Дело №12-96/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Огородниковой М.С.,
при секретаре Хлыновском С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 01 августа 2013 года дело по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Омского района по пожарному надзору ФИО2 на основании протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и других материалов дела об административном правонарушении, в отношении должностного лица – начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» - ФИО1 вынесено постановление № о наложении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, согласно которому, начальник Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой о признании незаконным данного постановления и его отмене, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, составившее административный материал, должно собрать доказательства, устанавливающие вину правонарушителя, что в данном случае не было сделано. Согласно п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельство, подлежащим выяснению по делу об административном нарушении является, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно Примечанию к указанной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Согласно ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123 -ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре является одним из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом защита от воздействия пожара или ограничение последствий их воздействия обеспечивается одним или несколькими из способов, перечисленных в ст. 52 упомянутого ФЗ, в том числе: применение объемно - планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасности эвакуации людей при пожаре; устройство систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией при пожаре; применение средств коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации; применение огнезащитных составов (в том числе антипренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций; устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стапливания горючих газов из аппаратуры; устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты; применение первичных средств пожаротушения; применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения; организация деятельности подразделений пожарной охраны. В настоящее время обеспечение предотвращения наступления неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием АУПС производится иными разрешенными способами: обьекты оснащены первичными средствами пожаротушения (огнетушители порошковые, запас песочной смеси и центральный подвод воды) в необходимом количестве. В помещениях вывешены знаки безопасности - о запрете курения, о соблюдении противопожарного режима, разработаны инструкции по пожарной безопасности, назначены ответственные лица за противопожарное состояние объекта и помещений в нем, организовано круглосуточное дежурство. ФИО1 считает, что в его действиях отсутствует пренебрежительное отношение к исполнению возложенных на него обязанностей применительно к обстоятельствам совершения административного правонарушения. Кроме этого считает, что им принимались и принимаются меры для исполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности на объектах находящихся на балансе Омской дистанции гражданских сооружений. Также ФИО1 указывает, что в его доверенности отсутствуют полномочия на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете ОАО «РЖД». Денежные средства не были выделены Омской дистанции гражданских сооружений юридическим лицом на монтаж автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей в зданиях. Считает, что никакого противоправного действия (бездействия) он не совершал. Однако при рассмотрении административного нарушения государственным инспектором Омского района по пожарному надзору не было принято во внимание, что в доверенности отсутствуют указанные полномочия. Просит отменить постановление государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
В судебном заседании заявитель ФИО1, доводы жалобы поддержал в полном объеме, дал суду пояснения, аналогичные содержанию жалобы. Суду также пояснил, что у него отсутствовали полномочия на заключение договоров по установке пожарной сигнализации и финансовые возможности. Кроме того, пояснил, что часть объектов, а именно: административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции <адрес>, помещения здания вокзала, административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции <адрес> не находятся на балансе вверенного ему подразделения.
В судебном заседании государственный инспектор Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области ФИО2 доводы, изложенные в жалобе полагал необоснованными, считает, что вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области ФИО2 была проведена проверка требований законодательства в области пожарной безопасности в зданиях вокзалов, в зданиях тяговой подстанции расположенных по адресам: <адрес>, по результатам которой были выявлены нарушения: - <адрес>: - Помещения здания вокзала не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией; - Помещения здания вокзала не обеспечены системой оповещения людей о пожаре; - Административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией; - Административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции не обеспечены системой оповещения людей о пожаре; <адрес> - Помещения здания вокзала не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией; - Помещения здания вокзала не обеспечены системой оповещения людей о пожаре 1; <адрес> - Административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции не обеспечены автоматической пожарной сигнализацией; - Административно- бытовые помещения здания тяговой подстанции не обеспечены системой оповещения людей о пожаре. По результатам проверки в отношении начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Омского района по пожарному надзору по Омской области ФИО2, на основании вышеназванного протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и других материалов дела об административном правонарушении, в отношении начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1, вынесено оспариваемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.
В силу ст. 37 Закона, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
На основании ст. 38 Закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: - обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
При этом наряду с вышеуказанными Правилами, организациям, должностным лицам и гражданам следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. 83 Закона автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены:
1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении;
2) устройством для контроля работоспособности установки;
3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения;
4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара;
5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Ст. 91 Закона гласит помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Начальник дистанции ФИО1 в судебном заседании не оспаривал факт нарушения на момент проверки требований пожарной безопасности, указывая, что в настоящее время обеспечение предотвращения наступления неблагоприятных последствий, связанных с отсутствием АУПС производится иными разрешенными способами: обьекты оснащены первичными средствами пожаротушения (огнетушители порошковые, запас песочной смеси и центральный подвод воды) в необходимом количестве. В помещениях вывешены знаки безопасности - о запрете курения, о соблюдении противопожарного режима, разработаны инструкции по пожарной безопасности, назначены ответственные лица за противопожарное состояние объекта и помещений в нем, организовано круглосуточное дежурство.
Вместе с тем, доводы жалобы о принятии мер по устранению нарушений пожарной безопасности, не могут быть признаны обоснованными, т.к. объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, не связана с выполнением/не выполнением предписаний государственного инспектора Омского района по пожарной безопасности, устранением/не устранением нарушений в ходе проведения проверки, либо непосредственно после проверки, и санкция применяется за сам факт нарушения требований пожарной безопасности.
Кроме того, согласно п.2 доверенности от 13.04.2013 г., выданной от ОАО «РЖД» на имя ФИО1 начальник Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» вправе заключать и расторгать от имени ОАО «РЖД» административно-хозяйственные договоры, необходимые для осуществления видов деятельности структурного подразделения на возмещение расходов, связанных с содержанием недвижимого имущества ОАО «РЖД», находящегося на балансе структурного подразделения.
П. 3.8 должностной инструкции (далее-Инструкции) начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» гласит: что начальник ведает вопросами совершенствования организации труда и заработной платы, структуры и методов управления, хозяйственного механизма и планирования в дистанции. В силу п. 5.5 Инструкции начальник дистанции несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
В связи с чем, доводы ФИО1 о незаконности оспариваемого постановления в связи с тем, что им были приняты меры по устранению нарушений, необоснованны.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что необходимо исключить из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Омского района по пожарному надзору Территориального отдела надзорной деятельности (Омского района) УНД ГУ МЧС России по Омской области указания на нарушения, предусмотренные на объектах: административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции <адрес>, помещения здания вокзала, административно-бытовые помещения здания тяговой подстанции <адрес>, в связи с тем, что ФИО1 представлены акт о приеме-передачи сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, перечень имущества передаваемого с баланса Омской дистанции гражданских сооружений ОАО «РЖД» на баланс Омской дистанции энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым вышеуказанные объекты находятся на балансе других структурных подразделений ОАО «РЖД».
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, он обоснованно привлечен к административной ответственности, его вина в совершении правонарушения подтверждается материалами дела, наказание назначено в пределах санкции, установленной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности, не усматривается, кроме того, оснований для снижения размера штрафа также не имеется, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможности назначения административного наказания ниже низшего предела.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При таких обстоятельствах, жалоба ФИО1 об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Омского района по пожарному надзору по Омской области по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором Омского района по пожарному надзору по Омской области ФИО2 в отношении начальника Омской дистанции гражданских сооружений СП Западно - Сибирской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - СП Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» ФИО1 о признании виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 10 дней.
Судья М.С. Огородникова