Дело №12-96/2019
РЕШЕНИЕ
г.Новороссийск 23 сентября 2019 г.
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А.,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А.,
государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. юридическое лицо ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края, представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасова М.А. просит отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения.
Из жалобы представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. следует, что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не согласно с вынесенным постановлением по следующим основаниям. В постановлении указано, что по результатам рассмотрения экспертного заключения от 24.05.2019 №..... по результатам испытаний (измерений) в пробе сточной воды, установлено превышение ПДК по следующим показателям: взвешенные вещества в 3,8 раза; фосфат-ионы в перерасчете на фосфор в 3,8 раз; АПАВ в 3,8 раза. Из постановления следует, что 17.05.2019 г. ПАО «Новороссийский морской торговый порт» при осуществлении сброса в загрязняющих веществ в водный объект – ..... нарушило правило водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты. Однако по данным протоколом количественного химического анализа проб очищенной сточный воды, представленных отделом химической лаборатории «.....», а также независимой лаборатории ООО «.....» в рамках ежемесячного контроля качества сточных вод, превышений нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ от локальных очистных сооружений в районе ..... начиная с 2019 г. не обнаружено. В ходе проверки был произведен параллельный отбор сточных очищенных вод после ЛОС от ОКРТ специалистами ФБГУ «.....» и специалистами отдела химической лаборатории «.....» 17.05.2019 г. (акт отбора сточной воды ..... от 17.05.2019 г.). По данным отдела химической лаборатории «.....» превышение содержания загрязняющих веществ в пробах обнаружено не было (протокол №..... от 22 мая 2019 г.). Кроме того, результаты отборов проб очищенной сточной воды переданы в ООО «.....». Согласно протоколу испытаний от 23.05.2019 г. №..... превышение содержания загрязняющих веществ в пробах также обнаружено не было. На момент проведения проверки на основании приказа от 01.04.2019 г. №..... в отношении ПАО «Новороссийский морской торговый порт» действовало предписание от 03.12.2018 г. №....., сроком действия до 04.06.2019 г., в котором предписывалось осуществлять сброс вредных (загрязняющих) веществ в водный объект – ....., объединенный с ....., только при наличии соответствующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также установленных нормативов предельно допустимых сбросов/лимитов сброса. По результатам внеплановой проверки установлено выполнение предписания от 03.12.2018 г. №..... (акт проверки от 10.07.2019 г. №.....), т.е. административным органом не выявлено наличие загрязняющих веществ в очищенных сточных водах. Предписанием обществу устанавливается разумный срок для исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было привлечено к ответственности. Следовательно, до 04.06.2019 г. (до истечения установленного самим же административным органом срока для устранения нарушений) ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не может быть повторно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ. При этом не имеет правового значения, что вменяемое обществу правонарушение выявлено в разное время и в ходе проведения разных проверок. На момент проведения проверки и отбора проб (17.05.2019 г.), срок исполнения предписания по получения разрешения на сброс вредных (загрязняющих) веществ и нормативов предельно допустимых сбросов/лимитов сброса не истек (04.07.2019 г.), у административного органа отсутствовали законные основания для повторного привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующая на основании доверенности Черкасова М.А., подтвердила доводы, изложенные в жалобе. Просила отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалов И.В. просил постановление №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч.1 ст.8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют действия, нарушающие правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (статья 4 ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со ст. ст. 22, 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 года, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ N 469 от 23 июля 2007 года "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 333 от 17 декабря 2007 года утверждена Методика разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В соответствии со статьей 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Согласно статье 11 Водного кодекса РФ, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 01.04.2019 г. №..... в период с 08 мая по 31 мая 2019 г. была проведена плановая выездная проверка ПАО «Новороссийский морской торговый порт», по результатам данной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки №..... от 31мая 2019 г.
17 мая 2019 г. специалистами .....А.С. в присутствии представителя по доверенности ПАО «Новороссийский морской торговый порт» по доверенности М.С. были отобраны пробы сточной воды ПАО «Новороссийский морской торговый порт» перед сбросом в водный объект – .....
По результатам лабораторных испытаний указанных проб составлен протокол испытаний (измерений) проб воды №278 В от 24.05.2019 г.
Согласно представленному экспертному заключению от 24 мая 2019 г. №..... по результатам испытаний (измерений) в пробе сточной воды, установлено превышение ПДК по следующим показателям: взвешенные вещества в 3,8 раза; фосфат-ионы в пересчете на фосфор в 3,8 раза; АПАВ в 3,8 раза.
Таким образом, юридическое лицо ПАО «Новороссийский морской торговый порт» нарушило требования ст.35, 39, 44,56 Водного кодекса РФ.
Следовательно, действия ПАО «Новороссийский морской торговый порт» образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, а именно 17.05.2019 г. нарушило правила водопользования при сбросе сточных вод в водный объект – ......
Доводы представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А., что ПАО «Новороссийский морской торговый порт» повторно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ за одно и тоже административное правонарушение, суд считает необоснованными по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 50 Конституции РФ и п. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, никто не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одно и тоже административное правонарушение.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ послужило экспертное заключение от 24 мая 2019 г. №....., согласно которого по результатам испытаний (измерений) в пробе сточной воды, установлено превышение ПДК по следующим показателям: взвешенные вещества в 3,8 раза; фосфат-ионы в пересчете на фосфор в 3,8 раза; АПАВ в 3,8 раза.
Однако ранее ПАО «Новороссийский морской торговый порт» также было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст.8.14 КоАП РФ, так как согласно протокола испытания №..... от 26.11.2018 г. было установлено, что концентрации сбрасываемых загрязняющих веществ превышают допустимые концентрации загрязняющих веществ на ..... в составе хозяйственно-бытовых сточных вод установленные в соответствии с разрешением №..... от 25.06.2018 г. на сброс загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты по следующим показателям: взвешенные вещества в пределах норматива допустимого сброса в 5,6 раза; нитрит-ион (в пересчете на азот) в пределах норматива допустимого сброса в 1,35 раза.
Таким образом, ПАО «Новороссийский морской торговый порт» было привлечено за два разных административных правонарушений, где были установлены различные показатели загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
Доводы автора жалобы об отсутствии состава правонарушения являются не состоятельными, поскольку материалами дела подтверждаются событие и состав инкриминируемого ПАО «Новороссийский морской торговый порт» административного правонарушения.
Остальные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу об административном правонарушении постановления.
При рассмотрении данной жалобы не установлено объективных препятствий для соблюдения ПАО «Новороссийский морской торговый порт» норм законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а равно принятие указанным юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену по делу постановления, допущено не было.
Административное наказание назначено юридическому лицу ПАО «Новороссийский морской торговый порт» в пределах, установленных санкцией частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ нет, его следует оставить без изменений, а жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. – без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Коновалова И.В. №..... от 14 августа 2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности Черкасовой М.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска О.А. Спорчич