Дело № 12-969/2021
УИД 51RS0002-01-2021-006179-49
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: <...>,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ,
представителя административного органа ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Жученко Ирины Витальевны - заместителя генерального директора - директора филиала АО «Ситиматик» на постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от 25 августа 2021 года о привлечении АО «Ситиматик» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Ситиматик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 21 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник юридического лица - заместитель генерального директора АО «Ситиматик» обратился в суд с жалобой, указав, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности за непроведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Со ссылкой на ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране атмосферного воздуха», пункты 2, 32 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ указало, что АО «Ситиматик» после ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов – полигона ТКО, расположенного по адресу: <адрес>, с.<адрес>, севернее озера Лавенское-4, провело инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в 2019 году, доказательством чему является технический отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период эксплуатации полигона ТКО сп. Междуречье.
Данный отчет составлен не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта, содержит данные инвентаризации и утвержден хозяйствующим субъектом АО «Ситиматик» с указанием даты утверждения, то есть АО «Ситиматик» инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ провело в установленные законом сроки. Сроки проведения корректировки данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух законодателем не установлены, однако АО «Ситиматик» проводит работы по корректировке имеющейся инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ.
В целях корректировки источников выбросов загрязняющих веществ АО «Ситиматик» провело торги и на основе конкурентной закупки заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым будет проведена следующая инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ.
АО «Ситиматик» предпринимает все возможные меры, которые направлены на соблюдение требований природоохранного законодательства.
Административный орган не учел, что АО «Ситиматик» не причинило вред интересам общества, государства и граждан.
Просит суд отменить постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ.
Законный представитель АО «Ситиматик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Защитник юридического лица в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал, дополнительно пояснил, что на момент проведения АО «Ситиматик» инвентаризации методика проведения инвентаризации не была утверждена. По заключенному договору от ДД.ММ.ГГГГ исполнителем ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» ДД.ММ.ГГГГ получены результаты замеров источников выбросов загрязняющих веществ, но закончить инвентаризацию АО «Ситиматик» не успело. Просил постановление отменить или заменить административный штраф на предупреждение.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, представил возражения, в которых указал, что представленный технический отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период эксплуатации полигона ТКО сп. Междуречье, подписанный директором Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО5, не отвечает требованиям приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, как по содержанию (отсутствуют характеристики источников, расчеты рассеивания, перечень маркерных веществ, подлежащих использованию и т.д.), так и документированию (отсутствуют таблицы, предусмотренные для документирования), в нем имеются расчетные методы и отсутствуют инструментальные замеры.
Данный технический отчет представляет собой раздел проектной документации из перечня мероприятий по охране окружающей среды, который разрабатывался на период строительства полигона ТКО, либо частью инвентаризации, проведенной в 2018 году для постановки полигона в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в период проведения проверки юридическим лицом не представлялся, что ставит под сомнение его лигитимность.
Инвентаризация в порядке, определенном законодательством (п. 2 ст. 22 Закона № 96-ФЗ), АО «Ситиматик» не проводилась, поскольку в представленном техническом отчете нет сведений об инструментальных замерах на стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В административный орган ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка АО «Ситиматик» на актуализацию сведений об объекте НВОС с приложением инвентаризации, проведенной в 2021 году ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», в которой указано, что инвентаризация выбросов ранее не проводилась. Дополнительно пояснил, что ранее методика проведения инвентаризации отсутствовала, однако имелись письма, в соответствии с которыми не исключалась возможность использовать любые методики с привлечением лаборатории и проведением замеров. Согласно приказу Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ отчет утверждается только после проведения замеров. Действующее природоохранное законодательство предписывает проводить инвентаризацию один раз с последующими корректировками. Просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Считает, что административный штраф справедливой мерой ответственности за совершенное правонарушение. В ходе производства по делу об административном правонарушении было установлено отягчающее ответственность Общества обстоятельство, при наличии которого АО «Ситиматик» назначен административный штраф (решением Первомайского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ изменено).
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица.
Выслушав защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Совершение данного правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, в том числе, из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями, действовавшими на момент выявления административного правонарушения, далее - Федеральный закон N 96-ФЗ) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 96-ФЗ).
Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (пункт 3 статьи 22 Федерального закона N 96-ФЗ).
Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 22 Федерального закона N 96-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, в пункте 2 которого предусмотрено, что инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы и загрязняющие вещества, ЗВ).
Результаты инструментальных измерений документируются в виде таблиц, рекомендуемые образцы которых приведены в приложении N 2 к настоящему Порядку, с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов количественного определения массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси (пункт 23 Порядка).
Пунктом 2 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1316-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Как установлено судьей и следует из материалов административного дела, для реализации своих коммерческих целей АО «Ситиматик» эксплуатирует объект размещения отходов - полигон ТКО, расположенный <адрес>, с.н. <адрес> (в 7,0 км северо-западнее нос. Междуречье), севернее озера Лавненское-4 (далее - Полигон ТКО), а также имеет действующую лицензию от ДД.ММ.ГГГГ№/П на сбор, транспортирование, обработку и размещение отходов (ранее - лицензия от ДД.ММ.ГГГГ№). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ№-RU№.
АО «Ситиматик» сбор, транспортирование ТКО и их обработку, размещение на Полигоне ГКО осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ.
Полигон ТКО является объектом негативного воздействия на окружающую среду (далее - объект HBOC). В соответствии с действующим законодательством Полигон ГКО зарегистрирован в государственном реестре объект HBOC — код объекта 47-0151-001122- П от ДД.ММ.ГГГГ, 1 категория HBOC, чрезвычайно высокая (1) категория риска.
При эксплуатации Полигона ТКО АО «Ситиматик» стационарными источниками (карты складирования отходов, котельные и др.) в атмосферный воздух выбрасывает, в том числе следующие вредные (загрязняющие вещества): углерод (Сажа); азот(П) (оксид); бенз/а пирен(3,4-Бензпирен); азота диоксид; сера диоксид; углерод оксид; формальдегид; керосин, которые входят в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
В ходе проводимой Росприроднадзором в отношении АО «Ситиматик» плановой выездной проверки установлено, что при эксплуатации данных объектов юридическим лицом допущено нарушение вышеуказанных требований законодательства в области охраны окружающей среды, выразившееся в не проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов и вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, отсутствуют документы, полученные в результате инвентаризации.
Факт выброса вредных (загрязняющих) веществ установлен протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, при анализе заявки АО «Ситиматик» при постановке на государственный учет объекта НВОС – Полигон ТКО, при изучении формы 2-ТП (воздух) за 2019 и 2020 годы, отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ за 2020 год и иных документов.
Административным органом сделан вывод о нарушении АО «Ситиматик» требований п. 1 ст. 15, п. 1-4 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ и, тем самым, совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и виновность АО «Ситиматик» в его совершении подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными и оцененными должностным лицом при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они получены должностными лицами административного органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы в пределах возложенных полномочий при исполнении должностных обязанностей с соблюдением установленного порядка.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех мер по соблюдению правил и норм.
АО «Ситиматик» является юридическим лицом и действует на основании Устав АО «Ситиматик» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением единственного акционера АО «Управление отходами» от ДД.ММ.ГГГГ.
На территории <адрес> АО «Ситиматик» осуществляет деятельность посредством Мурманского филиала, который руководствуется в своей деятельности Уставом и положением о Мурманской филиале АО «Ситиматик», утвержденного на заседании Совета директоров АО «Ситиматик» ф 13.04.2021г. протокол 6/н.
Согласно Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и стилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории <адрес> от 13.06.2013(с дополнениями), заключенного между <адрес>ю и АО «Ситиматик», и Постановления Комитета по тарифному регулированию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 15/1 "Об утверждении отчета о деятельности Комитета по тарифному регулированию <адрес> за 2019 год" АО «Ситиматик» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории <адрес>.
Основными видами деятельности АО «Ситиматик» являются:
- реализация концессионных соглашений в отношении систем коммунальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории субъектов РФ;
- деятельность по обращению с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- деятельность регионального оператора по обращению с ТКО и другие.
Таким образом, у АО «Ситиматик» имелась возможность для соблюдения правил и норм, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия юридического лица АО «Ситиматик» верно квалифицированы административным органом по статье 8.1 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу юридического лица, по делу не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Доводы защитника АО «Ситиматик» о наличии на момент проверки документа, подтверждающего проведение инвентаризации, - отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для Полигон ТКО, утвержденного заместителем генерального директора АО «Ситиматик» ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание.
Судья критически относится к факту наличия данного отчета на момент проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что данный отчет на момент проведения проверки не был предоставлен, из пояснений должностного лица АО «Ситиматик» следовало, что АО «Ситиматик» не оспаривало отсутствие отчета об инвентаризации, указало, что заключен договор с ФГБК «ЦЛАТИ по ПФО», задержка в проведении инвентаризации связана с нарушением сроков выполнения лабораторных работ ФГБУ «ЦЛАТИ по <адрес>».
Имеющийся технический отчет по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период эксплуатации полигона ТКО сп. Междуречье, подписанный директором Мурманского филиала АО «Управление отходами» ФИО5, не отвечает требованиям приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, как по содержанию (отсутствуют характеристики источников, расчеты рассеивания, перечень маркерных веществ, подлежащих использованию и т.д.), так и документированию (отсутствуют таблицы, предусмотренные для документирования), в нем имеются расчетные методы и отсутствуют инструментальные замеры.
Данный технический отчет представляет собой раздел проектной документации из перечня мероприятий по охране окружающей среды, который разрабатывался на период строительства полигона ТКО, либо частью инвентаризации, проведенной в 2018 году для постановки полигона в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО), в нем нет сведений об инструментальных замерах на стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Более того, судья учитывает, что в административный орган ДД.ММ.ГГГГ поступила заявка АО «Ситиматик» на актуализацию сведений об объекте НВОС с приложением инвентаризации, проведенной в 2021 году ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», в которой указано, что инвентаризация выбросов ранее не проводилась.
Административное наказание назначено АО «Ситиматик» в пределах санкции статьи 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в виде административного штрафа.
С учетом конкретных обстоятельств дела, наличия отягчающего административную ответственность обстоятельства (привлечение АО «Ситиматик» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ), угрозы причинения вреда окружающей среде, оснований для назначения юридическому лицу предупреждения не имелось.
Юридическим лицом не приведены какие-либо доводы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, в том числе, связанных с характером совершенного административного правонарушения, которые препятствуют назначению административного штрафа и влекут изменение назначенного наказания на предупреждение.
Наложенный постановлением должностного лица на АО «Ситиматик» административный штраф и его размер соответствуют конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказаний совершенным административным правонарушениям, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для отмены или изменения постановления Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника ФИО1 - заместителя генерального директор - директора филиала АО «Ситиматик» на постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении АО «Ситиматик» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без удовлетворения, постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ – без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 (десяти) суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Хуторцева