Дело № 12-968/2020
22RS0046-01-2020-000345-20
Р Е Ш Е Н И Е
30 декабря 2020 года г.Барнаул
Судья Центрального районного суда г.Барнаула Церковная Н.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Скиф» на постановление заместителя директора краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода» - заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения ФИО1 от 3 июля 2020 года №48, которым общество с ограниченной ответственностью «Скиф» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 16 июня 2020 года №0190, составленному специалистом-экологом КГБУ «Алтайприрода» - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения ФИО2, в период с 28 мая 2020 года по 29 мая 2020 года на земельном участке, используемом обществом с ограниченной ответственностью «Скиф» (далее - ООО «Скиф», Общество), с кадастровым номером 22:42:050501:180, расположенном в 5,2 км по направлению на северо-восток от с.Урожайное Советского района Алтайского края, ООО «Скиф» произвело обработку посевных культур на поле №2 площадью 162 га и поле №5 площадью 64 га биологически-инсектцидным препаратом «СБТ-ЭНТОЛЕКС-К» без согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, чем нарушило требования подпункта 17 пункта 22, подпункта 1 пункта 23 Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Лебединый», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 26 июня 2007 года № 278.
Действия ООО «Скиф» квалифицированы по статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поступившей в Центральный районный суд г.Барнаула, ООО «Скиф» просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности должностное лицо не отразило, в чем конкретно выразилось неисполенние либо ненадлежащее исполнение Обществом своих функций, повлекшее нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых территориях, а именно, на территории ГПКЗ «Лебединый». Примененные при химической обработке от сорняков препараты «Айкон», «КЭ», «Террастар», «ВДГ», «Хантер», «КЭ» относятся к третьему классу опасности, т.е. мало опасны для пчел и человека, кроме того, обработка проводилась в ночное время. При проведении проверки должностным лицом нарушены требования статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также нарушены положения Административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», утвержденного приказом Минприроды Алтайского края от 26 октября 2017 года № 1750. Из постановления от 3 июля 2020 года №48 не представляется возможным определить основания проведения осмотра (обследования), в связи с чем осуществленные должностными лицами действия инициированы незаконно. ООО «Скиф» не производило обработку культур препаратом «СБТ-ЭНТОЛЕКС-К», должностным лицом не представлены копии протоколов отбора проб обследования объектов, копии актов осмотра (обследования).
В судебное заседание законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, извещен.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3 доводы жалобы поддержала. Дополнительно указала на неизвещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку соответствующее уведомление пришло в почтовом конверте уже с копией постановления.
Выслушав защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Определением судьи от 23 декабря 2020 года ООО «Скиф» восстановлен срок на подачу жалобы.
В силу статьи 49 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.
Согласно статье 59 данного Федерального закона правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26 июня 2007 года № 278 «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения» утверждено Положение о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Лебединый» в Советском, Бийском и Красногорском районах (далее – Положение).
Согласно подпункту 17 пункта 22 Положения, на территории заказника запрещаются организация, устройство, размещение палаточных городков, биваков (бивуаков), навесов, кострищ (костровищ) вне специально отведенных мест либо мест, согласованных с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, а также любые виды хозяйственной деятельности, рекреационного и иного природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
На территории заказника допускается применение биологических средств борьбы с насекомыми - вредителями растений - по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (подпункт 1 пункта 23 Положения).
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Как следует из материалов дела, ООО «Скиф» вменено то, что оно в период с 28 мая 2020 года по 29 мая 2020 года на земельном участке, с кадастровым номером 22:42:050501:180, расположенном в 5,2 км по направлению на северо-восток от с.Урожайное Советского района Алтайского края, произвело обработку посевных культур на поле №2 площадью 162 га и поле №5 площадью 64 га биологически-инсектцидным препаратом «СБТ-ЭНТОЛЕКС-К» без согласования с Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края.
При этом, признавая Общество виновным в инкриминируемом правонарушении, должностное лицо исходило из того, что оно (ООО «Скиф») было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административным правонарушении.
С таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц (часть 3).
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, определением должностного лица от 17 июня 2020 года рассмотрение дела об административном правонарушении по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Скиф» было назначено на 11 часов 00 минут 3 июля 2020 года.
При этом сведений о направлении данного уведомления в адрес Общества, материалы дела не содержат.
Имеющиеся в материалах дела чек, список №309 внутренних почтовых отправлений от 19 июня 2020 года, а также почтовое уведомление таковыми доказательствами не являются, поскольку не содержат описи вложения.
Таким образом, указание защитника ООО «Скиф» на несвоевременное извещение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно получение соответствующего определения после рассмотрения дела об административном правонарушении, имеющимися в деле документами не опровергается.
На запрос судьи доказательства направления в адрес Общества извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом не представлены.
Таким образом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода» не соблюден, дело рассмотрено 3 июля 2020 года без участия ООО «Скиф» в отсутствие сведений о том, что оно извещено о месте и времени его рассмотрения.
Изложенное свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем постановление должностного лица не может быть признано законными и подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения ООО «Скиф» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущены должностным лицом административного органа, дело об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода».
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, обратить внимание на доводы Общества, изложенные при рассмотрении настоящей жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Скиф» удовлетворить в части.
Постановление заместителя директора краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода» - заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения ФИО1 от 3 июля 2020 года №48 отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Скиф» направить на новое рассмотрение должностному лицу краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода».
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд непосредственно или через Центральный районный суд г.Барнаула в течение 10 суток с момента получения его копии.
Судья Н.В. Церковная