ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-967/16 от 14.07.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 12-967/2016

Мировой судья Монгуш М.К.

РЕШЕНИЕ

14 июля 2016 года город Кызыл

Судья Кызылского городского суда Ойдуп У.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. заместителя председателя Правительства – министра финансов Республики Тыва Д. на постановление мирового судьи судебного участка г. Кызыла Республики Тыва о назначении административного наказания по ч.3 ст. 15.15.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

И.о. заместителя председателя Правительства – министр финансов Республики Тыва Д. обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав, что с вынесенным постановлением не согласен, считает его незаконным. Министр финансов РТ не является субъектом данного правонарушения. Из анализа раздела II Положения о Министерстве видно, что управление государственным долгом не входит полномочия Министерства. При составлении протокола об административном правонарушении допущены грубые нарушения процессуального характера. В протоколе не указано место, время совершения и событие административного правонарушения, а также не доказано наступления общественно опасных последствий инкриминируемых его деяниям. В материалах проверки отсутствует документ послужившим основанием в возбуждении и составлении протокола об административном правонарушении, доказательства о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено административном правонарушение. В протоколе об административном правонарушении должностное лицо неверно определил субъект правонарушения, описал лишь только действия Министерства финансов РТ в целом, но не как самого должностного лица.

В судебном заседании представитель заявителя Оюн Л.О., действующая по доверенности, доводы жалобы поддержала, дав пояснения, соответствующие доводам жалобы.

Представитель заинтересованного Управления Федерального казначейства Республики Тыва правопреемника ТУ Росфиннадзора по Республике Доржукай А.А. действующий на основании доверенности представил письменные возражения против доводов жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно статье 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесеноДД.ММ.ГГГГ, копия постановления получена заявителем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ заявитель через своего представителя обратился с апелляционной жалобой на указанное постановление, ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении снято с апелляционного рассмотрения, поскольку жалоба подано неуполномоченным лицом, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ данная жалоба возвращена, ДД.ММ.ГГГГ заявителем подана жалоба на указанное постановление с ходатайством о восстановлении срока обжалования с указанием, что привлекаемое лицо поздно получило оспариваемое постановление, в связи с чем суд полагает, что имеются основания для восстановления срока обжалования, поэтому срок на обжалование постановления не нарушен.

Согласно ч. 3 статье 15.15.1 КоАП РФ перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 93.3 Бюджетного Кодекса РФ (далее- БК РФ) бюджетам субъектов Российской федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до пяти лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Согласно 306.6 БК РФ неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных. трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

Согласно пункту 6 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва и его структуры, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 г. № 60 (далее по тексту - Положение) Министерство финансов Республики Тыва реализует финансовую, бюджетную, налоговую политику в Республике Тыва, совершенствует бюджетный процесс и межбюджетные отношения в Республике Тыва, методы финансово-бюджетного планирования, порядок финансирования и составления отчетности, обеспечивает исполнение республиканского бюджета в установленном порядке, принимает участие в подготовке и обеспечивает финансирование, государственных, программ за счет средств республиканского бюджета (подпункты 6.2, 6.4, 6.5, 6.7, 6.14).

Таким образом, Министерство финансов Республики Тыва является финансовым органом Республики Тыва.

Кроме того, в соответствии с п. 6.44 Положения о Министерстве финансов Республики Тыва, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 20.02.2014 г. № 60 (далее по тексту — Положение) Министерство организует привлечение заемных средств, а также обслуживание и погашение внутренних и внешних долгов Республики Тыва.

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 99 БК РФ Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств, в том числе и по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от Других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 99 БК РФ в объем государственного долга субъекта Российской Федерации включаются, в том числе объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом-экспертом организационно-аналитического и правового отдела ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва А. в отношении министра финансов Республики Тыва Д. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ.

Как указано в протоколе, проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва выездной ежегодной проверкой годового отчета об исполнении в 2014 году бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в Министерстве финансов Республики Тыва выявлено нарушение срока перечисления платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ на общую сумму 1461927,50 рублей.

По условиям соглашения кредитор (Минфин России) предоставляет Заемщику (Правительство Республики Тыва в лице Министра финансов Республики Тыва, действующего на основании доверенности председателя Правительства Республики Тыва) из средств федерального бюджета предоставлен бюджетный кредит в размере 53161 000 рублей для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Тыва.

Пунктом 2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что за пользование бюджетным кредитом взимаются проценты в размере 1/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день заключения Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что погашение процента за пользование бюджетным кредитом осуществляется Заемщиком не позднее 25 декабря соответствующего года.

Фактически, оплата процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением на сумму 1461927,5 рублей.

Факт несвоевременное перечисленное платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ установлен и доказан, что подтверждается представленными суду документами.

Каких -либо документов указывающих на отсрочку либо рассрочку возврата бюджетного займа материалы административного дела не содержат.

Постановлением мирового судьи судебного участка г. Кызыла Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГД. в качестве должностного лица – министра финансов Республики Тыва – признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

Довод заявителя в жалобе о том, что министр финансов РТ не является субъектом данного правонарушения, так как управление государственным долгом не входит полномочия Министерства, суд апелляционной инстанции считает необоснованным и несостоятельным, и опровергается материалами дела, из которых следует, что министр финансов РТ Д. является лицом, допустившим нарушение.

Согласно пункту 8 Положения Министерство возглавляет министр финансов Республики Тыва, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Тыва по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.

В силу пункта 9 Положения министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих у функций.

При этом согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Исходя из условий соглашения о предоставлении бюджету Республики Тыва из федерального бюджета бюджетного кредита от имени Правительства Республики Тыва в лице министра финансов Республики Тыва Д. следует, что Д. действовал при заключении соглашения на основании доверенности от имени Главы –Председателя Правительства Республики Тыва, соответственно выступил уполномоченным лицом от лица Республики Тыва.

Кроме того, как указывалось ранее п. 6.44 Положения о министерстве финансов Республики Тыва на министерство возложена обязанность по обслуживанию и погашению внутренних и внешних долгов Республики Тыва. Так как министр финансов Республики Тыва Д. как руководитель министерства финансов Республики Тыва, на которое возложена обязанность по обслуживанию и погашению внутренних и внешних долгов Республики Тыва, надлежащим образом не выполнил возложенные на министерство обязанности, то он правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15 КоАП РФ.

Тот факт, что на момент привлечения к административной ответственности отсутствовало правовое регулирование по вопросам управления государственным долгом Республики Тыва, не исключает субъективной и объективной составляющей в поведении министра финансов Республики Тыва Д. по факту перечисления платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока.

Тем более, несвоевременный возврат бюджетного кредита регулируется не только нормами права о государственном долге, но и правилами Бюджетного и Гражданского кодексов РФ.

Доводы заявителя о том, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены грубые нарушения процессуального характера, а именно в протоколе не указано место, время совершения и событие административного правонарушения, а также не доказано наступления общественно опасных последствий инкриминируемых его деяниям; отсутствует документ послужившим основанием в возбуждении и составлении протокола об административном правонарушении, доказательства о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено административном правонарушение, суд считает несостоятельными, поскольку из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что временем совершения правонарушения указано ДД.ММ.ГГГГ, место – <адрес>, наличие событие административного правонарушения подтверждается указанными в протоколе документами, а именно: соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, платежным поручением Минфина Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщается, что все вопросы, связанные с управлением, а также ведением, учетом и анализом государственным долгом РТ ведутся Министерством финансов РТ, ответом заместителя председателя Правительства РТ от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений с приложением заверенных копий документов: Указ Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О министре финансов Республики Тыва», распоряжение Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей», информация Министерства финансов РТ от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений с предоставлением копий: заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2412,18 рублей, платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2412,18 рублей; а также информацией Управления Федерального казначейства поступила информация от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений, в котором указывалось что, заявка на кассовый расход по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ, направленная Министерством финансов Республики Тыва, подписана электронной цифровой подписью министра Д. и начальником отдела - главным бухгалтером П., и документом послужившим основанием в возбуждении дела является акт выездной ежегодной проверки. Заявитель – министр финансов РТ Д. был надлежащим образом извещен о составлении протокола об административном правонарушении, что подтверждается сопроводительным письмом о направлении уведомления, полученным ДД.ММ.ГГГГ согласно штампу Минфин РТ, а также при составлении протокола участвовал представитель министра финансов РТ Д.К., действующая по доверенности от Д., которой предоставлены соответствующие права.

Достоверность и допустимость указанных выше доказательств сомнений не вызывает.

Таким образом, министр финансов Республики Тыва Д. обоснованно привлечен к административной ответственности, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Административное наказание назначено в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Согласно статье 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности и обоснованности постановления судебного участка г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, жалоба необоснованна, и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка г. Кызыла Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ о назначении министру финансов Республики Тыва Д. административного наказания по ч.3 ст. 15.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 5000 рублей, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 дней со дня получения, вручения его копии.

Судья У.М. Ойдуп