Дело №12-96/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 апреля 2019г. г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Николаевой И.П., при секретаре Дамбаевой Р.Д.. с участием прокуроров Астраханцевой Е.П., Шатоновой И.В., должностного лица ФИО1, представителя Министерства финансов Республики Бурятия ФИО2, действующей на основании доверенности от 14.05.2018г. рассматривая протест заместителя прокурора Республики Бурятия на постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.33 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КРФобАП),
установил:
Постановлением первого заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО3. от 28.11.2018г. прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника финансово-экономического отдела Министерства по развитию транспорта, энергетики и развития дорожного хозяйства Республики Бурятия ФИО1, по ст. 15.15.33 ч.1 КРФобАП за отсутствием состава административного правонарушения.
07.12.2019г. заместителем прокурора Республики Бурятия Хобраковым Д.Ц.. принесен протест об отмене данного постановления и возвращении дела на новое рассмотрение.
Решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 27.12.2018г. протест заместителя прокурора Республики Бурятия был удовлетворен, постановление первого заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО3. от 28.11.2018г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Бурятия.
Решением судьи Верховного суда Республики Бурятия от 29.02.2018г. по жалобе первого заместителя министра финансов РБ ФИО3. решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 28.12.2018г. было отменено, дело возращено на новое рассмотрение в Советский районный суд г.Улан-Удэ на новое рассмотрение.
Определением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 18.03.2019г. протест заместителя прокурора РБ передан в Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ по месту совершения правонарушения по подсудности.
Протест прокурора рассматривается в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 30.6 КРФоАП предусмотрено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, заслушиваются объяснения законного представителя юрлица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим кодексом. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В судебном заседании прокуроры Шатонова И.В.. Астраханцева Е.П., поддержали доводы протеста, полагают, что в отношении должностного лица ФИО1, незаконно было прекращено производство по делу за отсутствием состава правонарушения по ст. 15.15.3 КРФобАП, в нарушение требований ст. 24.1 КРФобАП. При принятии постановления о прекращении административного дела указана старая редакция статьи 15.15.3 КРФобАП, утратившая силу по Федеральному закону № 118 от -7.06.2017г. Кроме этого, должностным лицом ФИО1, был нарушен «Порядок предоставления и методтка расчета размера субсидий бюджетам муниципальных образований из Дорожного фонда Республики Бурятия на дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения» Приложение № 9 к Государственной программе Республики Бурятия «Развитие транспорта, энергетики и дорожного хозяйства» согласно которой средства субсидия предоставляются из Дорожного фонда РБ на основании заключенных Соглашений между администрацией муниципальных образований и министерством, где указывается график перечисления субсидий. Данное положение предусмотрено ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, начальник ФЭО Минтранса РБ является должностным лицом, в обязанности которой входит вопрос о своевременной подготовки заявки на финансирование, перечислении межбюджетного трансферта, в нарушение требований закона ФИО1. была подготовлена заявка о финансировании Мо «городское поселение «Каменское» на сумму 12600000 руб. вместо 23406000,26 руб., просят постановление отменить и направить для нового рассмотрения.
В суде лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении- начальник ФЭО Минтранса РБ ФИО1, с доводами протеста не согласилась, полагает, что в ее действиях отсутствует состав правонарушения, так как сумма 23406 тыс.руб полностью не была профинансирована в МО «городское поселение «Каменское» в связи с отсутствием денежных средств в Дорожном фонде как ей устно пояснили в Минфине РБ, поэтому вопрос о перечислении в августе 2018г. 12600тыс.руб., МО «городское поселение «Каменское» было согласовано ею с первым заместителем министра ФИО4 в отсутствие министра, который был исполняющим обязанностей министра, в связи с тем, что Минфин РБ устно отказал в перечислении суммы 23406тыс. руб.. письменных указаний у нее не имеется, заявку составляла она, не подписала так как электронно направила, так всегда направлялись заявки, остаток суммы было перечислено <данные изъяты> в сентябре, при этом никаких отрицательных последствий ни для кого не наступило, график расчетов может корректироваться в течение года, но дополнительного Соглашения между Минтрансом РБ и МО « г.<адрес>» не было заключено. Полагает, что не является субъектом правонарушения.
Представитель Минфина РБ ФИО2. в суде пояснила, что с протестом зампрокурора не согласна, постановление заместителя министра финансов РБ принято законно и обоснованно, так как ФИО1. не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.3КРФобАП, не является главным распорядителем бюджетных средств. Согласно Положения о Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия Минтранс РБ осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, представителем юридического лица в данном случае является министр, следовательно ответственность должен нести министр как должностное лицо, а не начальник ФЭО, который принимает решения только по согласованию с министром, не имеет права первой подписи. Соглашение о направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджету МО ГП «Каменское» по объекту находящемуся в муниципальной собственности от 30.01.2018г. было подписано министром ФИО8,а не ФИО1 Кроме этого, нарушение графика финансирования не является нарушением Порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов. Также заявка на финансирование в Минфин РБ была представлена в электронном варианте без подписи ФИО1, и министра, т.е документ был предоставлен в неустановленном порядке, вина ФИО1 не установлена.
Выслушав участников процесса, прокурора, исследовав материалы дела,, суд приходит к следующему.
Статьей 15.15.3 ч.1 КРФобАП предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ - главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Пунктом 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
Согласно Положению о Министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия» утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия № ... от 09.10.2007г. Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (п.3.1.5); осуществляет функции государственногозаказчика федеральных целевых программ и государственных программ Республики Бурятия в сфере деятельности Министерства(п.3.1.4).
Приказом № ... от 10.01.2018г. «Об учетной политике Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия на 2018г.» было утверждено Положение об учетной политике Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия для целей бухгалтерского учета на 2018г. (приложение к приказу на 30л.)(далее Положение об учетной политике).
Согласно пункта 5.1 Положения об учетной политике бухгалтерский учет в Министерстве осуществляется финансово-экономическим отделом под руководством начальника отдела. Бюджетный учет по поступлению и списанию денежных средств с лицевого счета Министерства ведется в электронной виде с учетом цифровой подписи (п.5.9). Все отделы Министерства обязаны своевременно передавать в финансово-экономический отдел документы, необходимые для организации контроля и касающиеся финансирования. Требования начальника финансово-экономического отдела в части оформления и предоставления в ФЭО необходимых документов, сведений, лимитов, смет доходов и расходов являются обязательными для всех работников Министерства(п.5.10). За достоверность и своевременность составления первичных документов и отражения в учетных регистрах ответственность несет лицо, подписавшее и создавшее эти документы(п.5.11).
Пунктом 7.3 Положения об учетной политике утверждено право подписи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей: министр, первый заместитель министра, заместитель министра, начальник финансово-экономического отдела, консультант финансово-экономического отдела. Перечень сотрудников Министерства, имеющих право подписи первичных учетных документов, приведен в приложении ... настоящего Положения.(п.7.12).
Из Приложения ... к Положению об учетной политике установлено, что начальник ФЭО ФИО1, имеет право подписи первичных учетных документов.
Согласно должностного регламента государственного гражданского служащего Республики Бурятия, замещающего должность начальника финансово-экономического отдела утвержденного министром по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия 09.01.2018г. должность государственной гражданской службы начальника финансово-экономического отдела относится к главной группе должностей гражданской службы категории «Руководители» (п. 1.3). Область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего: обеспечение деятельности государственного органа.(п.1.5). Вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего: Организация бюджетного процесса, ведение бухгалтерского и налогового учета, составление бухгалтерской и налоговой отчетности(п.1.6). Гражданский служащий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, возложенных на него в соответствии с законодательством РФ, законодательством РБ.
Соглашением ... от 30.01.2018г. «О направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджету <данные изъяты> пообъекту, находящемуся в муниципальной собственности» заключенному между Минтрансом РБ в лице министра, администрацией <данные изъяты>далее Администрация), ГКУ «Бурятрегионавтодор» был определен Порядок взаимодействия сторон при расходовании в 2018г. субсидий, предоставляемых Администрации, из республиканского бюджета (Дорожного фонда Республики Бурятия) на финансирование работ по ремонту автомобильных работ местного значения, проходящих по центральной <адрес> моно<адрес> Республики Бурятия (п. 1.1). ФИО5, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов направляет финансовые средства Администрации после их поступления из республиканского бюджета в размере 32 800,00 тыс.руб. (п.2.1). Направление финансовых средств Минтрансом РБ осуществляется в соответствии с прилагаемым к Соглашению графиком финансирования Приложение... к Соглашению(п.2.1.1).
Согласно п.2.2 Соглашения ... от 30.01.2018г. «О направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджету <данные изъяты>» по объекту, находящемуся в муниципальной собственности» Минтранс РБ обязан: в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов направлять финансовые средства Администрации после их поступления из республиканского бюджета (п.2.2.1).
Согласно пункту 2.3.2 Соглашения ... от 30.01.2018г. «О направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджет} <данные изъяты>» по объекту, находящемуся в муниципальной собственности» в случае внесения изменений в республиканский бюджет в части уменьшения или прекращения финансирования работ по Объекту, соответственно уменьшить или прекратить финансирование в одностороннем порядке п.2.3.2).
В разделе 8 «Особые условия» Соглашения ... от 30.01.2018г. «О направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджету <данные изъяты> по объекту, находящемуся в муниципальной собственности» установлено, что в случае внесения изменений в республиканский бюджет в части уменьшения ассигнований из республиканского бюджета на финансирование работ по Объекту, Стороны заключают соответствующее дополнительное соглашение к настоящему Соглашению (п.8.1). Установленный настоящим Соглашением размер финансирования не подлежит изменению в связи с инфляцией.(п.8.2).
Дополнительным Соглашением ... от 13.07.2018г. к Соглашению ... от 30.01.2018г. «О направлении финансовых средств из республиканского бюджета бюджету <данные изъяты>» по объекту, находящемуся в муниципальной собственности» предусмотрено, что Минтранс РБ направляет Администрации финансовые средства в размере 23406,3 тыс руб.
В Приложении ... к дополнительному Соглашению ... от 13.07.2018г. указан График финансирования объекта, находящегося в муниципальной собственности <данные изъяты>» : ремонт автомобильных дорог местного значения проходящих по центральной <адрес> моно<адрес> объем финансирования в том числе по месяцам : июль- местный бюджет 2511,42427 тыс. руб.; август -бюджет РБ 23406,26681 тыс. руб.; октябрь бюджет РБ- 0,03319 тыс.руб. Из Справки о результатах проверки исполнения бюджетной законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов проведенной прокуратурой РБ установлено, что в нарушение условга Соглашения Минтранс РБ 0108.2018г. направил заявку в Минфин РБ т финансирование расходного обязательства только в сумме 12600 тыс.руб., хота по данным Минфина РБ по состоянию на 01.08.2018г. имелись денежные средства для выплаты субсидии <данные изъяты>» в полном объеме. Данные обстоятельства не оспариваются ФИО1, и представителем Минфина РБ в суде.
Согласно ст. 2.4 КРФобАП административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье 2.4 КРФобАП указано, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" предусмотрено, что как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Таким образом, судом установлено, что начальник финансово-экономического отдела ФИО1, является должностным лицом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, отнесенного в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ к участникам бюджетного процесса. Согласно локальному нормативному акту Минтранса РБ Положения об учетной политике начальник ФЭО включена в список имеющих право подписи первичных учетных документов наряду с министром, также, согласно должностного регламента начальник ФЭО относится к главной группе должностей гражданской службы категории «Руководители» (п. 1.3). Область профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего: обеспечение деятельности государственного органа, (п. 1.5). Вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего: Организация бюджетного процесса, тем самым суд полагает, что начальник ФЭО Минтранса РБ относится к субъектам правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 ч.1 КРФобАП, всвязи с чем суд признает, что при рассмотрении административного дела были нарушены требования ст. 24.1 КРФобАП.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованными доводы протеста заместителя прокурора РБ и полагает, что постановление первого заместителя министра финансов РБ ФИО3. от 28.11.2018г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника ФЭО ФИО1, в совершении правонарушения по ст. 15.15.3 ч.1 КРФобАП было принято необоснованно, в нарушение требований ст. 24.1 КРФобАП без всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств по делу, в связи с чем постановление подлежит отмене с возвращением административного дела на новое рассмотрение.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КРФобАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности установленный ст. 4.5 КРФобАП не истек.
Руководствуясь ст.30.7, ст. 30.9 КРФобАП суд
решил:
Постановление первого заместителя министра финансов Республики Бурятия ФИО3. от 28.11.2018г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении начальника ФЭО Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия ФИО1, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 ч.1 КРФобАП, отменить.
Административное дело возвратить на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Бурятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.П.Николаева