№ 12-967/2020
Дело № 72-365/2020
РЕШЕНИЕ
г. Курган 7 декабря 2020 г.
Судья Курганского областного суда Менщиков С.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 10 сентября 2020 г., вынесенные в его отношении по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2020 г. главный бухгалтер акционерного общества «Специальное конструкторское технологическое бюро «Курганприбор» (далее – АО «СКТБ «Курганприбор», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 10 сентября 2020 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они вынесены. Указывает, что он исполняет требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, полагает, что несущественное нарушение сроков предоставления государственному заказчику информации об их исполнении не образует состава указанного административного правонарушения. Обращает внимание на то, что им были приняты все возможные и зависящие от него меры по предоставлению в № Военное представительство Министерства Обороны Российской Федерации отчетов по исполнению государственных контрактов, кроме того, указывает, что какого-либо ущерба охраняемым общественным отношениям не нанесено.
ФИО1 и его защитник – Воробьев В.С. на рассмотрение жалобы не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены, о чем в деле имеются телефонограмма и уведомление о вручении почтового отправления.
Полагаю возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
В соответствии с частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ) государственным оборонным заказом являются установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
В силу пунктов 4, 6 и 7 статьи 3 указанного Федерального закона государственный контракт по государственному оборонному - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность. Контракт – договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий, в том числе, обязательства сторон и их ответственность. Исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу – лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В соответствии с пунктом 18 части 1 и пунктом 16 части 2 статьи 8 указанного Федерального закона головные исполнители и исполнители обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представлять государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 15 данного Федерального закона лица, виновные в нарушении норм настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 23 июля 2015 г. № 649/15) Свердловское УФАС России выполняет функции по контролю за соблюдением законодательства в сфере гособоронзаказа на территории Уральского федерального округа.
В целях совершенствования сферы гособоронзаказа, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 4 мая 2018 г. № 543, дополняющее Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 47 Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (далее - Правила раздельного учета), распространяющиеся на организации независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета, за исключением случаев использования средств, полученных по государственным контрактам, подлежащим казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 6 пункта 1 Правил раздельного учета состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.
Этим же Постановлением утверждены Правила заполнения отчета и форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ (далее -Правила заполнения отчета), порядок и сроки представления которых определяются соответствующими государственными заказчиками.
Отчет об исполнении государственного контракта (контракта) составляется по каждому контракту (пункт 1). Отчетным периодом является период с даты заключения контракта по дату составления отчета, устанавливаемую государственным заказчиком. Отчет составляется нарастающим итогом по всем хозяйственным операциям, отраженным на дату составления отчета отдельно по каждому контракту (пункт 2). Отчет составляется включительно по месяц полного исполнения организацией и заказчиком своих обязательств по контракту (пункт 3).
Таким образом, в силу данных пунктов Правил заполнения отчета, отчет об исполнении государственного контракта (контракта) составляется по каждому контракту вне зависимости, осуществляются ли расчеты с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, либо через обычный расчетный счет. Отсутствие «движения» денежных средств по отдельному счету, открытому в уполномоченном банке, не отменяет обязанности представить отчет об исполнении контракта. Под полным исполнением контракта понимается полное выполнение обязательств как исполнителем по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг), так и заказчиком по оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Порядок и сроки представления отчета об исполнении государственного контракта, контракта, организациями, выполняющими гособоронзаказа, в которых созданы военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, определены Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 октября 2018 г. № 554 (далее - Порядок представления отчета).
Порядком представления отчета, предусматривается, что отчет следует представлять в Минобороны России, ежемесячно, не позднее 10 числа (в ред. от 21 ноября 2019 г. - с 11 января 2020 г. - не позднее 25 числа) календарного месяца, следующего за отчетным (пункт 2), на съемном оптическом машинном носителе однократного применения (пункт 5), в форме электронного документа (пункт 3), через, соответствующее, аккредитованное военное представительство (пункт 7).
При этом состав и формат электронного документа, обеспечивающие прием и обработку информации, предусмотренной отчетом, определены Приказом Минобороны России от 19 ноября 2018 г. № 670, в целях реализации которого разработано, соответствующее программное обеспечение.
Как следует из материалов дела, постановлением заместителя прокурора города Кургана Заровным Е.Ю. от 23 марта 2020 г. в отношении главного бухгалтера <...> ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлено для рассмотрения по существу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области. Установлено, что <...> не выполняет требования законодательства о гособоронзаказе по ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, в части представления отчета о выполнении государственных контрактов, контрактов, к определенному числу каждого месяца (в том числе к 11 ноября 2019 г.), не представляет в № военное представительство Министерства обороны Российской Федерации отчеты об исполнении следующих государственных контрактов (контрактов):
- от 8 ноября 2018 г. № №
- от 18 июля 2018 г. № №
- от 14 февраля 2019 г. № №
Таким образом, <...> являющееся исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, в установленный срок не представило информацию об исполнении каждого из указанных договоров в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Обязанность по предоставлению соответствующего отчета в 712 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации по контрактам, заключенным в целях выполнения гособоронзаказа возникла у <...> в том числе, в срок до 11 ноября 2019 г.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного бухгалтера <...> ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной статье совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организации несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с приказом генерального директора <...> от 15 мая 2014 г. № № ФИО1 назначен на должность главного бухгалтера <...>
В силу должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной генеральным директором <...> 24 сентября 2012 г., а также «Дополнению к Должностной инструкции главного бухгалтера» от 4 февраля 2019 г., ФИО1 является ответственным лицом за предоставление ежемесячного отчета об исполнении государственных контрактов при выполнении государственного оборонного заказа.
Административная ответственность по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение исполнителем по государственному оборонному заказу любого из требований Правил раздельного учета, в том числе по раскрытию состава и направления использования ресурсов контракта, путем составления и предоставления отчетности.
Таким образом, ФИО1 на момент совершения административного правонарушения являлся должностным лицом, ответственным за соблюдение Правил раздельного учета и Правил заполнения отчета в организации, то есть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактсовершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 марта 2020 г., письмом <...> от 11 марта 2020 г., договорами и приложениями к ним, приказом генерального директора <...> от 15 мая 2014 г. № № согласно которому ФИО1 назначен на должность главного бухгалтера АО «СКТБ «Курганприбор», должностной инструкцией главного бухгалтера <...> протоколами обработки электронного сообщения, отчетами и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не доверять собранным по делу доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поводов нет, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, достоверных сведений, свидетельствующих о принятии ФИО1 всех мер по исполнению действующего законодательства в сфере исполнения государственного оборонного заказа, в том числе по своевременному предоставлению отчетов об исполнении контрактов, не представлено.
Довод жалобы об отсутствии какого-либо ущерба в связи с несоблюдением исполнителем по государственному оборонному заказу требований Правил раздельного учета не освобождает ФИО1 от соблюдения законодательства в сфере исполнения государственного оборонного заказа и не свидетельствует об отсутствии в деянии события административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется.
Выводы судьи о виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения в полной мере мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судьи городского суда, не влияют на правильность выводов судьи и по существу сводятся к переоценке уже оцененных судьей доказательств.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является минимальным.
Процессуальных нарушений по делу не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения оспариваемых заявителем постановления должностного лица и судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 июня 2020 г., решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 10 сентября 2020 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера <...> ФИО1 оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.
Судья С.Н. Менщиков