ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-969/20 от 07.10.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 72RS0025-01-2020-004035-65

дело № 12-969/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

07 октября 2020 года город Ханты-Мансийск.

Судья Ханты - Мансийского районного суда ХМАО - Югры Савченко М.П.,

с участием представителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мурашко Н.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года № ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица – заместителя генерального директора ООО «РИТЭК» Борисова М.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Мурашенко Н.И. № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым указанное юридическое лицо признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 рубей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Мурашенко Н.И. № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым ООО «РИТЭК» (далее по тексту Общество) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, заместитель генерального директора – директор ТПП ООО «РИТЭК» Борисов М.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, указав, что для устранения нарушений условий, предусмотренных лицензиями и проектными документами в части утилизации попутного нефтяного газа при эксплуатации Галяновского лицензионного участка расположенных в Ханты - Мансийском районе Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области Обществом приняты действенные и конкретные меры, а именно: разработана и утверждена Программа по рациональному использованию попутного нефтяного газа организаций Группы «ЛУКОЙЛ» на 2019 - 2021 годы, в соответствии с Программой на Галяновском месторождении было запланировано строительство и ввод в эксплуатацию в 4 квартале 2019 года объекта Пункт подготовки и сбора нефти Галяновского месторождения; 04 февраля 2019 года Общество заключило с ООО «СК «Премьер-Сити» договор подряда № 19R0336 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Пункт подготовки и сбора нефти (ППСН) Галяновского месторождения». Основополагающая задача строительства ППСН - использование ПНГ на собственные нужды для выработки электроэнергии и утилизации подтоварной воды, образовавшейся в процессе подготовки нефти на ППСН. Цель строительства - утилизация ПНГ не менее 95%. В соответствии с договором на CMP № 19R0336 от 04 февраля 2019 года с ООО «СК «Премьер-Сити», в 2019 году работы выполнены в установленный срок и осуществлен ввод в эксплуатацию объекта, о чем свидетельствует акт приемки законченного строительством объекта от 11 декабря 2019 года. В настоящий момент объект эксплуатируется и обеспечивает заданный технологический процесс, таким образом, достигнут установленный проектным документом на разработку уровень утилизации ПНГ 95%; Галяновский л.у. находится в районе с неразвитой инфраструктурой. Снабжение материально-техническими ресурсами осуществляется по зимникам и бесперебойно в течение года вести строительные работы на Галяновском месторождении не представляется возможным; Освоение запасов углеводородов на Галяновском месторождении ведется из Баженовской свиты, относящейся к категории трудноизвлекаемых запасов недр; Законом возможность запрета сжигания попутного нефтяного газа - отдельно взятого этапа единого технологического процесса добычи нефти, не предусмотрена; С учетом исключительных обстоятельств - кризисной экономической ситуацией в стране и нефтяной отрасли в частности, учитывая объем уже произведенных финансовых вложений (54 000 000 рублей) и предпринятых действий, наложение на ООО «РИТЭК» административного штрафа в размере 800 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, кроме того, Административным органом установлено наличие смягчающих обстоятельств: «Общество вину признает и принимает меры по достижению надлежащего уровня полезного использования ПНГ», просят снизить размер назначенного Обществу административного штрафа с 800 000 рублей до 400 000 рублей.

В судебное заседание представитель ООО «РИТЭК» и Ханты – Мансийский межрайонный природоохранный прокурор надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не представили, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Мурашко Н.И. доводы заявления не оспаривал, вопрос в части снижения административного штрафа оставил на усмотрение суда.

Суд, заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Мурашко Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ года юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Российская инновационная топливно-энергетическая компания» привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ за то, что 03 марта 2020 года Общество осуществляет свою хозяйственную деятельность с нарушениями требований законодательства о недрах.

Административная ответственность по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В силу положений ст. 7, ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Согласно ст. 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно пункта 3 Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21 марта 2007 года № 61, проектные технологические документы на разработку месторождений составляются на основании лицензий на пользование недрами, выданных в установленном законодательством Российской Федерации о недрах порядке и, как правило, на основе данных запасов полезных ископаемых, прошедших государственную экспертизу и/или находящихся на государственном балансе на дату составления проектного документа.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона РФ «О недрах» обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр является основным требованием по рациональному использованию и охране недр.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 3 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды, экологической безопасности и направлено на недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Согласно ст. 35 Закона РФ «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Закон ХМАО-Югры «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в ХМАО-Югре» от 07 июля 2011 года № 67-оз регулирует отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона ХМАО-Югры «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в ХМАО-Югре» от 07 июля 2011 года №67-оз в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо мероприятий, определенных федеральным законодательством, подлежат включению: мероприятия, направленные на рациональное использование попутного нефтяного газа в автономном округе, включая создание и развитие инфраструктуры по его транспортировке и переработке; мероприятия по обеспечению инструментального учета в автономном округе добываемого, используемого, сжигаемого (рассеиваемого в атмосферу) попутного нефтяного газа.

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 №118, устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение).

Согласно пункта 13 вышеуказанного Положения в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья, в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа. В соответствии с пунктом 3 Положения «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», утвержденного постановлением Правительства РФ от 08 ноября 2012 года № 1148, показатель сжигания определяется ежегодно исходя из суммы показаний узлов учета объемов попутного нефтяного газа по участку недр, предоставленному в пользование, с точностью до второго знака после запятой.

Как следует из материалов дела, Общество является владельцем лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на Галяновском лицензионном участке в Ханты-Мансийском районе, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Тюменской области.

Согласно пункту 10 Приложения № 1 «Условия пользования недрами» к лицензии , пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недрами.

Действующим на 2019 год проектным документом «Проект пробной эксплуатации Галяновского нефтяного месторождения» (утвержден протоколом ЦКР Роснедр по УВС №25-16 от 15 декабря 2016 года) установлено, что в 2019 году процент использования попутного нефтяного газа по Галяновскому нефтяному месторождению должен составлять 75% (таб. 8.1, стр. 28 протокола).

Проверкой установлено, что уровень использования попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2019 года по Галяновскому нефтяному месторождению в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры составил 46,9%.

Всего за 2019 год на Галяновском нефтяном месторождении ООО «РИТЭК» извлечено 2,432 млн.м3 (100%) попутного нефтяного газа. При этом неиспользуемый попутный нефтяной газ в объеме 1,292 млн. м3 (53,13%) нерационально использован сожжен предприятием на факельных установках при допустимом объеме сжигания и технологических потерь 0,608 млн.м3 (25%).

Общество вину в совершении административного правонарушения признаёт. Согласно объяснениям представителя Общества надлежащий уровень полезного использования ПНГ в 2019 году на Галяновском нефтяном месторождении обусловлен снижением потребления ПНГ источниками собственной генерации электроэнергии на месторождении и отсутствием других способов полезного использования ПНГ на Галяновском месторождении.

В проектной документации «Проект пробной эксплуатации Галяновского нефтяново месторождения» (утвержден протоколом ТО ЦКР Роснедра по ХМАО-Югре № 7556 04 июля 2019 года) вопрос снижения процента полезного использования ПНГ на 2019 год Обществом не рассматривался и комиссией не оценивался, так как Общество рассчитывало по итогам года обеспечить проектный уровень полезного использования ПНГ.

Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о невыполнении требований лицензии и проектного документа на разработку месторождения и нарушении вышеуказанных требований законов со стороны Общества.

Попутный нефтяной газ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в попутном нефтяном газе метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности, сжиженного пропан-бутана технического.

Кроме того, экономически оправданным является использование попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии.

Таким образом, Общество с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года осуществляло пользование недрами на Галяновском нефтяном месторождении, в Ханты-Мансийском районе ХМАО-Югры, с нарушением пункта 10 Условий пользования недрами к лицензии (приложение №1) и проектного документа, в части утилизации попутного нефтяного газа, что в свою очередь привело к сверхнормативным потерям при добыче полезного ископаемого (попутного нефтяного газа) в объеме 0,684 млн.м3 (28,13%).

Виновность Общества подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами: постановлениями о возбуждении дела об административном правонарушении № б/н от 03 марта 2020 года по ч. 2 ст. 7.3 и № б/н от 03 марта 2020 по ч. 1 ст. 8.10; информацией Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры об уровне утилизации попутного нефтяного газа на территории ХМАО-Югры за 12 месяцев 2019 года (от 11 февраля 2020 года № 12-Исх-3063); справкой ООО «РИТЭК» об уровне утилизации попутного нефтяного газа за 2019 год; лицензией от ДД.ММ.ГГГГ года с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на Галяновском лицензионном участке в Ханты-Мансийском районе, ХМАО-Югры; «Проектом пробной эксплуатации Галяновского нефтяного месторождения» (утвержден протоколом ЦКР Роснедр по УВС № 25-16 от 15 декабря 2016 года); формой статистической отчетности 6- ГР за 2019 год (газ).

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.

Суд приходит к выводу, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности и его действия квалифицированы верно по ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, исходя из обстоятельств инкриминируемого Обществу и представленных доказательств, суд приходит к выводу, что юридическим лицом не были приняты все необходимые и своевременные меры для соблюдения требований законодательства о недрах.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

С учетом обстоятельств совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении Обществу наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.

В остальной части постановление от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении ООО «РИТЭК» соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ХМАО – Югре Мурашенко Н.И. № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым ООО «РИТЭК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 7.3, ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 800 000 рублей, – изменить, снизив размер штрафа до 400 000 (четыреста тысяч) рублей, в остальной части – оставить постановление без изменения, жалобу ООО «РИТЭК» – без удовлетворения

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда подпись М.П. Савченко

Копия верна

Судья Ханты-Мансийского

районного суда М.П. Савченк