7-196-2015; 12-96-2015
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 18 февраля 2015 года в судебном заседании в г. Перми при секретаре Покровской Д.А. жалобу адвоката Фролова В.М. в интересах ФИО1 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
20 января 2015 года инспектором ОУФМС России по Пермскому краю в отношении гражданина Республики **** ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым в вину ФИО1 вменялось нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, выявленное 20 января 2015 года в 09 часов 00 минут по адресу: ****.
Из протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует, что ФИО1, являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации в безвизовом порядке, въехала на территорию Российской Федерации 01 августа 2014 года, имела законный срок пребывания на территории Российской Федерации до 01 ноября 2014 года, с 02 ноября 2014 года пребывает на территории Российской Федерации в нарушение ч.1 ст.5 Федерального закона РФ от 25.07.3002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Таким образом, ФИО1 по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации.
Дело об административном правонарушении передано по подведомственности на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 января 2015 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Фролов В.М., действующий на основании ордера, просит постановление изменить в части назначения административного наказания в виде административного выдворения, указывает на то, что ФИО1 не выехала из Российской Федерации в установленный законом срок в связи с тем, что ею собирались документы на временное проживание и по причине действий сотрудников отделения УФМС России по Пермскому краю в Еловском районе, где проживала семья, сделать это своевременно не удалось. Кроме того, ФИО1 проживает в России вместе с мужем Г., являющимся гражданином России, имеет статус временного переселенца. В случае административного выдворения будут нарушены права ФИО1, предусмотренные ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании ФИО1 и ее защитник - адвокат Фролов В.М. - на удовлетворении жалобы настаивали.
Заслушав ФИО1 и ее защитника, допросив в качестве свидетелей Г. и Н., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Исходя из ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданка Республики **** ФИО1 въехала на территорию Российской Федерации 01 августа 2014 года, была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** сроком пребывания до 01 ноября 2014 года, с 02 ноября 2014 года пребывает на территории Российской Федерации без законных на то оснований, фактически от выезда в установленный срок уклоняется.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями ФИО1, копией уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, рапортом сотрудника УФМС России по Пермскому краю, сведениями из центральной базы учета иностранных граждан в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, паспортом иностранного гражданина на имя ФИО1
При таких обстоятельствах действия ФИО1 правильно квалифицированы судьей районного суда по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность привлечения ФИО1 к административной ответственности, в жалобе не приводятся.
То обстоятельство, что ФИО1 въехала на территорию Российской Федерации, имея статус временного переселенца, не освобождает ее от обязанности соблюдать требования миграционного законодательства Российской Федерации, предъявляемые к режиму пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции, предусмотренной ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Между тем, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания судья не дал какой-либо оценки имеющимся в материалах дела сведениям о том, что на территории Российской Федерации проживает супруг ФИО1, имеющий гражданство Российской Федерации.
В материалы дела представлены копия свидетельства о заключении ** апреля ** года брака между ФИО1 и Г., а также копия паспорта гражданина Российской Федерации на имя Г.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Таким образом, выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Административное выдворение ФИО1 в настоящее время не исключает вмешательства в право на ее семейную жизнь, а также на семейную жизнь ее супруга Г., являющегося гражданином Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, в том числе на основании показаний Г. и родного брата ФИО1 – Н., ФИО1 неоднократно въезжала на территорию Российской Федерации, близкие родственники на территории Республики **** не проживают, многие приобрели гражданство Российской Федерации. Ранее ФИО1 к административной ответственности не привлекалась.
Из материалов данного дела не усматривается, что необходимость применения к ФИО1 административного выдворения за пределы Российской Федерации является в настоящее время единственно возможным способом достижения целей административного наказания и соответствует принципу баланса публичных и частных интересов.
При таком положении постановление судьи подлежит изменению путем исключения примененного к ФИО1 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
Решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики **** ФИО1 изменить, исключив из него указание на административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу.
Судья-подпись-Спиридонов Е.В.