ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-967/2022 от 21.07.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

28RS0008-01-2022-000147-85

Дело № 12-967/2022

РЕШЕНИЕ

21 июля 2022 года г. Благовещенск

Судья Благовещенского городского суда Амурской области Астафьева Т.С.,

при секретаре Дробяскиной К.А.,

с участием защитника юридического лица МВ, должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении АА,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Октябрьское» ОГ на постановление заместителя начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области № 10-32/149-2021 от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области № 10-32/149-2021 от 28 декабря 2021 года ООО «Октябрьское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ООО «Октябрьское» ОГ подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав в обоснование, что в адрес общества не поступали извещения о том, что 28.12.2021 года министерством природных ресурсов Амурской области в отношении ООО «Октябрьское» будет вынесено постановление о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ; в протоколе об административном правонарушении отсутствует время его составления; протокол об административном правонарушении составлен с нарушением сроков, установленных КАП РФ, при этом постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, определение о проведении административного расследования не выносились; в оспариваемом постановлении отсутствует указание на то, какие именно требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, нарушены обществом; в материалах дела отсутствуют сведения об отнесении водного объекта р. Ултучи к водным объектам рыбохозяйственного назначения, соответственно указание административным органом на нарушение обществом требований приказа Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552, а также ч. 6 ст. Водного кодекса не обоснованно; протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным должностным лицом (поскольку производственный объект недропользования по лицензии БЛГ 02587 БР, расположенный в долине руч. Ултучи, Дорожный Зейского района включен в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Амурской области, соответственно, он подлежит федеральному государственному экологическому контролю, а не региональному); в материалах дела отсутствуют доказательств причастности ООО «Октябрьское» к нарушениям требований к охране водных объектов (р. Ултучи): в связи с глобальной пандемией коронавируса в 2021 году обществом принято решение о прекращении деятельности по геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота на участке в районе р.Ултучи, в вязи с чем 01.02.2021 года был издан приказ о добыче в 2021 году россыпного золота на участке Гусиный Зейского района в соответствие с лицензией БЛГ 02769, вся техника, принадлежащая обществу и работники были перемещены на данный участок, лицензией на общество не возлагалась обязанность по охране водного объекта р. Ултучи в периоды времени, когда фактически деятельность на участке ведения горных работ не осуществляется, на момент проведения рейдового мероприятия на участке ведения горных работ работники ООО «Октябрьское», а также техника, принадлежащая ООО «Октябрьское», не находились, имевшиеся на участке горных работ промывочный прибор, экскаватор ООО «Октябрьское» не принадлежали.

Срок на подачу жалобы не пропущен.

В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, обеспечена явка защитника МВ. Судья определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании защитник МВ доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что административном органом не было попыток установить, кому принадлежала находившаяся на участке ведения горных работ техника, при проведении рейдового мероприятия даже не были установлены ФИО лиц, находившихся на месте ведения горных работ, а также обстоятельства их нахождения на указанном участке. При увеличении видео с дрона им (МВ) был установлен номер трактора, находившегося на участке ведения горных работ на момент проведения рейдового мероприятия, который согласно сведениям, представленным по его запросу, принадлежит ОВ. ОВ ранее работал с ООО «Октябрьское» по договору подряда, проводил работы по рекультивации, возможно, каким-то образом у него осталась копия лицензии БЛГ 02587БР, которую видел сотрудник ФСБ в ходе проведения рейдового мероприятия. Считает, что акт отбора проб сфальсифицирован в части времени отбора проб. Представленные налоговые декларации, где зафиксирована добыча полезных ископаемых на участке недр по лицензии БЛГ 02587БР только в октябре 2021 года, подтверждают непричастность ООО «Октябрьское» к вменяемому правонарушению. Полагал, что в случае установления вины общества, возможно применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, либо снизить размер назначенного наказания на половину.

В судебном заседании должностное лицо АА полагал, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Нормами КоАП РФ не предусмотрено указание в протоколе об административном правонарушении времени его составления; нарушение срока составления прокола не является существенным недостатком протокола, так как указанный срок не является пресекательным; проведение административного расследования не требовалось, в связи с чем определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования не выносилось; р. Ултучи является местом обитания и размножения рыб, соответственно, она является рыбохозяйственным объектом 1 категории, что подтверждается ответом Федерального агентства по рыболовству, имеющимся в деле. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, для водных объектов к таким загрязняющим веществам относятся взвешенные вещества (п. 166), приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 года № 552 установлено, что увеличение содержания взвешенных веществ в водном объеме ниже ведения работ не должно превышать 0,25 мг/дм? к фоновому содержанию взвешенных веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения высшей и 1 категории, и 0,75 мг/дм? для водных объектов хозяйственного назначения 2 категории. При исследовании проб воды, отобранных в границах лицензионного участка, было установлено, что содержание взвешенных веществ в р. Ултучи ниже ведения горных работ составляет 273,21 мг/дм?, то есть установлено загрязнение водного объекта; Пунктом 4 статьи 1 Водного кодекса РФ определено, что водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Пунктом 2.3 Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области определено, что министерство осуществляет в пределах предоставленных полномочий региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствие с п. 3.34 Положения министерство осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 года № 1521 установлены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Исходя из этих критериев, р. Ултучи не является водным объектом, подлежащим федеральному государственному надзору. Также указал, что поскольку 24.09.2021 года проводилось рейдовое мероприятие без взаимодействия, опрос лиц, присутствовавших на участке ведения горных работ, не мог быть осуществлён. При этом, сотрудник ФСБ, присутствовавший при проведении рейдового мероприятия, общался с одним гражданином (ОВ) Каких-либо документов о консервации участка обществом не представлено, с заявлением о фактах незаконной добычи полезных ископаемых на участке, предоставленном в пользование на основании лицензии БЛГ 02587 БР, в органы полиции общество не обращалось. Статьей 11 закона о недрах запрещено передавать лицензию третьим лицам. Согласно п.п. 4.2, 4.4 Приложения к лицензии на недропользователя возложена обязанность по предотвращению загрязнения недр при проведении всех видов работ, а также по охране окружающей природной среды. Не возражал против снижения административного штрафа.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьёй 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот л двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

В соответствии с требованиями статей 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных, объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещается.

Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твёрдые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 56 ВК РФ).

Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (часть 4 статьи 56 ВК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водным объектом признаётся природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно статье 5 ВК РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии со статьёй 34 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу подпункта «е» пункта 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2020 года № 1391, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Пунктом 5 указанных Правил охраны поверхностных водных объектов установлено, что мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу статьи 9 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Согласно статье 18 указанного закона, порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-Г «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Положениями части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплено, что пользователь обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (подпункт 1); безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 6); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (подпункт 7).

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом административного органа, ООО «Октябрьское» является владельцем лицензии БЛГ № 02587 БР на право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, расположенном в долине р. Ултучи руч. Дорожный, в Зейском районе Амурской области.

Пунктом 4 подпунктами 4.2, 4.3, 4.4 Условий пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота в долинах р. Ултучи и ручья Дорожный в Зейском районе (приложение 1 к лицензии БЛГ 02587 БР) недропользователь обязуется соблюдать при разработке месторождения стандарты, нормы и правила по охране поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, земель, растительного и животного мира в соответствии с действующим законодательством.

Согласно требованиям, установленным приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», увеличение содержания взвешенных веществ в водном объекте ниже ведения работ не должно превышать 0,25 мг/дм3 к фоновому содержанию взвешенных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения высшей и 1 категории, и 0,75 мг/дм3 для водных объектов хозяйственного значения 2 категории.

В ходе обследования водного объекта, проведённого 24 сентябре 2021 года, установлено, что содержание взвешенных веществ в водном объекте р. Ултучи в створе ниже места горных работ (273,21 мг/дм3) превышает содержание взвешенных веществ в створе выше места ведения горных работ (3,0 мг/дм?) на 270, 21 мг/дм?, что оказывает негативное влияние на водный объект р. Ултучи.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Октябрьское» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Вопреки позиции заявителя, факт совершения ООО «Октябрьское» административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по данному делу доказательств (в том числе актом отбора и исследования проб природной воды от 24.09.2021 года, фототаблицей, схемой отбора проб, видеозаписью, актом планового (рейдового) осмотра, обследования, план-схемой), которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.

Доводы защитника о том, что акт отбора проб сфальсифицирован, какими-либо достоверными и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Согласно акту отбора и исследования проб природной воды от 24.09.2021 года, отбор проб произведен 24.09.2021 года в период с 13.00 до 14.00 часов на р. Ултучи (приток р. Большой Джелтулак), в акте указаны географические координаты точек, где производился отбор проб, которые входят в границы лицензии БЛГ 02587 БР; климатические условия окружающей среды, температура воды при отборе проб; в какую емкость отобраны пробы, условия транспортирования (вертолет), условия хранения, при помощи какого прибора определялись географические координаты места отбора проб. Также указаны дата, время и место проведения анализа отобранных проб природной воды - 25.09.2021 года в 06.55 часов, г. Благовещенск, данные прибора, с помощью которого производился анализ- анализатор взвешенных веществ фотоэлектрический ФАВ, заводской номер А 0120, свидетельство о поверке от 25.03.2021 года № С-БА/25-03-2021/47545511, выданное ФБУ «Амурский ЦСМ», действительно до 24.03.2021 год (копия которого представлена в материалы дела); термометр ТС-7А, заводской номер 7, поверен заводом изготовителем ОАО «Термоприбор» 02.04.2020 года, межповерочный интервал 3 года.

Дата и время проведения анализа проб природной воды, указанные в акте, соответствуют данным, отображенным на табло прибора, с помощью которого производился анализ, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела фотоматериалы. Анализ проб произведен в соответствие с требованиями ГОСТ 31861-2012- в течение суток с момента отбора проб.

В судебном заседании также был допрошен в качестве свидетеля Свидетель1 (оперуполномоченный УФСБ по Амурской области), присутствовавший в ходе рейдового обследования, который видел, как сотрудники министерства природных ресурсов Амурской области уходили выше/ниже по течению п. Ултучи с целью отбора проб, при себе у них имелись анализатор (в сумке), тара (бутылки), GPS-навигатор, а также специальная сумка для хранения отобранных проб (кейс, который имеет термоизоляционный слой). Сам факт отбора проб он не видел. Свидетель также продемонстрировал суду фотографии, находящиеся у него в телефоне, на одной из них были указаны дата и время: 24.09.2021 года, 18.43 часа, а также изображен вертолет. Свидетель пояснил, что в указанное время они вернулись на вертолете в г. Благовещенск, на фотографии зафиксирована вертолетная площадка, расположенная на 5 км. в г. Благовещенске.

Анализ исследованных доказательств не позволяет ставить под сомнение результаты полученных исследований.

Доводы жалобы о недоказанности вины ООО «Октябрьское» в осуществлении деятельности на р. Ултучи в период проведения рейдового осмотра – 24.09.2021 года, со ссылкой на показания свидетеля ОВ, судом не принимаются.

Действительно, свидетель ОВ, допрошенный 17.03.2022 года Зейским районным судом Амурской области, пояснил, что добычу золота на полигоне по добыче золота на р. Ултучи, где ранее осуществляло добычу золота ООО «Октябрьское», в сентябре 2021 года осуществлял он (ОВ) с использованием техники, не принадлежащей ООО «Октябрьское», разрешение на добычу золота от ООО «Октябрьское» не получал. Когда прилетел вертолет, из которого вышло несколько человек, в том числе сотрудник ФСБ по имени Андрей, никто из проверяющих документов у него не спрашивал, объяснений не брал.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля Свидетель2 (оперуполномоченного УФСБ по Амурской области) следует, что в сентябре 2021 года поступил запрос из министерства природных ресурсов Амурской области о необходимости провести совместные мероприятия по недропользованию. Сам он занимается выявлением фактов незаконной добычи драгоценных металлов. До того как вылетели в Зейский район, какой-либо оперативной информации о незаконной добыче золота на р. Ултучи не имелось. 24.09.2021 года был облет на вертолете р. Ултучи в Зейском районе Амурской области. По прибытии на место осуществления работ, где находилась техника, предназначенная для изыскательных работ, к ним подошли несколько человек, один из которых представился руководителем участка – Пуртовым, но документов, удостоверяющих личность, не представил. Пуртов показал, что имеется соответствующая лицензия, копия которой висела на информационном стенде в жилом вагончике, также на стенде имелись выдержки из нормативно-правовых актов. Документов, подтверждающих, что Пуртов является работником ООО «Октябрьское», представлено не было. Поскольку драгоценных металлов обнаружено не было, иные оперативно-розыскные мероприятия (установление личности присутствующих лиц, их опрос, изъятие) не осуществлялись.

После опроса свидетеля Свидетель2, по ходатайству защитника повторно был опрошен свидетель ОВ, который дополнительно пояснил, что лицензии у него не было, возможно, у него имелась старая копия лицензии, так как в 2020 году между ним и ООО «Октябрьское» был заключен договор подряда на рекультивацию лесных участков.

Таким образом, факт наличия у ОВ копии лицензии БЛГ 02587 БР, выданной ООО «Октябрьское», на момент проведения рейдового обследования 24.09.2021 года, установлен.

Доводы защитника о том, что лицензия имеется в свободном доступе на сайте уполномоченного на ее выдачу органа, и ОВ мог ее распечатать не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Согласно пояснениям должностного лица АА сама лицензия (текст, графические изображения) на сайте не размещается. ОВ о данных обстоятельствах не указывал.

Также, защитник и свидетель ОВ выдвинули версию, что копия лицензии могла быть передана с договором подряда на выполнение работ по рекультивации лесных участков от 01.04.2020 года, что также не подтверждено какими-либо допустимыми доказательствами, как и не подтверждена сама необходимость наличия у лица, выполняющего работы по рекультивации, лицензии на право пользования недрами.

В ст. 11 Закона о недрах закреплено, что лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

Согласно лицензии БЛГ 02587 БР лицензия выдана ООО «Октябрьское» для геологического изучения, разведки и добычи россыпного золота, а не на работы по рекультивации лесных участков.

Более того, в соответствие со ст. 11 Закона о недрах лицензия на пользование недрами не может быть передана пользователем недр третьим лицам, в том числе в пользование.

Доказательств того, что ООО «Октябрьское» по факту незаконной добычи золота в границах лицензии БЛГ 02587 БР обращалось в правоохранительные или надзорные органы, в материалах дела не содержится, суду не представлено.

Наличие приказа от 01.02.2021 года о том, что в 2021 году добыча драгоценного металла (золота) осуществляется на участке горных работ Гусиный в Зейском районе Амурской области в соответствие с лицензией БЛГ 02769 БР, представленные налоговые декларации, в которых содержатся сведения об отсутствии добычи золота на участке недр в соответствие с лицензией БЛГ 02587 БР за период с июня по сентябрь 2021 года и сведения о добыче золота в количестве 2,7 кг. в октябре 2021 года, наличие в момент проверки на участке ведения работ техники, не принадлежащей ООО «Октябрьское», отсутствие доказательств наличия трудовых отношений между ОВ и ООО «Октябрьское», на что указано защитником, не исключают ведение ООО «Октябрьское» в проверяемый период в границах лицензии БЛГ 02587 БР работ по геологическому изучению, разведке и добыче россыпного золота.

Таким образом, материалами дела не доказано, что деятельность ОВ, осуществляемая на участке в границах лицензии БЛГ 02587 БР, выданной ООО «Октябрьская», не была связана с деятельностью ООО «Октябрьское».

Кроме того, как было отмечено ранее, положениями части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплено, что пользователь обязан обеспечить: соблюдение законодательства в области использования и охраны недр (подпункт 1); безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами (подпункт 6); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (подпункт 7).

Поскольку владельцем лицензии БЛГ № 02587 БР на право пользования недрами для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр, расположенном в долине р. Ултучи руч. Дорожный, в Зейском районе Амурской области является ООО «Октябрьское», на него в силу требований ст. 22 Закона о недрах, а также п. 4.2, 4.4 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии БЛГ 02587 БР) возложена обязанность по охране месторождения от затопления, обводнения и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождения или осложняющих его разведку, предотвращению загрязнения недр при проведении всех видов работ, принятие мер по охране окружающей среды.

Ссылка защитника на отсутствие в материалах дела доказательств отнесения р. Ултучи к водным объектам рыбохозяйственного значения и, соответственно, отсутствия оснований для применения требований приказа Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», голословна.

В соответствии с п. 3 Положения об отнесении водного объекта и части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 206, отнесение водного объекта или части водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, к водным объектам рыбохозяйственного значения осуществляется при наличии одного и следующих критериев:

а) водный объект или часть водного объекта представляет собой место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграций водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей);

б) водный объект или часть водного объекта используется для добычи (вылова) водных биологических ресурсов;

в) водный объект или часть водного объекта используется для сохранения и искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.

Согласно рыбохозяйственной характеристике реки Ултучи, представленной Амурским территориальным управлением Росрыболовства (л.д. 129-130) река Утучи является правым притоком р. Большой Джелтулак и впадает в нее на 19 км от устья. Протяженность водотока 29 км. Река берет начало в 11 км западнее поселка Октябрьский Зейского района. Река Ултучи является местом обитания промысловых рыб: амурского язя, сазана, серебряного карася, касатки-скрипуна, плоскоголового жереха, налима, амурской щуки, амурского сама. Рыбы заходят в среднее и нижнее течение реки в период открытой воды для нагула и нереста. Нерестилища промысловых видов рыб расположены в нижнем течении реки. Осенью, с понижением уровня воды и проявлением первых ледовых явлений рыба скатывается по речной системе на зимовку в р. Гарь.

Таким образом, исходя из представленной характеристики водного объекта, а также критериев отнесения водных объектов к водным объектам рыбохозяйственного назначения, установленных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 206, р. Ултучи является водным объектом рыбохозяйственного назначения.

В соответствии с п.п. «б» п. 9 Положения об отнесении водного объекта и части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 206, отнесение водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определение категорий водного объекта рыбохозяйственного значения в отношении внутренних водных объектов или частей внутренних водных объектов осуществляется территориальными органами Федерального агентства по рыболовству, осуществляющими полномочия в пределах установленной компетенции на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Положения об Амурском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству утвержденного приказом Росрыболовства от 17.09.2013 № 694, Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, которое создано для осуществления функций по контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов на водных объектах рыбохозяйственного значения Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области

В соответствии с п. 8.1.13. Положения об Амурском территориальном управлении Росрыболовства, Управление в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет определение категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них.

В соответствие с ответом Амурского территориального управления Росрыболовства от 17.03.2022 года (л.д. 128) на основании данных, подготовленных Амурским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» от 16.03.2022 № 02-06/632 Управление считает возможным определить первую категорию рыбохозяйственного значения р. Ултучи, расположенную в Зейском районе Амурской области.

Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен не уполномоченным должностным лицом, судом отклоняются по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 65 Закона об охране окружающей среды установлено, что государственный экологический контроль осуществляется посредством федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации и регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствие с ч. 2 указанной нормы предметом государственного экологического контроля (надзора) являются:

1) для федерального государственного экологического контроля (надзора): соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральным законом от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении следующих водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос: поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения; водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами; водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации; водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 миллионов кубических метров в год; внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, российской части (российского сектора) Каспийского моря; производственных объектов (здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования), расположенных: в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, за исключением случаев, если объекты расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального или местного значения; в границах водно-болотного угодья международного значения, особо ценного водно-болотного угодья; в границах зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия и (или) объектов всемирного природного наследия, включенных в Список всемирного наследия; производственных объектов, используемых в целях обеспечения космической деятельности, обороны страны и безопасности государства; производственных объектов, являющихся:пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктами хранения, хранилищами радиоактивных отходов, пунктами захоронения радиоактивных отходов;морскими портами, в том числе в границах которых осуществляется деятельность по перевалке, дроблению и сортировке угля;объектами трубопроводного транспорта, предназначенными для транспортировки газа, нефти, газового конденсата и продуктов переработки нефти и газа (магистральные и межпромысловые трубопроводы);объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта; объектами, на которых осуществляется деятельность по хранению и (или) уничтожению химического оружия; производственных объектов, на которых эксплуатируются: ядерные установки, в том числе атомные станции, установки по добыче и переработке урановых руд, за исключением исследовательских ядерных установок нулевой мощности, космических и летательных аппаратов; радиационные источники, за исключением радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, при условии наличия на объектах источников выбросов и сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду; производственных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 настоящего Федерального закона, относящихся: к объектам I категории; к объектам II категории, на которые выдано комплексное экологическое разрешение; производственных объектов, соответствующих критериям, определенным Правительством Российской Федерации с учетом: вида хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасли, части отрасли, производства); классификации промышленных объектов и производств; соблюдения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

2) для регионального государственного экологического контроля (надзора): соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору); соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ВК РФ водным объектом признаётся природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно статье 5 ВК РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Таким образом, водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос не являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, а являются самостоятельными объектами, подлежащими государственному экологическому контролю (надзору).

Пунктом 3 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся в том числе исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о министерстве, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01.09.2015 № 222, одной из основных задач министерства является осуществление в пределах предоставленных полномочий регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно пункту 3.34 Положения министерство осуществляет региональный государственный надзор в области охраны водных объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1521 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» утверждены критерии отнесения водных объектов к объектам подлежащих федеральному государственному надзору и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Река Ултучи, исходя установленных критериев, не относится к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

В соответствии со статьями 23.23 и 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов и органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.6 и ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

При таких обстоятельствах, оснований для вывода о том, что протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, составленный в отношении ООО «Октябрьское» заместителем начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области, составлен не уполномоченным должностным лицом, не имеется.

Нарушение установленного ст. 28.5 КоАП РФ срока составления протокола, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года, не является существенным недостатком протокола, поскольку эти сроки не являются пресекаемыми. Само по себе нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт совершения правонарушения, и он составлен в пределах срока давности.

Составленный по настоящему делу протокол об административном правонарушении в полной мере соответствует требованиям, установленным в ст. 28.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ООО «Октябрьское» не было надлежащим образом уведомлено о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, является несостоятельным.

Как следует из материалов дела и не отрицалось подателем жалобы, 13.12.2021 года в адрес ООО «Октябрьское» была направлена копия протокола об административном правонарушении, составленном в отношении ООО «Октябрьское» по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в котором в том числе имелась информация о том, что рассмотрение материалов дела состоится в министерстве природных ресурсов Амурской области 28.12.2021 года в 16 часов. Указанный протокол был получен обществом 20.12.2021 года, то есть заблаговременно, свидетельствует о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Отсутствие в протоколе об административном правонарушении фразы о том, что 28.12.2021 года в 16 часов будет вынесено постановление о назначении административного наказания, а также не направление отдельного уведомления, не свидетельствуют об обратном. Таких требований КоАП РФ не содержит.

Постановление вынесено с учетом положений ст. 29.10 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Рассматривая доводы стороны защиты о применении положений ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст.4.1 КоАП РФ).

Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Оснований для замены административного штрафа на предупреждение, как о том указывает заявитель в жалобе, нет.

С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного кодекса.

Вместе с тем в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные этой нормой.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, характера противоправного деяния, а также учитывая, что объектом правонарушения являются отношения в сфере охраны окружающей среды, и наступление негативных последствий в виде загрязнения водного объекта, в данном случае нет оснований для применения положений статьи 4.1.1 названного кодекса.

В силу ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении либо жалобу на постановление, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В рассматриваемом случае, каких-либо исключительных обстоятельств, которые позволили бы суду снизить размер назначенного административного штрафа, не имеется.

Наказание ООО «Октябрьское» назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с учетом положений ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, а также нарушений норм материального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановления должностного лица, при производстве по делу не допущено.

Таким образом, оснований для отмены постановления заместителя начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области № 10-32/149-2021 от 28 декабря 2021 года не имеется, обжалуемое постановление является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела регионального государственного надзора министерства природных ресурсов Амурской области № 10-32/149-2021 от 28 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Октябрьское» оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Благовещенского

городского суда Т.С. Астафьева