ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-96/18 от 23.08.2018 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.Е. Дело № 12-96/2018

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 23 августа 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ооржак С.А., участвовавшего в деле, на постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 июля 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Байыр-оол С.Ч. за отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 июля 2018 года производство по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении Байыр-оол С.Ч. за отсутствием состава административного правонарушения прекращено.

Не согласившись с постановлением судьи, прокурор, участвовавший в деле, подала протест в Верховный Суд Республики Тыва, в которой просит постановление судьи отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва. В обоснование протеста ею указано на то, что прокуратурой республики на основании решения от 15 мая 2018 года проведена проверка экономической обоснованности и достоверности заявленных расходов при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Тыва на 2017 и 2018 годы в Акционерном обществе «Тываэнергосбыт» (далее - АО «Тываэнергосбыт»). В связи с необходимостью выяснения возникших вопросов при осуществлении надзорной деятельности прокуратурой республики в адрес руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва (далее – Служба) Байыр-оол С.Ч. 15 мая 2018 года направлено требование о выделении специалиста для привлечения к проводимой проверке в период с 21 мая по 19 июня 2018 года. Однако согласно ответу от 16 мая 2018 года Байыр-оол С.Ч., являясь руководителем органа контроля, не имея объективных препятствий для выполнения законного требования прокурора о выделении специалиста и не имея никаких законных оснований для отказа в выполнении требования прокурора в нарушение Закона о прокуратуре отказалась выполнить законное и обоснованное требование прокурора о выделении специалистов, ссылаясь на их занятость на плановых и внеплановых проверках и сокращение предельной штатной численности работников Службы. При рассмотрении дела об административном правонарушении судом доказательства всесторонне и в полном объеме исследованы не были, кроме того, не произведена их совокупная оценка. Прекращая дело за отсутствием состава административного правонарушения, суд указал об отсутствии умысла у должностного лица на невыполнение требования прокурора. При этом суд мотивирует, что, несмотря на первоначальный отказ в выделении специалиста, руководителем Службы специалист впоследствии был выделен. Вместе с тем суд надлежащим образом не исследовал ответ Службы от 16 мая 2018 года, в котором указывалось о невозможности выделения специалиста в настоящее время, тогда как прокурор в требовании просил о выделении специалиста с 21 мая по 19 июня 2018 года. Прокуратура обратилась с требованием о выделении специалиста со специальным познанием в финансово-экономической сфере в рамках проведения проверки экономической обоснованности расходов и достоверности заявленных расходов при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Тыва на 2017 и 2018 годы в АО «Тываэнергосбыт» при утверждении тарифов, поскольку в соответствии с п. 5.13.1 Положения Службы (утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 года № 605 (ред. От 20.03.2017)) Служба уполномочена проводить проверки в организациях, получающих средства республиканского бюджета Республики Тыва, и использующих материальные ценности, находящиеся в государственной собственности Республики Тыва. Кроме того, судом не дана оценка доводам прокурора об отсутствии нормативных документов, регламентирующих предельное количество проверок специалистов Службы, что не является основанием для принятия судом необоснованного и незаконного решения об отсутствии умысла и реальной возможности обеспечения участия специалиста. При изучении представленных материалов установлен факт возможности выделения Службой специалистов в период проводимой проверки.

В судебном заседании прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Республики Тыва Ховалыг Л.А. протест по указанным основаниям поддержала, просила постановление судьи отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.

Представитель Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва по доверенности Спиридонова Л.Е. с протестом не согласилась и просила отказать в его удовлетворении.

Байыр-оол С.Ч., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.

Дело рассматривается в ее отсутствие в соответствии с ч. 4 ст. 30.6 КоАП РФ.

Выслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.

В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – ФЗ «О прокуратуре») требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22 подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

П.п. 2, 3 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Из материалов дела следует, что решением заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. от 15 мая 2018 года назначена проверка в АО «Тываэнергосбыт» с 21 мая по 19 июня 2018 года. Предмет проверки: проверка экономической обоснованности и достоверности заявленных расходов при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Тыва на 2017 и 2018 годы.

15 мая 2018 года заместителем прокурора Республики Тыва Бадмаевым Б.М. руководителю Службы Байыр-оол С.Ч. внесено требование о выделении специалиста для проведения проверки в период с 21 мая по 19 июня 2018 года. Данное требование поступило в Службу 14 мая 2018 года вх. .

17 мая 2018 года в прокуратуру Республики Тыва поступило сообщение руководителя Службы о том, что в соответствии со ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главой 12 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 7 Порядка осуществления Службой по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 24 сентября 2014 года № 442, Служба не имеет полномочий по осуществлению контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерных обществ. Кроме того Служба не имеет возможности выделения специалиста в связи с отсутствием сотрудников Службы, специализирующихся на расчете цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии. В связи с чем рекомендует привлечь специалистов Службы по тарифам Республики Тыва, осуществляющей функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, и Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва в соответствии с подпунктами «д» и «ж» пункта 6.1.3. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15.

24 мая 2018 года в прокуратуру Республики Тыва поступило сообщение руководителя Службы о том, что 18 мая 2018 года в Службу поступило требование от 18 мая 2018 года о необходимости явиться в прокуратуру республики для решения вопроса об административной ответственности и дачи объяснений, в связи с чем в дополнение к ранее направленному ответу на требование от 15 мая 2018 года сообщает следующее: на основании перечисленных в настоящем сообщении нормативных правовых актов считает, что Служба по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва не может привлекаться к проверкам по вопросам, не входящим в ее компетенцию, поскольку АО «Тываэнергосбыт» является коммерческой корпоративной организацией, организация и осуществление государственного контроля (надзора) в отношении которой регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере не регулируется положениями указанного закона.

28 мая 2018 года заместителем прокурора Республики Тыва Бадмаевым Б.М. руководителю Службы Байыр-оол С.Ч. внесено повторное требование о явке в прокуратуру республики в 14 часов 01 июня 2018 года для дачи объяснений и составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. На основании требования прокурора от 18 мая 2018 года в назначенное время явился представитель руководителя Службы без доверенности, оформленной надлежащим образом.

Приказом руководителя Службы от 31 мая 2018 года на основании требования прокурора от 15 мая 2018 года поручено начальнику отдела финансового контроля и надзора в социальной сфере М., с 4 по 19 июня 2018 года принять участие в проверке деятельности АО «Тываэнергосбыт» прокуратурой Республики Тыва.

Из изложенного следует, что при получении требования прокурора руководитель Службы со ссылкой на нормы действующего законодательства в сфере бюджетных отношений направила ответ о невозможности выделения ввиду отсутствия сотрудника Службы, специализирующегося на расчёте цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в том числе сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии, специалиста Службы для участия в проверке, проводимой прокуратурой; помимо указанной причины руководителем Службы приводились доводы о занятости и загруженности сотрудников Службы в названный период в связи с их участием в проверках, нахождением в отпусках, что нельзя расценивать как умышленное уклонение от дачи ответа на требование прокурора.

Прекращая производство по делу с учетом приведённых доводов, судья Кызылского городского суда пришел к правильному выводу о том, что в материалах дела не имеется достаточных доказательств, указывающих на то, что руководитель Службы Байыр-оол С.Ч. умышленно не исполнила требование прокурора. Напротив, материалами подтверждается исполнение требования прокурора – Службой предоставлен специалист в период проверки с 21 мая 2018 года по 19 июня 2018 года, что свидетельствует об отсутствии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

С такими выводами следует согласиться и на их основании доводы протеста признаются несостоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 13 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении руководителя Службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва Байыр-оол С.Ч. оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Тыва А.А. Салчак