГГГ отчет производственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский» (код объекта - №П) за 2020 год, чем нарушило требования п. 1, 2 ст. 67 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Административная ответственность по ст.8.5 КоАП РФ предусмотрена за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Общества к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессехозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований вобласти охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают иутверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществленияпроизводственного экологического контроля.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 июня 2018 № 261 утверждена форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 № 74, утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществленияпроизводственного экологического контроля.
Согласно п. 1 приложения 2 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 № 74, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет прием отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, а также устанавливает предельно допустимые выбросы и временно согласованные выбросы.
Как следует из материалов дела, в отдел государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования из отдела разрешительной деятельности по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора поступила служебная записка №-сз от ДД.ММ.ГГГГ Согласно данной служебной записки АО «Югра-Экология» не представлен отчетпроизводственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский» (код объекта - №П). АО «Югра-Экология» заключен договор №/А/1 от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию полигона твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский уроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом №-ЮЭ/06253 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Югра-Экология» представлены сведения, согласно которых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на указанном Полигоне размещено ТКО 608 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 17,1 тонны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -1608,5 тонны.
Эксплуатация Полигона твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский подтверждается также представленными данными учета принятых отходов за декабрь 2020, за 1 квартал 2021., а также распечаткой электронного журнала приема отходов за период декабрь 2020 - ДД.ММ.ГГГГ.
Обществом в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ, не предоставлен отчетпроизводственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский» (код объекта - №П), за 2020 год.
Экологическая информация - существующая в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информации о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектах; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охранной окружающей среды.
Исходя из изложенного, АО «Югра-Экология» являясь юридическим лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Российской Федерации, не сообщило полную и достоверную информацию, а именно не представлен отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердыхбытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский» (код объекта - №П), что образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации.
Субъектом административного правонарушения в данном случае является АО «Югра-Экология», допустившее осуществление деятельности, с нарушениями требований природоохранного законодательства РФ.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) - сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации, искажение сведений о состоянии природных объектов.
Субъективная сторона административного правонарушения - внутренняя сторона противоправного посягательства, основной характеристикой которой выступает вина (в форме прямого умысла или неосторожности).
В связи с чем, в отношении АО «Югра-Экология» составлен протокол об административном правонарушении №-ОН от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений суд не находит.
Виновность АО «Югра-Экология» подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении №-ОН от ДД.ММ.ГГГГ, служебной запиской 1153-сзот ДД.ММ.ГГГГ, определением об истребовании сведений №-ОН от 21.05.2021г.; письмом Общества №-ЮЭ/06253 от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; копией договора №/А/1 от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию полигона твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский сроком до 07.12.2025г., пояснениями по делу №;.
Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.
Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.
Доводы о нарушении процессуальных, а именно позднем составлении протокола об административном правонарушении и поздним вынесение обжалуемого решения не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления, так как позднее составление протокола об административном правонарушении является несущественным нарушением. Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы о том, что приостановка деятельности полигона, отказ в приеме ТКО от населения и юридических лиц, до разработки природоохранной документации, в том числе Декларации о воздействии на окружающую среду и ее представления в Территориальный орган Росприроднадзора, повлечет за собой нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки в <адрес> не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения.
Доводы о том, что Общество не является собственником объекта размещения отходов, фактически не осуществляло в 2020 году деятельность на объекте, указанный объект был передан Обществу без соответствующей документации, в связи с чем у Общества не имелось возможности в срок дот ДД.ММ.ГГГГ представить отчет производственного экологического контроля за отчетный период с 08.12.2020г. по 31.12.2020г., опровергаются материалами дела, так как письмом №-ЮЭ/06253 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Югра-Экология» представлены сведения, согласно которых за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на указанном Полигоне размещено ТКО 608 м3, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ — 17,1 тонны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -1608,5 тонны.
Таким образом, причиной и условием способствовавшим совершению административного правонарушения в данном случае послужило ненадлежащее исполнение Обществом требований природоохранного законодательства, выразившееся в неосуществлении должным образом контроля за исполнением предусмотренных действующим законодательством обязанностей, в результате чего Обществом не были предприняты все зависящие меры по своевременному предоставлению отчета производственного экологического контроля за 2020 год.
Вина АО «Югра-Экология» в данном случае выражается в том, что оно при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей могло заблаговременно принять все зависящие меры по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по предоставлению полной и достоверной информации, а именно по предоставлению в срок до 25.03.2021г. отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля объекта размещения отходов «Полигон твердых бытовых и производственных отходов пгт. Междуреченский», код объекта - №П), за 2020 год, однако пренебрегли данным фактом и возможностью для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Таким образом АО «Югра-Экология» является субъектом вмененного ему административного правонарушения.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ имеющихся доказательств указывает на то, что АО «Югра-Экология» не были приняты все необходимые, зависящие от него меры для соблюдения природоохранного законодательства, доказательств обратного суду не представлено.
Законных оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
Данное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено, наказание АО «Югра-Экология» назначено в переделах санкции ст. 8.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
При таких обстоятельствах, жалоба представителя ФИО4 на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3№-ОН от 16.08.2021г. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3№-ОН от 16.08.2021г., которым юридическое лицо – АО «Югра-Экология» привлечено к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей – оставить без изменения, жалобу представителя АО «Югра-Экология» ФИО4 – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1